Евгений Виноградов Заместитель министра путей и сообщений РФ
Экономические возможности зоны БАМа огромны и потенциально привлекательны для инвесторов. Здесь могут быть созданы новые производства по добыче и использованию полезных ископаемых: коксующихся и энергетических углей, газа, железа, меди, апатитов, титана, ванадия, золота и других природных ресурсов, обеспечено развитие традиционных отраслей промышленности (горной, металлургической, угольной, судостроения, лесопереработки и т.д.).
Наиболее перспективными и изученными являются Чинейское комплексное месторождение меди и железа, Удоканское месторождение медных руд и Эльгинское месторождение коксующихся и энергетических углей. Эти месторождения характеризуются следующими данными.
Удоканское месторождение медистых песчаников в зоне БАМа расположено на севере Читинской области в 60 км (по железной дороге) к югу от станции Чара Восточно-Сибирской железной дороги. В пределах месторождения в трех рудоносных уровнях сосредоточено девять рудных залежей, которые прослеживаются по простиранию на расстоянии до нескольких километров, по падению до первых километров при мощности от первых метров до 100 130 м. эедное оруднение представлено в основном борнитом и халькозином, реже халькопиритом, постоянно присутствует магнезит. Удоканское месторождение детально разведано и его запасы утверждены ГКЗ СССР в 1981 году.
Чинейское месторождение руд расположено в 71 км (по железной дороге) юго-восточнее от станции Чара. Массив имеет воронкообразную Чорму и отчетливую пологую расслоенность. На месторождении установлено 18 титано-магнетитовых залежей и 2 залежи медно-сульфидных руд. Залежи титано-магнетитовых руд выходят на поверхность в юго-западной и юго-восточной частях массива и полого падают на север. Они прослежены по простиранию на 1 10 км, по падению до 8 км (при глубине от поверхности до 1,3 км). Мощность залежей колеблется от 2 до 210 м.
На территории Якутии наиболее крупным объектом является Эльгинское месторождение, расположенное в 318 км от станции Верхнезейск Дальневосточной железной дороги с разведанными ресурсами, представленными коксующимися углями, которые составляют 2,5 млрд. т.
Практическое использование этих несметных богатств затрудняли экстремальные природные условия региона и отдаленность его от промышленных районов страны. Прокладка в 1974 1989 годах тайкало-смурской железнодорожной магистрали этого гигантского уникального природно-технического комплекса сооружений, каким является железная дорога первой категории общей протяженностью с подходами в 5 тыс. км, позволила реально приблизить сроки хозяйственного освоения зоны БАМа.
В 1998 году началось строительство железнодорожных подъездных путей протяженностью от 50 до 300 км от станций БАМа непосредственно к месторождениям полезных ископаемых. Сегодня на стадии изысканий и проектирования находится линия Чара Чина к Чинейскому комплексному месторождению железных и медных руд и примыканию на 34 км этой линии подъездного пути протяжением 25 км, ведущего к Удоканскому месторождению меди. По этому подъездному пути изыскания завершаются в 2000 году, а в будущем году начнется проектирование с тем, чтобы не позднее 2002 года начать строительство с окончанием его в 2004 году. Завершить строительство подъездного пути к Чинейскому месторождению намечается в 2001 году.
Полным ходом идут изыскания и проектные работы по железнодорожному подъездному пути к Эльгинскому месторождению коксующихся и энергетических углей. Начало строительства этой линии намечается в 2001 году, окончание не позднее 2005 года. К этим срокам намечено и окончание сооружения горно-обогатительных комбинатов, базирующихся на указанных месторождениях.
Включение в хозяйственный оборот только этих объектов даст возможность загрузить перевозками грузов (дополнительно ежегодно в объеме 15 20 млн. т) и тайкало-смурскую железнодорожную магистраль, и Транссиб, огромные производственные мощности которых в настоящее время используются лишь наполовину, что приводит к убыткам от их эксплуатации.
Разработка месторождений полезных ископаемых, транспортировка сырья и необходимых ресурсов будут способствовать созданию новых рабочих мест в малоосвоенном районе России, что позволит решать масштабные социально-экономические и геополитические задачи.
Такой нам видится перспектива решения проблемы проекта БАМа и составной ее части создания и развития рудно-сырьевой базы металлургии на Востоке страны.
|