Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ОМК - Объединенная металлургическая компания Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Горное дело Черная металлургия Нефть-газ=трубы Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Наука и технологии Экология Импэкс-металл История
№6' 2000 версия для печати

ИНВЕСТИЦИИ В НОВУЮ РОССИЮ



Михаил Касьянов
Председатель Правительства Российской Федерации

Михаил Касьянов    Вспоминаю те надежды, которые зарождались у нас и у наших партнеров за рубежом в связи с появлением первых признаков преодоления последствий кризиса 1998 года. Сегодня можно сказать, что надежды во многом сбылись: Россия твердо стоит на пути преобразований, и эти преобразования уже приносят первые плоды.
    Хотелось бы остановиться на некоторых особенностях текущей экономической ситуации в России и на тех мерах, которые намечены правительством с целью обеспечить дальнейший устойчивый рост экономики и повышение жизненного уровня населения.
    Когда мы приводим последние данные о российской экономике, то чаще всего произносим слово "впервые". Действительно, впервые за современную историю России:
    – ВВП и промышленное производство устойчиво растут уже на протяжении полутора лет, причем наиболее быстрый рост происходит в обрабатывающих отраслях промышленности, многие из которых нащупывают новые рыночные ниши как внутри страны, так и за рубежом;
    – наблюдается опережающий рост инвестиций в основной капитал, по сравнению с предыдущим годом инвестиции выросли более чем на 17 %;
    – доходы федерального бюджета достигают 17 % от ВВП;
    – бюджет в 2000 году сводится с общим профицитом в размере 2,5 % от ВВП, первичный профицит превышает 5,7 % от ВВП;
    – золотовалютные резервы Банка России с начала года удвоились и близки к максимальной за всю российскую историю величине.
    Все это происходит на фоне умеренной инфляции, и мы уверены, что в течение текущего года инфляцию удастся удержать в прогнозных рамках. В любом случае разбалансированная фискальная политика государства более не является главным двигателем инфляционных процессов, как это было ранее.
    Однако все эти успехи не должны успокаивать. Надо отдавать себе отчет, что мы находимся только в самом начале пути по возрождению нашей экономики, и ситуация не является необратимой. Так, несмотря на увеличение доходов бюджета, они в долларовом выражении по-прежнему меньше, чем в 1997 году.
    Трудно переоценить значение политической стабильности для достижения положительных экономических тенденций. В последнее время исполнительная и законодательная власть вместе работают над совершенствованием законодательства, в результате чего мы заметно продвинулись вперед по пути налоговой и бюджетной реформ. С 1 января 2001 года заработают важнейшие элементы налогового законодательства, коренным образом преобразующие отношения властей и налогоплательщиков и облегчающие налоговое бремя. Наиболее серьезные изменения включают либерализацию подоходного налогообложения, введение единого социального налога, устранение большей части оборотных налогов, упорядочение межбюджетных отношений.
    Сформированный на основе этих изменений и представленный в парламент проект бюджета на следующий год впервые сформулирован как бездефицитный. При этом политика в отношении новых государственных заимствований будет предельно консервативной. Тем самым правительство еще раз обозначает свою позицию в отношении приоритетности обеспечения выплат по долгам: не случайно самая большая расходная статья бюджета-2001 вновь посвящена обслуживанию долга.
    С целью облегчения бремени ежегодных выплат, достигающих 5 % от ВВП, мы будем стремиться к реорганизации долга бывшего СССР. Первая, важнейшая часть этой задачи уже решена: в августе Россия урегулировала свои отношения с коммерческими кредиторами, объединенными в Лондонский клуб, в результате чего номинальный объем этой категории задолженности сократился более чем на 10 млрд. долл. В ближайшем будущем мы возобновим переговоры с официальными кредиторами, объединенными в Парижский клуб.
    Мы понимаем, что значение многих факторов, способствующих экономическому росту, завтра может сойти на нет, поэтому нужно предпринимать соответствующие упреждающие шаги. По убеждению правительства, проект бюджета опирается на взвешенные прогнозные оценки таких макроэкономических параметров, как темпы инфляции, обменный курс рубля, рост ВВП и цена на нефть. Только такой подход позволит гарантировать, что возможное негативное изменение конъюнктуры мирового рынка не застанет нас врасплох.
    Как известно, правительством принята комплексная программа действий на период до конца 2001 года. Основные цели, которые ставятся в этой программе, – защита прав собственности, борьба с коррупцией, усиление судебной системы, дерегулирование экономики, направленное на снижение налоговой и административной нагрузки на предпринимателей, повышение прозрачности функционирования всех секторов национальной экономики, устранение дискриминационных режимов и создание равных стартовых условий для любых участников экономической деятельности.
    Мы осознаем, что экономический рост может натолкнуться на структурные ограничения. В ближайшие годы будет происходить массовое выбытие производственных мощностей, стремительно стареет инфраструктура, которая создана еще в советский период. Поэтому все предпринимаемые меры направлены на улучшение инвестиционного климата в стране. Для нас это не просто слова, а жизненно важная задача, поскольку обновление производственных мощностей потребует многомиллиардных инвестиций. В частности, на повестке дня стоит реформа таможенного регулирования, которая должна создать простые и четкие правила внешнеэкономической деятельности.
    Наивно было бы предполагать, что все проблемы российской экономики, накапливавшиеся десятилетиями, могут быть решены в течение двух-трех лет. Наша задача сегодня – сделать так, чтобы российская экономика набрала момент поступательного развития, запустить механизмы, обеспечивающие эффективное саморегулирование экономики.
    Действия государства, как наиболее мощного игрока на экономическом поле, должны быть подчинены этим задачам. Сейчас идет сложный процесс возвращения доверия к политике властей. Мы создаем себе кредитную историю и в прямом, и переносном смысле слова. Субъекты рынка видят, что правительство не дает нереальных обещаний и стремится выполнять запланированное точно по графику.
    Мы не собираемся ничего скрывать от инвесторов и готовы впредь честно рассказывать об имеющихся проблемах, чтобы действия правительства были понятны и попадали на хорошо подготовленную почву.
    Самое главное, чтобы процессы, происходящие в нашей экономике, стали более предсказуемыми. Когда предприниматели уверены, что правительство не будет шарахаться из стороны в сторону и неожиданных резких изменений экономической среды не предвидится, возникает благоприятная основа для принятия решений об инвестициях. Мы вместе многому научились за последние годы, и я убежден, что те, кто сегодня вкладывает деньги в нашу экономику, действительно инвестируют их в новую Россию.

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение