Владимир Катунин
Генеральный директор АО "Черметинформация"
Вадим Антипин
Заместитель генерального директора
ЦНИИ информации и технико-экономических исследований черной металлургии (АО "Черметинформация") является головным информационным институтом отрасли, обеспечивает потребителей достоверной информацией обо всех аспектах производства, торговли и потребления продукции в России и зарубежных странах.
В последние годы институт проводит исследования по вопросам технического перевооружения предприятий и экономики металлургического производства, состояния рынка, перспективной отечественной и мировой потребности в черных металлах.
Исследования, проводимые институтом для металлургических предприятий, освещаются в четырех издаваемых им журналах (98 выпусков в год) на собственной полиграфической базе.
Черная металлургия является одним из существенных индикаторов состояния экономики. Такое ее положение сохранится в обозримом будущем в большинстве стран, в том числе экономически развитых. Поэтому проблемы черной металлургии это и проблемы всей экономики.
При формальном рассмотрении показателей работы российской черной металлургии может сложиться впечатление об относительном благополучии. Отрасль в последнее десятилетие стала экспортно-ориентированной. В 1999 и 2000 годах на внешний рынок отгружалось около 60 % металлопродукции. Россия уступает по этому показателю только Украине, которая экспортирует 81 % черных металлов. Для сравнения: в развитых странах доля экспорта черных металлов от общего объема их производства составляет: в Японии 28 %, ЕС 16 %, Китае 8 %.
Активное участие российских металлопроизводителей в мировой торговле (табл. 1) явилось вынужденным, поскольку внутренний рынок оказался разрушенным. Вывоз позволил сохранить большинство основных фондов черной металлургии. В 2000 году стоимость вывезенных за рубеж металлов превысила 6,5 млрд. долл., а доля в суммарных поступлениях от продаж на мировом рынке российских товаров составила 6,4 %. Экспорт продукции черной металлургии осуществлялся, в основном, в страны дальнего зарубежья, лишь незначительные объемы поставлялись в СНГ.
Вывозится, главным образом, продукция с низкой добавленной стоимостью (табл. 2). Это объясняется, во-первых, заинтересованностью иностранных фирм в получении из России по минимальной цене слитков и заготовки для последующего переката, в производство которых вложено более 85 % энергетических и материальных затрат. Во-вторых, конкурентоспособность большинства видов стальной продукции отечественных металлургических предприятий не очень высока.
Россия,находящаяся в длительном системном кризисе, должна будет увеличить душевое потребление стали до 320-350 кг. Без этого нельзя остаться экономически и политически значимым государством.
Ужесточение конкуренциии на рынках и усиление антидемпинговых преследований привели к некоторым изменениям в географии экспорта: в последние годы российские поставки в США и страны ЕС сократились, а в Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Африки и Ближнего Востока возросли. Так, поставки в Китай и Юго-Восточную Азию составляли в 1998 году 23,9 % всего нашего экспорта металлопродукции, а в 1999 году 43,8 %. Экспорт в Северную Америку за тот же период сократился с 32,3 % до 12 %.
Заметна тенденция наращивания производства черных металлов в странах, ранее бывших традиционными импортерами. Они все активнее выступают на мировом рынке в качестве продавцов. Таким образом, расширение объемов поставок российской металлопродукции на рынки Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока может дать лишь временный успех, потому что здесь активно создаются предприятия на базе современных технологий и оборудования. Доля стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в мировом производстве стали снизилась с 54 % в 1995 году до 48 % в 1998 году. Доля развивающихся стран за это же время увеличилась с 18 % до 23 %.
Несомненный интерес представляет ситуация в КНР. Китай объявил о намерении сокращать импорт черных металлов: эта страна проводит политику модернизации производства и развития собственных мощностей. Однако в первом полугодии 2001 года при росте собственного производства на 8,4 % импорт стальных полуфабрикатов составил 4,64 млн. т. Импорт готовой металлопродукции вырос на 14,8 % и достиг 8,51 млн. т. При этом экспорт полуфабрикатов сокращен на 22,4 %, а готовой продукции на 25,1 %. По нашему мнению, такая ситуация является временной и связана с реструктуризацией отрасли, которую, видимо, намерены провести в сжатые сроки.
До 2002 года в Китае предусматривается прекратить работу малопроизводительного оборудования: агломашин с площадью спекания до 18 м2; доменных печей объемом 100 м3; электросталеплавильных печей емкостью 10 т, устаревших мартеновских печей и прокатных станов. Всего будет закрыто 100 заводов общей мощностью 4 млн. т стали. Без указания сроков намечено остановить 20 % производственных агрегатов в связи с вступлением в ВТО. Для повышения конкурентоспособности будет реконструировано 22 % оборудования общей мощностью 25 30 млн. т в год. При этом Китай намерен к 2005 году довести потребление черных металлов до 160 165 млн. т. Это означает, что в стране будет продолжаться интенсивное наращивание мощностей по производству стальной продукции, и в основу будут положены современные достижения металлургии.
Потребление черных металлов в мире имеет объективные условия для дальнейшего роста. Это, прежде всего, связано с тем, что между странами и регионами существуют большие различия по величине душевого потребления стали. В мире в среднем на одного человека приходится примерно 118 кг, в то время как в Северной Америке 435 кг, Японии 635, ЕС 340, Южной Корее 830, на Тайване 970, в Китае 98, России 151, в Африке 20 кг. Предстоящий рост потребления стальной продукции не подлежит сомнению. Прогнозы по этому вопросу различны. Некоторые европейские эксперты считают, что в зоне Организации экономического сотрудничества и развития спрос до 2020 года будет увеличиваться на 2 %, а в остальных странах на 2,8 % в год. Потребление стальной продукции вырастет прежде всего в странах с низким уровнем развития экономики, а также КНР и России.
В ближайшие годы увеличение спроса на черные металлы может легко удовлетворяться за счет имеющихся производственных мощностей. В 2000 году, когда выпуск стали был максимальным и существенно превышал спрос, они использовались лишь на 76,4 %. Это привело к избытку металлопроката на рынке и резкому снижению цен. Например, средние цены на прокат из рядовых сталей при экспорте из государств ЕС в третьи страны (ФОБ) с января 2000 года до января 2001 года уменьшились: на прутки на 8,2 %, катанку на 9,3 %, швеллеры менее 600 мм на 11 %, горячекатаные рулоны на 29,1 % и на холоднокатаные рулоны на 17,3 %.
Мировой рынок черных металлов неустойчив. Надежды на улучшение ситуации во второй половине 2001 года не оправдались, попытки США, стран ЕС и Японии сбалансировать предложение и спрос не были поддержаны большинством производителей в других государствах. В январе августе 2001 года производство стали в мире оставалось на уровне, достигнутом за аналогичный период 2000 года. При этом рост производства имел место в Африке (20,9 %), на Среднем Востоке (8,7 %), Украине (9 %), в Белоруссии (6,5 %). В 2002 году ситуация на мировом рынке черных металлов вряд ли улучшится.
Многие страны, импортирующие черные металлы, наращивают собственные сталеплавильные мощности. В 2000 году эти мощности выросли в мире на 20 24 млн. т, в 2001 году ожидается прибавка еще 12 15 млн. т. Развитые страны-экспортеры модернизируют оборудование и технологии с целью повышения конкурентоспособности производства и увеличения доли продукции более глубокой переработки. Многие страны, относящиеся к малоразвитым, вряд ли превысят уровень душевого потребления черных металлов в 80 120 кг. Это объясняется их географическими условиями теплым климатом, относительно небольшой территорией, отсутствием разведанных минеральных ресурсов и т.д.
Россия, находившаяся в длительном системном кризисе, должна будет увеличить душевое потребление стали до 320 350 кг. Без этого нельзя остаться экономически и политически значимым государством. Следовательно, объем производства сырой стали для внутренних нужд составит 51 56 млн. т. При сохранении экспорта в 10 12 млн. т и импорта в 5 6 млн. т общее производство стали в России должно достигнуть в перспективе 56 62 млн. т.
Основной проблемой, которую необходимо решать отечественной черной металлургии, является модернизация производственных фондов. Среди других крупных производителей черных металлов Россия по техническому уровню несколько опережает лишь Украину, но существенно уступает Китаю, не говоря уже о странах ЕС, США и Японии.
Уровень капитальных вложений, показатели обновления производственных фондов свидетельствуют о крайне низких инвестициях в черную металлургию России (табл. 3). По различным оценкам, удельные капитальные вложения в черную металлургию развитых стран в последнее десятилетие составили 29 48 долл. на 1 т стали в год. В России эта отрасль, при сложившейся динамике инвестиций, не имеет хороших перспектив не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
Некоторые металлургические предприятия, в частности "Северсталь", ММК, НЛМК, ОЭМК, в последнее время все же наращивают модернизацию производства. Крупный проект по выпуску толстого листа и труб большого диаметра начал реализовывать НТМК. Предприятия листового профиля ("Северсталь", ММК и НЛМК) к началу 90-х годов имели по сравнению с другими заводами более совершенную производственную структуру и, соответственно, выпускали более ликвидную продукцию. Это позволило им иметь относительно высокую прибыль и достаточно эффективно использовать ее для модернизации производства. Например, инвестиции на ММК за 1992 2000 годы составили более 14 % общей суммы в отрасли. Но и в этом случае речь идет лишь о приближении оборудования и технологий к современному уровню, а не об ускоренном развитии.
Для укрепления своих позиций на рынках черная металлургия России должна решить две важнейшие задачи:
разработать оптимальную стратегию модернизации предприятий и отдельных производств, обеспечивающую минимальные сроки окупаемости инвестиций и выпуск конкурентоспособной продукции;
разработать эффективную схему финансирования модернизации и нового строительства.
Планы модернизации должны представлять собой совокупность проектов, последовательность реализации которых необходимо определять в зависимости от их эффективности, сроков окупаемости, реально существующей и ожидаемой в среднесрочной перспективе ситуации на мировом и внутреннем рынках. Учитывая особенности инвестирования в черную металлургию, такие проекты целесообразно заранее иметь в портфеле предприятия. Ход модернизации и конкретные проекты должны корректироваться в зависимости от изменения условий, для чего нужны квалифицированные инженерные службы, устойчивые деловые связи с научно-исследовательскими и проектными институтами, а также изготовителями технологического оборудования.
Успех модернизации во многом зависит от квалификации кадров и качества проектов. К сожалению, за последнее десятилетие кадровое обеспечение черной металлургии значительно ухудшилось. Решение этой проблемы зависит теперь от собственников и руководителей заводов. Необходимо эффективно использовать возможности отечественной и зарубежной системы подготовки кадров. Среди крупных предприятий черной металлургии такой опыт имеет "Северсталь". С кадрами научного и проектного обеспечения дело обстоит сложнее. Эти организации не располагают необходимыми финансовыми ресурсами. Заботу о подготовке специалистов для институтов должны взять на себя не только их руководители, но также промышленные предприятия и государство.
