Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Инвестиции и финансы Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Атомная промышленность Социальное партнерство Импэкс-металл История Уральская горно-металлургическая компания
№6' 2001 версия для печати

СЫРЬЕВАЯ ПРОВИНЦИЯ ИЛИ ФОРПОСТ ДЕРЖАВЫ?



Виктор Ишаев
Глава администрации Хабаровского края

Виктор Ишаев - Глава администрации Хабаровского края     Осуществление любых общероссийских программ экономического развития неизбежно сталкивается с проблемой дифференцированного подхода к их реализации в отдельных регионах. Преобразования последнего десятилетия показали иллюзорность надежд на переход к рынку без учета местных факторов. Для решения задач регионального развития необходимо сформировать систему методов активного воздействия на территориальные процессы.
    Одним из важных факторов, позволившим российской экономике избежать коллапса в ходе реформ, стала административная и хозяйственная деятельность региональных органов государственной власти. В сущности, регионы явились основным противовесом неадекватной макроэкономической политике. Стабилизирующая их роль заключается в следующем.
    1. В большинстве краев и областей именно региональные администрации смягчали последствия кризиса неплатежей. Они выступали посредниками в острых конфликтах между предприятиями, становясь гарантами соблюдения достигнутых договоренностей, организовывали региональные схемы взаимозачетов и вексельного оборота, оказывали помощь в получении кредитов для пополнения оборотных средств и т.д. Все это снизило сбои в производстве.
    2. Региональные власти в меру возможностей сдерживали рост тарифов на электроэнергию и транспортные услуги, создавая таким образом резервы времени для адаптации предприятий и населения к новым условиям. Кроме того, именно регионы, прежде всего наиболее удаленные от Центра, отстаивали необходимость ограничения роста цен и тарифов на энергоресурсы, транспорт, другие базовые товары и услуги, противостояли интересам экспортно-сырьевого лобби.
    3. Региональные администрации стремились в максимальной степени использовать собственные финансовые ресурсы для увеличения спроса на продукцию местных предприятий. Это выражалось в бюджетных закупках продукции и услуг региональных производителей, предоставлении налоговых льгот, выделении денег на инвестиционные проекты и т.д.
    4. В некоторых случаях администрациям краев и областей удавалось достаточно успешно демонополизировать региональные рынки, разрушить картельные сговоры, стимулируя конкуренцию и ограничивая рост цен. Например, в Хабаровском крае регулирующее воздействие на рынок основных продуктов питания осуществлялось следующим образом. Вводились нормативы, ограничивающие величину рентабельности для производителей. При этом существенная часть предприятий не была приватизирована, оставаясь под контролем администрации региона. Имея полную информацию об уровне необходимых издержек, краевые власти не позволили независимым производителям искусственно завышать затраты, взвинчивать цены. Так был создан эффективный "ценовой якорь". Сегодня хлеб в Хабаровском крае стоит намного дешевле, чем в соседнем Приморье, где рынок оказался "либерализованным" в соответствии с известной теоретической моделью.
    Создание эффективной региональной экономики возможно лишь при взаимодействии с другими субъектами рынка внутри страны и за ее пределами. Учитывая положительный и отрицательный опыт этого взаимодействия, формирование региональной социально-экономической системы может соответствовать двум моделям. Первая – регион ведет себя как квазигосударство, пытаясь любыми способами локализовать последствия своей деятельности в собственных границах. Скорее всего, процесс развития при этом замедляется, становится зависимым от бюджетного финансирования. Вторая модель – регион (и его субрегионы) взаимодействует с другими частями национальной экономики и внешними рынками на основе существующих потенциальных преимуществ.
    Конечно, в реальной политике могут использоваться элементы обеих моделей. Однако представляется, что Дальний Восток (и через него – Россия) может достичь заявленных целей только на основе широкого межрегионального и межстранового экономического взимодействия. Сегодня Дальний Восток обладает определенными преимуществами лишь в одной сфере – в освоении природных ресурсов. К этому добавляется еще один естественный фактор – географическое положение, которое позволяет ориентировать добычу и переработку сырья на рынки в Тихоокеанском регионе. Инвестиции, направленные в конце 90-х годов на развитие инфраструктуры, еще не в полной мере дали эффект. Но результаты уже есть: транспорт, в том числе трубопроводный, автомобильные дороги, связь получили определенное развитие. Инфраструктурная система Дальнего Востока не только соответствует потребностям восстановления экономической активности в докризисных объемах, но имеет резерв в расчете на дальнейший рост экономики.
