Аркадий Тихонов Советник по науке АО "АвтоВАЗ", доктор технических наук
Акционерное общество "АвтоВАЗ" представляет из себя корпорацию, в состав которой входят несколько самостоятельных заводов и фирм, система "АвтоВАЗтехобслуживание", а также предприятия, обеспечивающие головной завод в г.Тольятти комплектующими изделиями. Переработка металла составляет около 1 млн. т в год. Более чем 200 заводов направляют на АвтоВАЗ большое количество марок сталей от обычных малоуглеродистых до сложнолегированных, инструментальных, жаропрочных огромного числа типоразмеров-профилей. Более 150 тыс. т металла приходило по импорту. Учитывая, что немалая часть автомобилей "Жигули" продается в странах Европы, Америки и Африки, требования к качеству металла соответствуют общеевропейскому (DIN, ASTМ).
В стране не были освоены многие марки сталей. Это автолист особой и весьма особой сложной вытяжки первой группы отделки поверхности, горячеоцинкованный лист, широкоформатный, электроосвинцованный лист для бензобаков. Это также легкообрабатываемая свинецсодержащая сталь, бористые стали для холодной высадки крепежа. Не выпускались высокоточные трубы для цилиндров амортизаторов, свертнопаяные оцинкованные трубы для бензопроводов и тормозной системы, высокоточный прокат из быстрорежущих и безвольфрамовых быстрорежущих сталей и др. Около 30 % поставок осуществлялось с металлургических заводов бывших союзных республик, в том числе 100 % литейных сплавов алюминия с Украины.
В 1995 году в Тольятти было проведено Всероссийское совещание с металлургическими заводами. Тогда и решили создать программу освоения металлопродукции для АвтоВАЗа. Мы продолжали укреплять сотрудничество с металлургическими предприятиями, поддерживали реконструкцию их цехов, освоение новых материалов.
Техническая и коммерческая службы АвтоВАЗа постоянно работали в тесном контакте с металлургическими предприятиями, особенно с Новолипецким комбинатом, с которым давно сложились плодотворные отношения. Совместная работа позволила в свое время освоить автолист, значительно увеличив его поставки.
В формировании программы участвовали ученые Института металлургии им.А.А.Байкова, ЦНИИчермета им.И.П. Бардина, Российской инженерной академии. Программу составили 5 разделов: конструкционные стали; лист и лента; трубы; инструментальные стали; цветные металлы. С учетом этой программы металлургические комбинаты и заводы активизировали реконструкцию производства. Со всеми основными поставщиками металлопродукции созданы координационные советы, которые направляют и корректируют общие усилия, в частности по качеству освоенных сталей. Металлургические предприятия в советах представляют, как правило, главные инженеры. На НЛМК внедрено вакуумирование, проведена реконструкция стана горячей прокатки, применяется отжиг в водороде, горячее цинкование листа шириной до 1450 мм. На Магнитке действуют установки непрерывной разливки стали, вакуумирования, установлены новый стан горячей прокатки, современные станки для шлифования валков. Конвертерное производство "Северстали" также обогатилось непрерывной разливкой. Здесь проведена реконструкция станов горячей и холодной прокатки, станков для шлифовки валков и их хромирования. При обновлении внедрено 96 стендов отжига листа в водороде. Это самый крупный цех в Европе.
Таким образом, все три ведущих предприятия черной металлургии освоили технологию получения автолиста 08Ю ОСВ и ВОСВ, по механическим свойствам соответствующего европейским стандартам st14 и st15. Правда, первую группу отделки поверхности для лицевых деталей кузова пока могут исполнять только НЛМК и "Северсталь". Причем НЛМК, чтобы освоить горячеоцинкованное покрытие в соответствии с требованиями АвтоВАЗа, пришлось освоить выплавку сталей IF по международной классификации, т.е. не подверженных старению при температуре расплавленного цинка. А это, надо заметить, совершенно другой уровень свойств листовых сталей.
На Лысьвенском металлургическом заводе проведена реконструкция агрегатов электролитического цинкования автолиста. Уже освоено производство такого листа шириной до 1250 мм. Кстати, листовой металл поступает в Лысьву с НЛМК и "Северстали". В Лысьве также налажен впервые в России выпуск электроосвинцованного листа для производства бензобаков. До этого использовался горячеосвинцованный, закупаемый в Запорожье.
В Челябинске на ОАО "Мечел" впервые в стране после реконструкции электросталеплавильного цеха освоено производство свинецсодержащих сталей с внедрением АКОСа и специальной разливки в изложницы. Нынешний уровень технологии на "Мечеле" не уступает достижениям японской фирмы "Дайда Стил". С конца 1998 года АвтоВАЗ не купил ни тонны свинецсодержащих сталей за границей. К освоению такого металла приступил и Металлургический завод им. Серова. Первое использование в цехе ВАЗа дало обнадеживающие результаты.
А металлурги идут дальше. "Мечел" и Златоустовский металлургический завод уже начали освоение висмутсодержащих сталей вместо свинецсодержащих, в первую очередь для улучшения экологии выплавки. Первые результаты переработки висмутсодержащих сталей тоже обнадеживают.
В акционерных обществах "Мечел", "Златоустовский металлургический завод", "Красный Октябрь", "Кировский завод", "Ижсталь", "Оскольский электрометаллургический комбинат" освоена серия новых конструкционных сталей, легированных серой и кальцием, марок АЦ40Х, АЦ40ХГНМ, 20ХГНМ-У. Их применение на ВАЗе резко улучшило технологию механической обработки при сохранении прочностных свойств деталей.
"Петросталь", "Ижсталь", Металлургический завод им. Серова освоили принципиально новую марку микролегированной стали с контролируемой ковкой АЦ40ХГАФБ, после кузнечной обработки не требующей закалки, с улучшенными механическими свойствами. Кроме того, "Мечел", Ижсталь" и Белорецкий металлургический завод освоили выплавку, прокатку и производство проволоки из стали 70ХГАФБ для пружин клапана двигателя ВАЗ взамен ранее закупаемой проволоки шведской фирмы "АТЕВА".
Схожая ситуация с трубами высокой точности для производства амортизаторов: автозавод покупал их за рубежом. Теперь впервые в стране освоен их выпуск на Первоуральском новотрубном заводе на новом оборудовании. А на Синарском трубном заводе проведена реконструкция цеха и освоен выпуск свертнопаяных труб малых диаметров для топливопроводов и тормозной системы.
В программе освоения металлопродукции для АвтоВАЗа предусмотрено участие предприятий цветной металлургии. Производство алюминиевых литейных сплавов АК6М2, АК9Т, АК12М2, АК10М2Н налажено на Красноярском алюминиевом и Самарском металлургическом заводах как альтернатива продукции Запорожского алюминиевого завода.
Дополнительный импульс освоению отечественной металлопродукции дал кризис августа 1998 года. И заказчик АвтоВАЗ, и поставщики металлургические заводы еще раз убедились, что гарантию стабильной работы способен обеспечить в первую очередь отечественный рынок. В нашем случае ускоренное освоение выпуска металлов согласно вазовской программе. В 1999 году АвтоВАЗ сумел полностью отказаться от импортных закупок всей номенклатуры конструкционных сталей и передать эти заказы отечественным предприятиям. Кроме того, более чем в 4 раза уменьшен импорт листовых автосталей, частично снижен завоз из-за рубежа электрооцинкованных сталей, труб для амортизаторов, свертнопаяной трубки для бензопроводов и др.
Промежуточный итог таков: программа уже выполнена более чем на половину. Это позволило сохранить на главных конвейерах АвтоВАЗа темп выпуска по 168 автомобилей в час. Программа активно поддержана металлургическими предприятиями, где под каждый ее пункт созданы свои рабочие программы, строго контролируемые.
С учетом достигнутых результатов в нашу целевую программу потребовалось внести коррективы. В частности, отечественными заводами освоено производство микролегированной стали для изготовления шатунов. Планируется использовать ее для выпуска деталей передней подвески, для чего поставлена задача оптимизировать свойства стали. Намечено также улучшить качество металлопроката первой группы отделки поверхности. Предложения разработаны АвтоВАЗом. Теперь программа охватывает всю номенклатуру металлопродукции, получаемой волжскими автомобилестроителями по импорту. Основное внимание уделено улучшению качества уже освоенных или осваиваемых материалов, а также созданию новых с более высокими прочностными и технологическими качествами.
Стоит отметить, что материалы, осваиваемые металлургическими заводами для АвтоВАЗа, могут быть использованы другими машиностроительными предприятиями.
|