Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Инвестиции и финансы Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Атомная промышленность Социальное партнерство Импэкс-металл История Уральская горно-металлургическая компания
№6' 2001 версия для печати
Статья:   
1
2

КАРЬЕРА, РАВНАЯ ТАЛАНТУ
К 100-ЛЕТИЮ И.Ф.ТЕВОСЯНА



Юрий Карабасов, Лилия Кац, Константин Косырев
Московский государственный институт стали и сплавов

Иван Федерович Тевосян     C именем Ивана Федоровича Тевосяна связано становление производства качественных сталей в нашей стране, ускоренное развитие черной металлургии, организация судостроительной промышленности. Его неуемная энергия, огромная работоспособность, знание новейших достижений науки и техники, умение находить верные решения в сложных ситуациях служили примером для тех, кто с ним работал. И.Ф. Тевосян воспитал плеяду металлургов и судостроителей, многие из которых стали крупными руководителями в разных отраслях промышленности.
    Иван Федорович родился 4 января 1902 года в г. Шуше. Закончил русскую школу. Шестнадцатилетним вступил в подпольную организацию компартии в захваченном интервентами Баку, боролся за установление советской власти в Азербайджане. В 1921 году И.Ф. Тевосян был направлен на учебу в Московскую горную академию на металлургический факультет. На преддипломной практике на заводе "Электросталь" он работал мастером сталеплавильного производства. После окончания академии Ивана Федоровича оставили на этом предприятии.
    В конце 1929 года в числе молодых инженеров-металлургов И.Ф. Тевосяна командировали в Германию. Он трудился на заводах фирмы "Крупп", детально изучил технологию выплавки и разливки качественных и высококачественных сталей. Затем прошел практику на передовых предприятиях Чехословакии и Италии. По возвращении его назначили начальником сталеплавильных цехов, а затем главным инженером завода "Электросталь". Бурно растущее отечественное машиностроение предъявляло повышенные требования к металлу. Необходимо было увеличить выпуск специальных сталей. Эта подотрасль находилась, по существу, в зачаточном состоянии: в годы Первой мировой войны под Москвой появился завод "Электросталь", на котором металл плавили в двух трехтонных электропечах. Отсюда ведет начало наша качественная металлургия.
    На "Электростали" проявились глубокие инженерные знания, организаторский талант И.Ф. Тевосяна. Да так, что всего через два года после окончания академии Иван Федорович стал управляющим только что созданного объединения "Спецсталь". В него вошли металлургические заводы "Электросталь", "Серп и Молот", "Красный Октябрь", "Днепроспецсталь", Верх-Исетский и Надеждинский (ныне Серовский), а также ферросплавные – Челябинский и Зестафонский. Объединению поставили задачу – осваивать производство ферросплавов и сталей в постоянно растущем объеме и расширяющемся сортаменте. Решить ее можно было, лишь имея квалификационных специалистов в самом объединении и правильно подбирая кадры на заводах. Этому Иван Федорович уделял особое внимание. Ему помогали технический директор – профессор К.П. Григорович и главный инженер объединения И.И. Субботин, еще до революции работавший в этой должности на Надеждинском заводе, а затем на московском заводе "Серп и Молот". На заводах "Спецстали" главными инженерами и начальниками основных цехов назначались молодые специалисты, уже успевшие проявить себя как волевые, знающие дело руководители. Много нового было и в методах работы. Иван Федорович ввел правило: раз в неделю проводить оперативное совещание, чтобы детально обсуждать деятельность заводов, разрабатывать меры по устранению возникших затруднений. Очередная оперативка начиналась с проверки выполнения решений, принятых на предыдущей. Подобные совещания проводились и на каждом входящем в объединение заводе, причем не в кабинете, а в одном из основных цехов. Метод еженедельных оперативок стал общепризнанным и существует до сих пор.
    Важнейшим делом И.Ф. Тевосян считал установление строгой технологической дисциплины. Задача оказалась трудной, потребовались присущие ему твердость и целеустремленность. Дело заключалось не только в составлении технологической документации и организации контроля, но и в создании условий стабильной работы заводов. Ежегодно проводились специализированные съезды по качественным сталям, материалы и рекомендации которых использовались в производстве. Тевосян часто выезжал на предприятия, вникая во все тонкости их деятельности.
    Объединение "Спецсталь" в короткие сроки наладило работу своих заводов. Непрерывно увеличивался выпуск легированных и высоколегированных сталей, расширялся сортамент, повышалось качество продукции. Успехи объединения позволили резко сократить, а затем и вовсе прекратить импорт специальных сталей. Под руководством Тевосяна было создано ферросплавное производство, налажен выпуск металла со специальными свойствами для авиапромышленности, судостроения и других отраслей.