    По темпам роста грузооборота на транспорте несколько дальневосточных регионов в настоящее время превосходят средний по России уровень. О чем это говорит? Если рост перевозок связан с расширением деловой активности в стране, то это со временем будет оказывать весьма благоприятное воздействие и на Дальний Восток: есть основания надеяться, что эта территория будет все больше включаться в межрегиональную торговлю. Рынок самого Дальнего Востока слишком мал, чтобы оценивать транспортную активность как признак экономического роста на внутрирегиональном уровне. По крайней мере, расширение спроса на этом рынке представляется явно недостаточным основанием для поддержания высокого роста в сфере производства, тем более, что динамика внешней торговли, в частности объемы экспорта с Дальнего Востока, в последние два года указывает на стагнацию. Не имея на своей территории эксплуатируемых месторождений топливных ресурсов, Дальний Восток заметно уступает средним по России темпам роста внешнеэкономической деятельности. Только на Сахалине, где идет освоение крупных запасов нефти, эти показатели достаточно высоки.
    Некоторые аналитики и эсперты, опираясь на формальные статистические параметры, полагают, что в целом Дальний Восток не обладает должным потенциалом для перспективной инвестиционной деятельности. Однако это не совсем так. Например, Якутия, Приморский и Хабаровский края в последнее время устойчиво входят в число 25 регионов России, наиболее привлекательных для инвестиций, а по ресурсно-сырьевой привлекательности позиции Дальнего Востока остаются наиболее высокими. Диверсифицированность промышленной структуры крупнейших дальневосточных городов позволяет уже в ближайшее время повысить их инвестиционные рейтинги в обрабатывающих отраслях промышленностии. На фоне слабой активности на российском рынке капиталов доля региона в прямых иностранных инвестициях уже достигла 10 % от их общего объема в российской экономике.
    На Дальнем Востоке живет только 4,9 % населения России, но удельный вес региона в валовом внутреннем продукте составляет 5,7 %, в промышленном производстве – 5,2 %, а доля в совокупном объеме инвестиций – примерно 6 %. Такие показатели свидетельствуют, что, несмотря на многие трудности, регион развивается в последние годы эффективнее, чем другие российские территории. При этом основными препятствиями, сдерживающими этот рост, являются неразвитость инновационного фактора (из-за преобладания сырьевого сектора) и ограниченный потребительский рынок. Это еще раз подтверждает необходимость особых мер для вывода региона из кризиса и формирования условий его экономического развития.
    В эпоху плановой экономики производственная структура и ее пропорции на отдельных территориях формировались, исходя из потребностей всего народнохозяйственного комплекса. Участие в межрегиональном разделении труда для Дальнего Востока, как поставщика сырья, имело два следствия:
    – регион обеспечивал свои потребности в готовой продукции за счет ввоза, в основном из центральных областей страны;
    – финансовые ресурсы развития выделялись из централизованных источников.
    Когда под лозунгом предоставления полной хозяйственной самостоятельности регионы были, по существу, брошены на самовыживание, на Дальнем Востоке это вылилось в глубокий кризис промышленного производства. Значительные ресурсы были отвлечены на поддержание отраслей ВПК, связанной с ним инфраструктуры, и, главное, работников этих предприятий, их семей в условиях катастрофического снижения государственного оборонного заказа, который, по нашей оценке, упал до 6 % от уровня максимальной загрузки мощностей. Регионы пытались адаптироваться к новым условиям, но структура дальневосточной экономики, и особенно промышленности, такова, что в соотношении внешних и внутренних факторов развития до сих пор наблюдается крен в пользу первых. Это касается не только инвестиций. Внутренний рынок, учитывая сложившуюся специализацию производства, здесь не является и еще долгое время не будет являться достаточным катализатором экономического роста.
    Характерной реакцией дальневосточной экономики на рыночные реформы в стране стал процесс автаркизации, т.е. обособления внутри российской экономики. Естественное удорожание продукции и услуг, сжатие национального рынка привели к созданию экономического барьера на западной границе Дальнего Востока. Произошло своеобразное вытеснение этого региона с внутрироссийского рынка.
    Воздействие внешнего для региона спроса – и российского, и зарубежного, – можно проиллюстрировать одним примером. По нашим оценкам, Дальний Восток накануне реформы потреблял только 19 % произведенного на этой территории продукта, остальная часть уходила за его пределы: 75 % – в другие регионы страны и около 6 % – за рубеж. В настоящее время ситуация кардинально изменилась: собственное потребление составляет 75 %, поставки на общероссийский рынок – около 10 % и экспорт – около 15 %. Однако экономическая динамика региона, по нашему мнению, и впредь будет находиться под значительным воздействием внешних факторов развития.
    Автаркические тенденции, о которых говорилось выше, привели к дальнейшему увеличению значения сырьевых отраслей в структуре промышленного производства региона. Удельный вес перерабатывающего комплекса сократился, а легкая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная промышленность, черная металлургия почти прекратили свою производственную деятельность. Несмотря на то, что в программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2005 года одной из целей провозглашена структурная перестройка, этого не произошло.
    Большие расстояния, слабая, очаговая заселенность – эти особенности, присущие всей истории освоения Дальнего Востока, в годы системного кризиса усугубились проблемой оттока населения. Число жителей на этих территориях с 1990 года сократилось на 11 %. Для сравнения: в целом по России снижение составило 2 %. Не в последнюю очередь миграция связана с отменой районных коэффициентов и потерей других преимуществ в уровне благосостояния. Даже темпы роста номинальной заработной платы в регионе не превышают среднего по стране. Необходимо учесть, что значительная часть потребительских товаров и продуктов питания – привозные. Все это усиливает социально-экономическую дифференциацию не в пользу дальневосточных регионов.
    Развитие Дальнего Востока до 2010 года, т.е. в рамках обновленной целевой программы, должно опираться на следующие приоритеты:
    – формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей геостратегические интересы России на Тихом океане. В первую очередь, это касается транспортных коридоров и инженерной инфраструктуры энергетического сотрудничества;
    – обеспечение энергетической безопасности Дальнего Востока и Забайкалья;
    – закрепление населения в регионе;
    – обеспечение структурных изменений в экономике, в первую очередь, на основе модернизации оборонного комплекса, конверсии военного машиностроения, обновления природно-ресурсного сектора (особенно лесного, минерально-сырьевого, рыбного);
    – развитие международного сотрудничества и реализация крупных межгосударственных экономических проектов.
    Топливно-энергетический комплекс к настоящему времени является наиболее проблемной сферой социально-экономического развития региона. Поэтому его укрепление следует рассматривать не только как условие, обеспечивающее подъем экономики, а как целевой проект, что предполагает масштабные структурные изменения во всех отраслях ТЭК и оптимизацию топливно-энергетического баланса.
    В обозримой перспективе стратегической основой развития Дальнего Востока останутся природные ресурсы, их эффективная переработка с применением высокопроизводительных, ресурсосберегающих технологий на уровне мировых стандартов качества.
    Реализация предложенной стратегии развития в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах позволит не только добиться эффекта в экономике Дальнего Востока и страны в целом, но и сформировать инфраструктуру международного сотрудничества, обеспечивающую интеграцию в Северо-Восточную Азию и Азиатско-Тихоокеанский регион. Наиболее важным представляется формирование и реализация базовых проектов международного характера, создание экономической и инженерной инфраструктуры, связывающей страны и регионы, прежде всего, в области энергетики и транспорта. По нашему мнению, газификация Дальнего Востока создаст реальные условия для обеспечения конкурентоспособности предприятий региона за счет снижения себестоимости. Еще одним направлением взаимовыгодного сотрудничества является воссоздание и модернизация транссибирского контейнерного моста "Европа-АТР" путем реконструкции Транссиба и БАМа, морских портов и магистральных автомобильных дорог.
    Одной из важнейших задач является изменение инвестиционной ситуации. В регионе должны быть созданы преимущества для инвесторов. Одним из путей в этом направлении может стать формирование свободных экономических зон. Правда, подобный проект будет эффективен лишь при условии концентрации капиталов на развитие инфраструктуры и предоставлении более существенных льгот по сравнению с теми, которые имеют инвесторы в Китае и ряде стран Юго-Восточной Азии.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение