Юрий Старостин Генеральный директор ОАо "Гайский ГОК"
С прошлого года Гайский ГОК работает в составе Уральской горно-металлургической компании. Для нас это не просто структурное изменение, но и возможность по-новому решать многие насущные проблемы. Главное здесь создание надежной цепочки партнеров, включающей поставщиков сырья и его переработчиков, стабильность финансовых потоков и рынка сбыта.
В прошлом году Гайский ГОК отметил свое сорокалетие. Со времени первых вскрышных работ в 1959 году комбинат прошел большой путь развития, превратившись в мощное горнодобывающее предприятие, которое сегодня составляет основу сырьевой базы УГМК компании, занимающей второе место в России по производству меди.
Ежегодно в Гае добывается около 5 млн. т руды сырья для получения медного, цинкового и пиритного концентратов, попутно получаются диабаз, пески, пирофиллитовые породы. Объемы производства основной продукции меди в концентрате составляют 55 60 тыс. т в год. В следующем году намечено увеличить этот показатель до 64 тыс. т. Высокое содержание драгоценных металлов в медном концентрате значительно повышает ценность этого продукта. Запасов минерально-сырьевых ресурсов в районе деятельности комбината, по сегодняшним оценкам, хватит на 50 60 лет работы.
В структуре Гайского ГОКа более двух десятков цехов, где занято около 6 тыс. работников, в том числе подземный рудник, открытые рудники, обогатительная фабрика, железнодорожный и горнотранспортный цехи.
В кооперации с другими предприятиями в составе УГМК появилась возможность гораздо лучше учитывать потребности рынка. Это касается не только медного концентрата. Так, Качканарский ГОК, производящий окатыши, нуждался в бентонитовых глинах, месторождения которых находятся в нашем районе, но не были востребованы. Теперь же благодаря тому, что оба комбината находятся в сфере влияния УГМК, мы начали его разработку и поставку этого сырья в Качканар.
Другой важный момент снижение зависимости от экспортных поставок. Внутренний рынок с его проблемами неплатежей, нехваткой оборотных средств всегда считался менее привлекательным, чем внешний. Поэтому производители ликвидной продукции, в том числе цветных металлов, ориентировались в основном на зарубежных покупателей. Но конъюнктура на мировом рынке не всегда была благоприятной. Взять хотя бы 1998 год, когда цены на медь на Лондонской бирже металлов упали до рекордно низких отметок. Этот обвал ударил и по Гайскому ГОКу. Пришлось приостанавливать работу ряда вспомогательных производств, прежде всего тех, которые, как, например, шахтостроительное управление, требовали инвестиционной поддержки. В результате были резко сокращены капитальные вложения в развитие производства.
Сегодня ситуация иная. Медный концентрат реализуется другим предприятиям компании по устойчивой схеме, предполагающей стабильные цены и согласованные объемы поставок. В свою очередь УГМК выходит на рынок не с сырьем и полуфабрикатами, а с изделиями высокой степени готовности, такими, как медная катанка, кабельная продукция, различные виды проката на основе меди. Подобное взаимодействие предприятий позволяет получать более высокую прибыль, а компания приобретает необходимую финансово-экономическую устойчивость.
Для Гайского ГОКа основное преимущество вхождения в состав УГМК связано с возможностью лучше планировать развитие своего рудно-сырьевого комплекса.
Конечно, основные перспективы известны: старые карьеры выработаны и закрываются, шахтная добыча развивалась и будет развиваться. Однако проблема состоит в том, что подземные работы на Гайском месторождении сегодня ведутся уже на глубине 800 и более метров, а в следующем году, как мы ожидаем, снизятся до километровой отметки и пойдут глубже. В результате сильно растет себестоимость сырья, одновременно уменьшается содержание в руде меди, цинка, золота, серебра.
Можно спросить, зачем же вообще добывать такую руду? Для нас так вопрос не стоит. Основные объемы меди мы берем в шахтах, и других столь же крупных ресурсов медного сырья в сфере деятельности ГОКа нет. Притормозить подземную добычу это значит закрыть производство, законсервировать базу... И это уже навсегда. А самое главное прекращение работ привело бы к серьезным социальным последствиям. Ведь сегодня практически каждая третья семья города Гай связана с нашим комбинатом.
Для того чтобы суммарный эффект горных работ обеспечивал нормальную жизнедеятельность комбината, нужно осваивать новые месторождения, с более высоким содержанием металлов.
В нынешнем году мы начали разрабатывать открытым способом месторождение Летнее, а в ближайшем будущем наступит очередь Осеннего и Весеннего (Домбаровская группа). Больших объемов мы от них не ожидаем: с учетом месторождения Летнее в будущем году общая мощность добычи в пересчете на концентрат вырастет на 10 15 %, да и запасов здесь в лучшем случае хватит на 10 15 лет. Однако есть другое преимущество. Новые месторождения отрабатываются открытым способом, что значительно снижает затраты, а содержание металла в руде в 2,5 раза выше, чем в подземных рудниках. В целом же работы на месторождениях Домбаровской группы должны радикально изменить ситуацию: они будут давать до 25 % объемов меди в концентрате, что повышает рентабельность отработки Гайского месторождения на 10 12 % и дает возможность достаточно эффективно отработать основное медное месторождение Оренбургской области.
Программа развития рудно-сырьевой базы комбината и увеличения мощности горно-обогатительной фабрики до 5 млн. т руды вполне выполнима за счет собственных средств Гайского ГОКа. Сегодня мы осуществляем свою деятельность и развиваемся за счет прибыли от экономической и производственной деятельности. Но полностью отказаться от заемных средств предприятие пока не может. Кредиты привлекаются для пополнения оборотных средств. Возвращаем мы их сразу, как только поступает выручка от продажи продукции.
Вхождение в УГМК существенно улучшило наши взаимоотношения с банками. Высокие суммарные активы компании повышают рейтинг каждого из предприятий в отдельности. Как известно, наиболее выгодные условия для финансовых отношений предоставляет Сбербанк. Сегодня наши отношения с этим банком стали взаимовыгодными и вполне доверительными.
Рациональное распределение средств в компании, реализация программы развития положительно сказываются и на других направлениях производственной деятельности. В первой половине 90-х годов мы не имели средств для обновления изношенного оборудования. В результате износ основных фондов на ГОКе в прошлом году составил 67 %. Сегодня этот показатель снизился до 62 %. Теперь основное оборудование мы обновляем хорошими темпами. В текущем году мы затратим на инвестиционные программы около 370 млн. руб. Большая часть этих средств пойдет на замену изношенного оборудования. Приобретаем горношахтное, подъемное, погрузочное оборудование, автомобили, буровые станки. Ведем реконструкцию обогатительной фабрики с заменой мельниц, флотационных машин. В ближайшие 2 3 года войдем в нормальный инвестиционный цикл, при котором изношенность оборудования не превысит 45 48 %.
|