Юрий Карабасов Ректор Московского государственного института стали и сплавов Юлиан Юсфин Заведующий кафедрой МГИСиС
Дискуссия о высшем образовании, его состоянии и путях развития, разгоревшаяся в последние годы, не является отечественной особенностью. Подобные споры в последние 30 40 лет активно ведутся и в других странах. Суть их в том, что касается технического образования, можно свести к трем группам проблем.
Во-первых, соотношение между объемами аудиторной и внеаудиторной подготовки будущих специалистов. Считается, что активно учиться человек может 9 часов в сутки, или 54 часа в неделю. В различных странах объем аудиторных занятий составляет 15 35 часов в неделю, остальное самостоятельная работа в библиотеках, чертежных залах, в домашних условиях и т.д, без которой вряд ли можно подготовить высококлассного специалиста. В российских вузах объем аудиторных занятий колеблется сегодня в пределах 22 36 часов в неделю, что выше, чем в других странах. Зато снижено количество часов самостоятельной работы.
Второй проблемой является соотношение между гуманитарной и научно-технической подготовкой. За рубежом раньше осознали необходимость гуманитаризации и гуманизации высшего технического образования и соответственно скорректировали программы обучения. Доля гуманитарных дисциплин составляет в зарубежных вузах, как правило, не менее 20 - 25 % от общего объема.
Наконец, в-третьих, существенным остается вопрос: кого готовить? Специалиста в отдельной области техники или с широким кругом знаний, с глубокой фундаментальной подготовкой в естественно-научных и общепрофессиональных дисциплинах? В передовых странах спор решен в пользу расширения профиля. На Западе обучение разделено на два этапа. На первом (который, как правило, продолжается 4 года) выпускник получает общенаучную, общетехническую и общепрофессиональную подготовку для определенной отрасли народного хозяйства металлургии, химии, строительства и т.д. Бакалавр титул, обозначающий этот уровень образования, равновероятно допускается практически во все подразделения отрасли. Если он дополнил вузовские знания практическими навыками и выполнил необходимые контрольные тесты, то получает квалификацию "дипломированный инженер". Второй этап (2 3 года обучения) предусматривает подготовку к получению ученой степени "магистра".
Система высшего технического образования в нашей стране, унаследованная от дореволюционной России и модифицированная в связи с необходимостью быстрейшей подготовки большого количества специалистов, развивалась в ином направлении. В течение 5 лет обучались надо признать, весьма хорошо инженеры, знающие производственные проблемы в пределах, как правило, одного цеха, что позволяло выпускникам в короткий срок стать знатоком в своей профессии. Но при этом сталеплавильщик-мартеновец не мог без основательной переподготовки работать не то, чтобы в прокатном или доменном цехе, но даже в конвертерном или электросталеплавильном. Прокатчик-трубник был иным специалистом, чем прокатчик-листовик, доменщик отличался от агломератчика и т.д. В 90-е годы стало ясно, что такой путь во многом не соответствует потребностям времени. Это и надо иметь в виду, прогнозируя развитие высшего технического образования.
До 2000 года в России готовились инженерные кадры по 371 специальности. Такого огромного списка нет ни в одной стране мира. В настоящее время и у нас приступили к расширению профиля специалистов. Инженерная подготовка сведена к 66 направлениям, причем предполагается, что в рамках каждого из них обучение естественно-научным дисциплинам станет универсальным. Так, 10 металлургических специальностей образовали одно направление "металлургия". В Московском государственном институте стали и сплавов головном металлургическом вузе страны студенты всех металлургических специальностей первые 4 семестра занимаются по единым программам. Новые государственные образовательные стандарты (ГОС) позволяют выполнить эту задачу. Сделан первый значимый шаг к отходу от узкой специализации.
Попытки интенсифицировать процесс гуманитаризации и гуманизации высшего технического образования до сих пор встречают в России сильное сопротивление. Негативное отношение к дисциплинам гуманитарного цикла (а ими не так давно считались лишь общественно-политические курсы) невольно переносится на знания, действительно необходимые современному выпускнику технического вуза.
В МГИСиС с 1993 года введен курс "История металлургии". В этой дисциплине основное место занимают проблемы социальных последствий технических решений, связи развития общества и техносферы, логики появления научных открытий и технических решений, авторитета отечественной науки и ее интернационализации и пр. Социальным последствиям инженерных решений посвящен специальный курс, читаемый студентам в качестве "дисциплины по выбору".
Технические специалисты с высшим образованием не в ладах с русским языком. Разговор об этом набил оскомину. Теперь начинаем исправлять ситуацию. Студенты МГИСиС изучают русский язык в течение одного семестра, и объем пока не велик 1 час в неделю, но и при его утверждении пришлось преодолеть сопротивление многих преподавателей технических дисциплин. А студенты проголосовали "за" полными аудиториями. В наших планах скорейшее введение русского языка в стандарты всех специальностей вуза.