    Иван Федорович руководил объединением "Спецсталь" более 6 лет. Быстро рос его авторитет. Последовавшее затем назначение Тевосяна начальником главка и заместителем наркома оборонной промышленности, а затем наркомом судостроительной промышленности явилось естественным признанием его заслуг.
    Сначала Иван Федорович возглавил главк по производству брони для морских судов, танков и иного вооружения, а через несколько месяцев стал руководителем судостроительного главка. Как и в объединении "Спецсталь", он прежде всего занялся подбором специалистов, провел большую работу по реконструкции судостроительных заводов, тщательно рассматривал ход постройки кораблей. Особое внимание он уделял становлению и развитию кораблестроительной науки, вопросам проектирования судов. Благодаря инициативе и настойчивости Тевосяна значительно расширилась производственная база кораблестроения, осваивался выпуск новых видов брони, были созданы новые предприятия судового машиностроения.
    В январе 1939 года И.Ф. Тевосян стал наркомом судостроительной промышленности. За один лишь год под его руководством было построено большое количество крейсеров, эсминцев, подводных лодок, других кораблей. И в 1940 году судостроительные заводы работали столь же напряженно. А Ивана Федоровича назначают наркомом черной металлургии: отрасль к тому времени дала сбой, требовались меры, обеспечивающие выполнение производственных планов. Тевосян в короткий срок восстановил технологическую дисциплину, добился создания на каждом заводе запасов руды, кокса, шихты и других материалов, что обеспечило ритмичную работу переделов. Уже к концу 1940 года черная металлургия вернула утраченные позиции.
    С началом Великой Отечественной войны основная тяжесть в обеспечении страны металлом легла на Магнитогорский и Кузнецкий комбинаты, а также на старые уральские заводы. Броневую сталь прежде выплавляли в малых кислых печах на предприятиях, которые на этом специализировались. Теперь требовалось варить броню в большегрузных мартенах, чего нигде в мире не было. Сложнейшую задачу удалось решить в короткий срок. Как вспоминает Р.В. Белан, бывший тогда директором Кузнецкого комбината, Тевосяну, хорошо знавшему производство броневого металла, принадлежала в этом особая заслуга. Под его непосредственным руководством металлургические заводы Урала и Сибири быстро перешли на производство тех марок металла, которые требовались для выпуска оружия, техники и боеприпасов. К 1943 году советская военная промышленность производила вооружения больше, чем Германия и ее союзники.
    Те, кто трудился вместе с Иваном Федоровичем, вспоминают, что работать с ним было и трудно, и легко. Великий труженик, он требовал того же от других. Но при этом во все вникал, все учитывал и охотно помогал. Высоко ценил людей добросовестных, творчески относящихся к делу, и не терпел, когда его пытались обмануть. За кажущейся внешней суровостью Тевосяна скрывались отзывчивость, чуткость и доброта.
    Много энергии и инициативы вложил Иван Федорович в восстановление разрушенных войной предприятий черной металлургии южных районов страны. По сложности задач эта работа не имела аналогов в мировой практике. Применялись новейшие технические решения, что позволяло увеличить производительность агрегатов, повысить качество продукции. Уже в 1948 году в отрасли был достигнут довоенный уровень выплавки стали и производства проката, а в 1949 – выплавки чугуна.
    С 1948 года И.Ф. Тевосян возглавил министерство металлургической промышленности СССР. Под его руководством были разработаны технологии производства жаропрочных сплавов для реактивной авиации, специальных металлов для новой отрасли – атомной. Успешно решена задача создания новых материалов для космической техники, автоматики и радиоэлектроники.
    В 1957 году Тевосян попал в немилость к тогдашнему руководителю страны Н.С. Хрущеву и был отправлен послом в Японию, где пробыл недолго. В сентябре он тяжело заболел, вылетел в Москву на лечение. Но болезнь оказалась смертельной. 30 марта 1958 года И.Ф. Тевосян скончался.
    За заслуги перед Родиной Иван Федорович был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден многими орденами и медалями. Прах И.Ф. Тевосяна хранит кремлевская стена. Заводу "Электросталь" было присвоено его имя. Для нынешнего поколения металлургов Тевосян остается примером преданности своему делу, образцом инженера-руководителя.

Статья:   
1
2

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение