Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ОМК - Объединенная металлургическая компания Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Инвестиции и финансы Горное дело Черная металлургия Нефть-газ=трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Искусство и ремесла История
№1' 2001 версия для печати
Статья:   
1
2

ЛИДЕРЫ БЕЗ СОПЕРНИКОВ
ФОНДОВЫЙ РЫНОК ПОМОГАЕТ ПРИВЛЕЧЬ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ



Александр Захаров
Генеральный директор Московской межбанковской валютной биржи

Александр Захаров    На современном этапе перспективы экономического подъема в России зависят от решения двух взаимосвязанных задач, а именно:
    – создания условий для организации перетока капиталов из финансовой сферы в реальный сектор экономики;
    – организации перетока капиталов из центра, где сосредоточено до 80 % финансовых ресурсов страны, в регионы.
    В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о формах привлечения инвестиционных капиталов, о переносе центра тяжести на рыночные методы мобилизации инвестиций.
    Стремительное сокращение бюджетного финансирования регионов до самого недавнего времени не компенсировалось развитием других форм финансирования. По некоторым прогнозам, неблагоприятная тенденция будет развиваться и далее. Причем это сокращение невозможно в полной мере восполнить банковским кредитованием.
    Таким образом, предприятия в регионах объективно поставлены перед необходимостью привлекать средства с фондового рынка. В регионах должны осознать, что фондовый рынок предоставляет больше возможностей для мобилизации капитала, чем банковское кредитование и прямые инвестиции, поскольку:
    – обеспечивает более длительные сроки привлечения ресурсов;
    – дает возможность несвязанного финансирования;
    – стимулирует рост эффективности использования средств.
    Портфельные инвестиции объективно становятся одним из важных средств финансирования роста региональных экономик.
    В основание любой эмиссии должны быть положены эффективные инвестиционные проекты. Однако главным условием привлечения средств с фондового рынка и возможности последующего рефинансирования является эффективный менеджмент. Так, отвечая на вопрос о критериях оценки инвестиционных проектов, управляющий партнер "Бэринг Восток кэпитал партнерс" Майкл Калви сказал: "Прежде всего мы инвестируем в порядочных менеджеров, и то, насколько хорошо управляется компания, – это первый и самый главный критерий". Иными словами, основной упор в требованиях допуска к торгам акций предприятий делается даже не на финансовое состояние и кредитную историю, а на информационную прозрачность и соответствие стандартам корпоративного управления.
    Силами ММВБ, Национальной ассоциации фондового рынка (НАУФОР), Национальной фондовой ассоциации (НФА) подготовлен ряд концептуальных программ, посвященных перспективам развития фондового рынка. Во многих из них отмечается низкая корпоративная культура наших предприятий. В этом смысле важна инициатива Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) по разработке кодекса корпоративного управления. Действительно, без этого двигаться к цивилизованному финансовому рынку невозможно. Реализуя проект ФКЦБ, участники рынка должны выйти на новый стандарт, в том числе финансовый. Чтобы реализовать эти стандарты, необходим комплекс мер: от законодательных актов (определение ответственности руководства и менеджмента) до пропаганды поднятия уровня общей и финансовой культуры (выпуск учебников по корпоративному поведению и т.п.).
    Мнение о компаниях-"новичках" инвесторы составляют прежде всего по их готовности и умению раскрывать информацию о своей деятельности. Требования информационной открытости, правила поведения и корпоративного управления – все это входит в стандарт цивилизованного рыночного общества. Поэтому, выполняя эти требования, компания–эмитент автоматически становится понятна не только российским, но и иностранным инвесторам. Здесь ММВБ может оказать практическую помощь эмитентам, предоставляя образцы таких документов, как корпоративный календарь, правила использования внутренней информации и кодекс корпоративного управления.