Особенно крупные изменения касаются преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин, которые, собственно, и формируют инженера новой формации. Каким будет инженер-металлург XXI века? Отвечая на этот вопрос, необходимо представлять, что металлургия нового столетия столкнется с совершенно новыми условиями существования мирового хозяйства. Обозначим основные из них.
1. Произойдет резкое сокращение, а в отдельных регионах полное исчезновение месторождений чистых по примесям руд. По нашим расчетам, в Российской Федерации лишь на отдельных участках Курской магнитной аномалии сохранятся некоторые запасы железных руд, в основном свободных от попутных элементов. Меняется понятие "чистая руда". В ближайшие годы невозможно будет игнорировать содержание элементов в 0,001 % и более. Таким образом, железные руды, попадающие в разработку, будут относиться к классу комплексных. Технология, основанная на извлечении лишь одного элемента, потеряет право на существование. Инженер-металлург, следовательно, должен быть компетентен в "правилах поведения" многих элементов таблицы Менделеева. На наших глазах размываются границы между черной и цветной металлургией, а следовательно и между соответствующими специальностями.
2. Ужесточатся требования к расходу невозобновляемых источников энергии. Приоритетными для использования нефти и природного газа остаются транспорт, химическая и фармацевтическая промышленность, сельское хозяйство, энергетика и коммунально-бытовая сфера. Лимит использования этих энергоносителей для металлургии будет неуклонно снижаться. Возрастает роль твердых видов топлива. Большинство их содержат значительное количество ценных попутных элементов ванадия, стронция, галлия, ниобия и др. Извлечение этих компонентов в металлургических агрегатах уже сегодня приобретает приоритетное значение. У комплексной переработки углей и других видов твердого топлива с применением металлургических способов и аппаратов просматриваются большие перспективы. При этом энергосбережение становится первостепенно значимым и носит межотраслевой характер. Теории и практике такого подхода надо учить специально.
3. В основном сформировались мировые рынки сырья и металлов. Уже сегодня для многих металлургических производств России более выгодно использовать импортные сырые материалы и топливо. Эта тенденция будет усиливаться. В повестке дня российской промышленности и науки стоят такие вопросы, как конкурентоспособность, гибкость номенклатуры продукции, знание проблем мирового рынка, экономический риск при использовании достижений науки и др. Высшее техническое образование должно учитывать эти новые реальности.
4. Резко возросли требования к качеству продукции. Уровень подготовки инженеров в этой области больше, чем что-либо, характеризует состояние учебного процесса.
5. Основным условием развития мирового хозяйства является его взаимоотношение с окружающей средой. Экологические ограничения для любых производств стали определяющими. Между тем экологическая подготовка в российских вузах остается невысокой.
Из этих общих соображений можно вывести некоторые принципиальные основы подготовки инженеров-металлургов. Не вызывает сомнения более высокое информационное обеспечение выпускников. Исследование математических моделей процессов, овладение информационными технологиями, методами компьютерного проектирования и, как следствие, высокий уровень инженерных расчетов станут обязательными элементами учебного процесса.
Достойное место в обучении студентов займет гуманитарная подготовка. Наряду с дисциплинами социально-исторического цикла обязательными предметами государственных образовательных стандартов являются такие, которые можно обозначить как гуманитарно-технические. К курсам, которые сегодня уже проходят этап опробования "История металлургии", "Управление качеством", добавятся "Социальные последствия технических решений", "Устойчивое развитие общества", "Теоретические основы управления ресурсами". Все более необходимым становится изучение ( в основном самостоятельно) двух иностранных языков с навыками технического перевода.
Принципиальные изменения претерпит профессиональная подготовка будущих инженеров. Глобальный кризис конца XX века выявил сердцевину проблем мировой цивилизации это ресурсы. Многократный рост их потребления, опасность исчезновения наиболее дефицитных, уничтожение экосистем, необратимые изменения климата все это грозит потерей устойчивости биосферных процессов. Инженеры должны понимать, что ключ к решению социальных, энергетических, экологических проблем находится в сфере управления ресурсами, их сбережения. Исходя из этого в МГИСиС в течение ряда лет проводится эксперимент с использованием ресурсо-экологического цикла дисциплин. Принципиально новым в содержании этих и других предметов является преподавание на основе анализа "жизненного цикла изделия" и расчета экобалансов. В учебном процессе, построенном на этом принципе, студент учится рассчитывать получение необходимой металлургической продукции, начиная с этапа добычи и подготовки исходного сырья и энергоресурсов с учетом транспортных издержек. Это позволяет уйти от узкоотраслевого взгляда.
Добротно подготовленный в области фундаментальных дисциплин, получивший прочную гуманитарную базу, владеющий основами компьютерного моделирования, знающий два иностранных языка, освоивший принципы и методы ресурсо-экологического анализа металлургических технологий таково наше видение инженера-металлурга ближайших десятилетий. Полученная в институте хорошая технологическая подготовка даст возможность быстро обрести себя на производстве. Заложенная во время обучения готовность к переподготовке завершает эскиз специалиста новой формации.
|