Отечественные машиностроительные заводы в настоящее время не имеют опыта и технических возможностей, достаточных для изготовления многих видов современного металлургического оборудования, в частности толстолистовых станов, станов для прокатки горяче- и холоднокатаных полос, сортового металла и проволоки. Машины непрерывного литья для получения слябов изготавливает "Уралмаш". Однако даже последние машины, установленные на ММК, уступают зарубежным аналогам. Такая же ситуация сложилась и с сортовыми машинами непрерывного литья. Поэтому для модернизации отечественных предприятий перечисленное выше оборудование необходимо закупать после проведения конкурса с участием инофирм. При заключении контрактов с зарубежными производителями оборудования следует предусмотреть участие российских машиностроительных заводов, которые под контролем генерального поставщика выполняли бы определенный объем работ и участвовали в пусконаладочных работах. Это позволит накопить опыт современного проектирования и выпуска оборудования, воссоздать интеллектуальный и производственный потенциал.
Модернизация производства в настоящее время осуществляется, в основном, за счет средств металлургических предприятий (табл. 4). В связи с уменьшением рентабельности предприятий черной металлургии из-за роста цен и тарифов на сырье, топливо, электроэнергию и транспортировку грузов, снижения мировых цен и низкой покупательной способностью на внутреннем рынке уже в ближайшее время следует ожидать снижения и без того низких темпов модернизации отрасли, если не будут приняты необходимые меры по привлечению инвесторов.
Модернизация производства связана с высвобождением значительного количества работающих. На многих предприятиях уже наблюдается избыточная численность персонала, сокращение которого сдерживается неизбежным осложнением социальной ситуации. Следовательно, план модернизации предприятий должен содержать и программу создания новых рабочих мест. В ее реализации необходимо участие федеральных и региональных властей.
По нашему мнению, чтобы увеличить инвестиционную привлекательность предприятий черной металлургии, повысить темпы ее модернизации, необходимо реализовать целый комплекс мер.
1. Принять на государственном уровне ряд нормативных актов, которые побуждали бы собственников добиваться высокой эффективности работы металлургических предприятий, в том числе:
повысить ответственность собственников за выполнение обязанностей, возникших в результате приобретения предприятий, в том числе за состояние основных фондов;
повысить роль региональных органов власти в формировании условий аукционов и конкурсов по продаже собственности, а также в контроле за соблюдением обязательств собственников;
проанализировать эффективность института внешних управляющих, после чего внести необходимые коррективы в их права, обязанности, а также в формы ответственности;
повысить уровень защиты внутреннего рынка черных металлов от необоснованного импорта стального проката и изделий из него.
2. Установить льготы предприятиям на закупку сложного импортного капиталоемкого оборудования, которое не может быть изготовлено в России, стимулировать участие отечественных машиностроительных предприятий в совместной работе с зарубежными генеральными поставщиками.
3. Сформировать систему взаимовыгодных отношений между предприятиями металлургического комплекса, угольной промышленности и естественными монополиями "Газпромом", РАО ЕЭС и МПС. Такая система может быть узаконена генеральным соглашением о ценах и тарифах. Ни один из естественных монополистов не должен повышать свое экономическое благополучие за счет деградации других отраслей.
4. Стимулировать создание вертикально-интегрированных структур, что позволит повысить устойчивость работы входящих в них предприятий, а также сконцентрировать финансовые ресурсы для реализации наиболее эффективных проектов модернизации производства. Необходимо законодательно закрепить правила функционирования таких структур.
5. Разработать на каждом перспективном предприятии эффективные проекты модернизации с учетом, что сроки и объем их реализации будут определяться ситуацией на рынке черных металлов и инвестиционными возможностями.
6. Разработать и реализовать на каждом предприятии программы повышения квалификации кадров высшего и среднего управленческого звена. Целесообразно также принять программу кадрового обеспечения научных и проектных институтов с участием федеральных властей и заинтересованных промышленных предприятий.
7. Разработать правовые акты, регламентирующие деятельность органов власти на федеральном и региональном уровне и акционеров компании в связи с необходимостью создания новых рабочих мест при модернизации крупных предприятий.
Мировой опыт показал, что без внимания государства такие отрасли экономики, как черная металлургия, в критической ситуации выжить не могут. Особое внимание следует уделить приоритетным проектам.
|