    Инфраструктура рынка как основа его развития
    Сейчас мы можем уже говорить, что на региональном уровне созданы объективные предпосылки, в том числе инфраструктурные, для того, чтобы фондовый рынок заработал как инвестиционный механизм. Среди них следует выделить:
    – формирование национальной биржевой системы, созданной ММВБ и региональными биржами;
    – начало оформления на базе этой системы двухуровневого механизма организации торговли ценными бумагами (организация торговли на общенациональном уровне, с одной стороны, и формирование региональных рынков, имеющих прямые связи с общенациональным, с другой стороны).
    Развитие инфраструктуры российского рынка ценных бумаг способствует объединению региональных рынков в единое фондовое пространство. В настоящее время существует несколько механизмов развития этого процесса:
    – объединение торговли ценными бумагами различных эмитентов (общероссийских, региональных) в рамках складывающейся национальной торговой системы;
    – торговля ценными бумагами одних регионов на торговых площадках других;
    – расширение деятельности крупных инвестиционных институтов и банков в российских регионах.
    Значительную роль в интеграции региональных рынков в общероссийское фондовое пространство играет деятельность самих организаторов торговли по консолидации и развитию региональных рынков ценных бумаг. ММВБ предпринимает усилия по формированию взаимосвязанных региональных центров торговли ценными бумагами. В этих целях биржа подписала соглашения с ассоциациями "Сибирское соглашение", "Черноземье", с администрациями Новосибирской, Свердловской, Орловской, Ростовской и других областей. В рамках подписанных соглашений ведется работа более чем в сорока регионах, играющих важную роль в экономике страны, в том числе в регионах Сибири, Большого Урала, Северного Кавказа, Черноземной зоны.
    Наметившийся рост промышленного производства и структурная перестройка экономики требуют значительных инвестиций. Инвестиционные потребности российских регионов оцениваются экспертами в десятки миллиардов долларов. В условиях, когда экономика многих государств столкнулась с перспективой спада деловой активности, когда предприниматели активизируют поиск рынков сбыта и объектов приложения капитала, Россия и ее регионы могут сыграть роль крупного объекта для инвестиций.

    Особенности приватизации в России – препятствие развития рынка ценных бумаг
    В нашей стране весьма широк круг предприятий, которые формально считаются открытыми акционерными обществами, но фактически являются закрытыми и в силу тех или иных причин не имеют выхода на фондовый рынок или не желают его осуществить. Это серьезно препятствует развитию фондового рынка в регионах.
    Во многом такое положение обусловлено особенностями российской приватизации, о "плюсах" и "минусах" которой сказано немало. Она прошла несколько этапов: вначале ваучерная, потом денежная, затем прошли залоговые аукционы. На этом управляемый процесс как бы завершился – дальше все было отдано на откуп рынку. Но главная цель – выход на фондовый рынок для акционировавшихся предприятий – достигнута не была. Контрольные пакеты акций оказались сосредоточены в руках администраций предприятий, которые не были заинтересованы в размещении акций и привлечении сторонних инвесторов, опасаясь потерять контроль над предприятиями. У нас получилось так, что фондовый рынок существует отдельно, а акционерные общества – отдельно. За период с 1995 по 1999 год число акционерных обществ в России увеличилось с 175 тыс. до 799 тыс., а круг основных эмитентов остается практически неизменным – это всем известные 8 – 10 компаний, оборот акций которых составляет более 80 % всего оборота рынка.
    Нельзя сказать, что проблема вывода акционерных компаний на фондовый рынок возникла только сейчас. Этим занимались инвестиционные компании, заинтересованные в расширении круга котируемых акций. Представители таких компаний ездили по регионам России, приобретая акции малоизвестных, но перспективных, с их точки зрения, региональных предприятий. Цель состояла в том, чтобы "раскрутить" акции этих компаний, получить прибыль на разнице между ценой покупки и ценой реализации ценных бумаг.
    Причина неудач с попытками вывести предприятия на фондовый рынок состоит, на мой взгляд, в отсутствии комплексного подхода. Возможно, здесь нужна и государственная поддержка, поскольку решение этой проблемы позволит сделать следующий шаг в приватизации: осуществить широкий выход предприятий на фондовый рынок с целью мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для их развития.

    Новые биржевые проекты на фондовом рынке
    В рамках осуществления этой стратегической задачи предстоит реализовать ряд конкретных проектов. Назову лишь некоторые из них, осуществляемые на рынке ценных бумаг.
    С целью развития рынка корпоративных ценных бумаг разрабатывается программа работы с эмитентами, в соответствии с которой предполагается провести комплекс работ с широким кругом участников, стимулирующий их на вхождение в биржевой листинг. Это позволит вывести на фондовый рынок ведущие российские предприятия, которые смогут привлекать инвестиционные ресурсы для реализации производственных программ. Главная задача – преодолеть ограниченность фондового рынка, где активно обращается только узкий круг blue chips ("голубых фишек").
    Расширяются возможности торговой системы. В частности, проводится подготовительная работа по организации торговли акциями и облигациями за иностранную валюту, что уже практикуют другие торговые площадки. Это позволит привлечь на российский рынок ценных бумаг средства иностранных инвесторов и будет способствовать интеграции российского рынка в мировой фондовый рынок.
    Настоящий инвестиционный бум сейчас переживает молодой сектор фондового рынка – корпоративных облигаций. Они интересны и для эмитента, так как позволяют привлечь финансовые ресурсы без риска потери контроля над компанией, и для инвестора, поскольку дают возможность сразу просчитать выгоды от вложений в эти бумаги. Главным направлением в этой работе станет вывод на рынок промышленных предприятий, для которых важно получить доступ к относительно дешевым инвестициям. В дальнейшем ММВБ будет делать упор на работе с конкретными эмитентами. Для этого предстоит разработать программу сотрудничества с эмитентами, предусматривающую оказание им всесторонней помощи при подготовке к размещению ценных бумаг, подготовку экспертных заключений по ценным бумагам компании-эмитента и создание ликвидного вторичного рынка. По отдельным оценкам, объем размещения корпоративных облигаций в 2001 году может составить от 50 до 100 млрд. руб., причем многое здесь будет зависеть от позиции государственных органов, например от решения вопроса о снижении налога на эмиссию корпоративных облигаций. В этой связи следует отметить сотрудничество с Магнитогорским металлургическим комбинатом, который одним из первых в стране вышел на рынок облигаций. Уверен, что в нынешнем году к нему присоединятся и другие промышленные предприятия России.
    С целью расширения инструментария на рынке корпоративных облигаций ведется работа по подготовке выпуска в обращение так называемых стрипов – отделенных от облигации купонов в качестве самостоятельного рыночного инструмента.
    Первым шагом в развитии рынка государственных ценных бумаг (ГЦБ) станет разработка совместно с профессиональными участниками и регуляторами рынка "Концепции развития рынка ГЦБ на 2001 – 2005 годы", которая должна определить основные направления будущей работы. Вопросы формирования передовой технологической инфраструктуры рынка уже решены, однако в дальнейшем предстоит решать вопросы расширения набора инструментов, и самое главное – использования механизмов обращения государственных ценных бумаг для инициации государственных инвестиционных программ.
    Предстоит решить и ряд технических вопросов – например, развитие операций репо на рынке государственных ценных бумаг. С этой целью ММВБ принимает активное участие в разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы данного рынка.
    Упомяну также проект по внедрению электронного документооборота с использованием электронно-цифровой подписи.

    Новый этап развития российского рынка ценных бумаг
    Когда мы на перспективу ставим задачу превращения фондового рынка в эффективный механизм привлечения инвестиций, то прежде всего имеем в виду, что он должен стать одним из "рычагов" структурной перестройки экономики. Сама структура фондового рынка должна перестроиться, должна обогатиться именами новых эмитентов. Прежде всего – тех, которые работают в области высоких технологий. Экономика развитых стран в значительной степени базируется на высокотехнологичных отраслях, на так называемых постиндустриальных технологиях. Основные доходы этим странам приносит именно интеллектоемкая продукция. Привлечение инвестиций, которые способствовали бы созданию в России полноценного сектора высоких технологий, сохранению и росту научно-технического потенциала страны, и является одной из целей развития рынка ценных бумаг.
    Безусловно, волна научно-технической революции не обошла стороной и Россию. Число компаний новейшей технологии в стране достигает несколько сотен. Так, по оценке специалистов, весь российский высокотехнологичный комплекс сегодня включает в себя более 1690 промышленных предприятий. При этом 55 – 57 % объемов производства составляет военная продукция и 43 – 45 % – продукция производственно-технического назначения и товары народного потребления. Предприятия такого типа остро нуждаются в стартовом капитале, а биржа, как показывает мировой опыт, является именно тем местом, где такие капиталы привлекаются. ММВБ совместно с инвестиционной группой "Русские Фонды" и компанией "ПрайсвотерхаусКуперс" приступила к осуществлению программы, нацеленной на формирование российского рынка акций высокотехнологичных компаний. В рамках данной программы ведется подготовка к открытию на нашей бирже нового сектора "Высокие технологии", где будут проводиться первичное размещение и вторичные торги акциями высокотехнологичных компаний. Предусматривается создание единого универсального инструментария для регистрации, оценки и вывода на рынок как пилотных проектов, так и уже успешно работающих компаний. В этом году планируется перейти к решающей стадии – реализации пилотных проектов по выводу на рынок акций ведущих интернет-компаний.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение