Юрий Адно Институт мировой экономики и международных отношений
После довольно тяжелых потрясений 1998 года на валютно-финансовых рынках, от которых особенно пострадали развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, мировое хозяйство начало входить в привычный для последнего десятилетия ритм экономической стабилизации. Стимулирующие кредиты Всемирного банка, активные меры по оздоровлению финансовой и налоговой сферы, частичная реструктуризация корпоративного и финансового сектора способствовали заметному оживлению деловой активности в странах Юго-Восточной Азии, в наибольшей степени пострадавших от кризиса. Прогнозы относительно существенного падения спроса на металлопродукцию в 1999 году, к счастью, оправдались лишь частично. Уже к середине прошлого года металлургический сектор фактически восстановил прежнюю динамику производства. Промышленно развитые страны Азии, которая по-прежнему остается крупнейшим регионом мира по производству сырой стали, увеличили производство металла более чем на 8 %, при том что мировая выплавка стали возросла всего на 1,4 % (табл. 1). Отметим Китай, который еще больше укрепил свои лидирующие позиции, превысив рубеж 120 млн. т (16 % мировой выплавки).
На специальной конференции в конце 1999 года в Малайзии, посвященной вопросам развития черной металлургии в странах Азии, на долю которых приходится около 40 % мирового производства стали, одним из главных вопросов была консолидация стальных корпораций. В частности, было отмечено стремление к тесной производственной интеграции (в форме стратегических альянсов или слияний) ведущих компаний Японии, Кореи, Китая, Тайваня, что может существенно изменить сложившуюся конфигурацию мирового рынка металлопродукции.
Безусловно, заслуживает быть отмеченным весьма значительный более 17 % рост выплавки стали в странах СНГ, в том числе в России около 20 %, хотя столь впечатляющий прирост достигнут на фоне довольно скромных результатов предыдущего года.
В США и странах Евросоюза, где в целом сохраняется тенденция стабильного экономического роста, устойчивый спрос на металлопродукцию удовлетворялся как за счет внутреннего производства, так и за счет регулируемого импорта при значительном снижении абсолютных объемов выплавки стали.
В цветной металлургии кризис не оказал заметного влияния на динамику производства (табл. 2). Более того, долговременная тенденция снижения мировых цен на основные цветные металлы во второй половине 1999 года сменилась довольно динамичным ростом при хорошей рыночной конъюнктуре, что, по-видимому, объясняется экономической стабилизацией и благоприятными прогнозами развития мирового хозяйства.
Под грузом лишних мощностей
По мнению экспертов, главная проблема мировой черной металлургии, которая сохраняет свою остроту на протяжении последних 25 лет, колоссальный переизбыток производственных мощностей. Отсюда неизбежное затоваривание рынков, жесткие ценовые войны, нагромождение протекционистских барьеров, активное участие государственных структур и межстрановых организаций в решении этих проблем. Крупномасштабная ликвидация избыточных, в основном физически и морально устаревших, мощностей во всех переделах неоднократно осуществлялась в США и странах ЕС в рамках программ по рационализации производства, однако параллельное наращивание металлургических мощностей в развивающихся странах с лихвой перекрывало эти сокращения. В начале 90-х годов ситуация еще больше обострилась в связи с выходом на мировой рынок черной металлургии стран СНГ и Восточной Европы.
По оценкам, в настоящее время мировые избыточные мощности по стали составляют от 120 млн. т до 300 млн. т, при этом в Японии они составляют более 30 %, Испании 25 %, Турции 29 %, Чехии 25 %.
С проблемой избыточных мощностей тесно связаны задачи их рационального использования, т.е. технологической и организационной реструктуризации производства, ориентированной на сокращение производственных затрат и повышение конкурентоспособности металлопродукции путем улучшения качества и увеличения разнообразия ее сортамента. На современном предприятии оптимальное использование производственных мощностей обеспечивается, как правило, за счет сбалансированного взаимодействия мощностей сопряженных переделов металлургического цикла, что прежде всего определяется техническим уровнем производственного аппарата. К началу XXI столетия в металлургии создан хороший задел принципиальных технических разработок в основных переделах, многие из которых прошли промышленное опробование и практически готовы к массовому эффективному использованию при соответствующих, достаточно крупных, капиталовложениях. Поэтому проблема инвестиционного обеспечения структурного и технического обновления предприятий приобретает исключительно важное значение.
Например, Япония, создав крупнейшее в мире металлургическое производство, сегодня испытывает определенные сложности с реорганизацией его структуры в соответствии с задачами качественной перестройки национальной экономики. Руководство страны неоднократно заявляло, что, несмотря на опережающий рост в структуре хозяйства наукоемкого сектора, черная металлургия остается одной из приоритетных отраслей, и важнейшей экономической задачей является ее глубокая реструктуризация на основе новейших достижений науки и техники, направленная на радикальное обновление технологии, продукции, повышение экологической безопасности, укрепление позиций на международном рынке. Институтом черных металлов совместно с ведущими сталелитейными корпорациями, банками и университетами подготовлена фундаментальная программа "Научно-техническая стратегия в черной металлургии", в которой рассмотрены направления развития отрасли на ближайшие десятилетия с учетом социально-экономических, экологических, научно-технологических и внешнеэкономических факторов. Однако финансовая нестабильность и дефицит инвестиционных ресурсов отодвигают сроки реализации этой программы на неопределенное время.
Сталелитейные корпорации США за последние 20 лет сумели привлечь в черную металлургию более 50 млрд. долл. инвестиций, что позволило последовательно осуществить такие коренные структурные преобразования, как полная замена мартеновского процесса кислородными конвертерами и электропечами; практически полный переход на непрерывную разливку стали, в том числе тонких слябов; массовое развитие мини-металлургии; существенное повышение качественных характеристик продукции и ее разнообразия.
Реструктуризация черной металлургии стран Западной Европы продолжается практически с момента образования ЕОУС (Европейского объединения угля и стали), т.е. с начала 50-х годов. Эти процессы существенно расширили трансграничные межфирменные связи, способствовали рационализации производства, росту загрузки мощностей и повышению конкурентоспособности.
Реструктуризация является назревшей проблемой и для быстрорастущей черной металлургии Китая. В настоящее время в этой стране действуют 6100 металлургических предприятий (не считая горнодобывающих), большая часть которых безнадежно устарела. Численность занятых в отрасли достигла 3,2 млн. человек. Правительство КНР намерено в текущем году закрыть не менее 2,5 тыс. старых заводов и цехов мощностью менее 100 тыс. т, сократив производство стали примерно на 10 %, а также объединить несколько крупных современных комбинатов в мощную компанию, способную в перспективе занять прочные позиции на внешнем рынке.
Борьба на рынках не затихает
Наиболее громкие события на мировом рынке металлов были связаны с протекционистскими действиями США в отношении импорта стальной металлопродукции. По данным Американского института чугуна и стали, импорт в 1998 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 33 % и достиг рекордного уровня 41,5 млн. т. В этой ситуации американским производителям пришлось пересматривать собственную ценовую политику, снижать загрузку производственных мощностей, в техническое обновление которых были вложены огромные средства, сокращать занятость. "Стальное" лобби в Конгрессе и отраслевые профсоюзы инициировали волну антидемпинговых расследований и протекционистских мер против основных экспортеров Японии, Бразилии, России, Кореи. При этом власти страны используют в торговой войне недопустимые средства например, устаревший (более чем 80-летней давности) закон о демпинге, который не числится в установленных положениях ВТО. Призывая к свободному движению товаров и ресурсов в мировой торговле, администрация США на практике воздвигает барьеры перед импортом продукции на собственные рынки и усиливает меры прямой финансовой поддержки американской металлургии. Так, президент США утвердил программу льготной кредитной поддержки сталеплавильных компаний для компенсации снижения мировых цен на металлопродукцию. Для реализации программы учрежден специальный фонд размером в 1 млрд. долл.
Для создания международной атмосферы нетерпимости вокруг "недобросовестной" торговли металлом и защиты собственного производства администрацией США предложена "Программа действий в поддержку сталелитейной промышленности" (Steel Action Program). Основная цель внешнеторговой политики США, как указано в программе, усилить нажим на страны и компании, виновные в беспрецедентном всплеске импорта в 1998 году, для возврата торговли на докризисный уровень. Программа охватывает практически все аспекты современного рынка металлопродукции, в том числе двусторонние торговые отношения с основными экспортерами (Япония, Корея, Бразилия, страны ЕС, Россия), мониторинг импорта и его оценку, законодательные меры и административные акты, регулирующие "справедливую" торговлю металлом в рамках требований ВТО, укрепление коммерческих служб и поддержку американского экспорта металлопродукции. Одним из важнейших вопросов является устранение недобросовестной торговой практики, направленной на поддержание избыточных производственных мощностей. Специальный раздел посвящен странам СНГ, главным образом России и Украине, которые, как полагают авторы программы, располагают существенной долей мировых избыточных мощностей. Поэтому планируется серия мероприятий, направленных на оказание помощи России и Украине в проведении реструктуризации их стального сектора.
Антидемпинговые решения США привели к перераспределению экспортных потоков. Наиболее существенно (более чем на 40 %) возросли поставки металлопродукции на европейский рынок, что не могло не сказаться на состоянии металлургии ЕС. В результате страны ЕС в 1998 году впервые стали нетто-импортерами стального проката. Для защиты собственного рынка Европейская комиссия приняла ряд защитных мер против импорта из стран Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, включая квотирование, количественные ограничения и антидемпинговые запреты.
В цветной металлургии событием года, безусловно, явилась перегруппировка сил и концентрация мощностей путем слияния алюминиевых компаний. Инициатором явилась крупнейшая в мире американская Alcoa, которая в 1998 году поглотила компанию Alumax, увеличив благодаря этому годовой оборот до 15,3 млрд. долл. и долю в мировом выпуске металла до 11,3 %. Если руководству Alcoa удастся сделать следующий шаг приобрести компанию Reynolds Metals, то на мировом рынке появится алюминиевый супергигант с годовым оборотом более 20 млрд. долл., удельный вес которого в мировом производстве может составить не менее 15 %.
Главным конкурентом Alcoa является недавно созданная группа, в состав которой вошли французская Pechiney, канадская Alcan и швейцарская компания Alusuisse Lonza Group AG (Algroup). В настоящее время это объединение, названное АРА, является мировым лидером с годовым оборотом более 17 млрд. долл. Производственные мощности корпорации по выпуску первичного алюминия оцениваются в 33 млн. т в год. Вертикальная интеграция всех этапов технологического цикла позволяет АРА, в состав которой входят бокситовые рудники, глиноземные заводы, предприятия по производству проката и металлоизделий, контролировать значительный сегмент мирового рынка алюминиевой продукции для всех отраслей хозяйства от авиаракетного комплекса до производства тары и упаковки.
Россия: подъем после спада
Прошедший год для российской металлургии был, пожалуй, одним из наиболее удачных за все время реформ. При общих темпах роста промышленности на уровне 8 % индексы физического объема составили: в черной металлургии 114,4 %, в цветной 108, 5 %. Существенный прирост достигнут во всех основных секторах производства черных и цветных металлов. Значительно улучшились основные экономические показатели: рентабельность возросла в среднем до 25 %, вдвое сократился объем бартерных операций и, соответственно, почти до 80 % повысилась доля денежных расчетов, на 15 % увеличился объем капитальных вложений, на 17 % объем финансирования НИОКР.
Среди основных причин подъема металлургии, по-видимому, следует выделить последствия августовской девальвации рубля. Рост экспортных цен в рублевом эквиваленте за последние полтора года в 3 4 раза (при росте внутренних цен на сырье всего лишь на 10 15 %), ликвидация "валютного коридора", относительно стабильные мировые цены и правительственная поддержка в виде сдерживания до середины 1999 года цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий все это способствовало значительному повышению доходности металлургических предприятий. По данным Минэкономики, только в черной металлургии балансовая прибыль за прошлый год составила 33 млрд. руб., тогда как 1998 год отрасль закончила с убытками в 9 млрд. руб.
Воздействие перечисленных факторов было столь сильным, что смогло существенно ослабить негативные последствия антидемпинговых санкций против российских предприятий со стороны США. В июле 1999 года делегациями Минторга России и Минторга США в Париже были подписаны два документа: "Соглашение о приостановлении антидемпингового расследования в отношении некоторых видов горячекатаной плоской углеродистой сталепродукции из Российской Федерации" (антидемпинговое соглашение) и "Соглашение о торговле некоторыми видами сталепродукции из Российской Федерации" (всеобъемлющее соглашение), что явилось завершением почти девятимесячного периода интенсивных консультаций и переговоров по урегулированию одного из самых затяжных и острых торговых конфликтов между странами. Так называемое "всеобъемлющее соглашение" является рамочным документом, на базе которого предполагается строить отношения США с другими субъектами мирового рынка металлопродукции. Под действие этого соглашения подпадает более 90 % российского экспорта черных металлов в США, при этом в 1999 году поставки горячекатаной продукции сократились на 80 %, холоднокатаной на 50 %. По некоторым оценкам, общие потери российских предприятий в результате составили около 150 млн. долл., включая не только прямые потери от сокращения поставок металла на американский рынок, но и затраты на организацию работы на новых рынках, более низкую стоимость металла на этих рынках, а также косвенные потери от ослабления своих позиций на одном из стратегически важных рынков.
Компенсировать экспортные потери позволил возврат России на восстановившиеся после кризиса азиатские рынки, куда направляется около половины всех поставок, и рынки стран Африки и Ближнего Востока (около 12 % экспорта). Кроме того, существенно увеличили свою квоту на поставки российской стали страны ЕС.
Серьезные потери на внешнем рынке в результате антидемпинга, по-видимому, должны стать уроком не только для российских предприятий, но и для руководства страны.
Прежде всего в очередной раз подтвердилась несостоятельность вынужденной стратегии чрезмерной экспортной ориентации, которая ставит развитие металлургического производства в опасную зависимость от конъюнктуры мирового рынка в ущерб внутренним потребителям. Очевидно, что стабильный спрос может обеспечить только внутренний рынок, для чего необходима продуманная долгосрочная программа развития металлургии в рамках общей концепции промышленной политики, ориентированной на создание условий динамичного экономического роста.
Во-вторых, обнаружилась полная неподготовленность российских экспортеров к ведению операций на международном рынке, прежде всего их нежелание и неумение консолидировать свои действия и вырабатывать согласованную политику.
В-третьих, сказалось отсутствие современной системы реализации металлопродукции на внешнем рынке. В настоящее время ограниченность оборотных средств российских экспортеров металлопродукции, отсутствие оперативной рыночной информации, соответствующих связей и опыта вынуждают их обращаться к помощи посредников (трейдеров), обеспечивающих необходимую финансовую и правовую поддержку экспортных операций. При этом посредник зачастую определяет сбытовую и ценовую стратегию, производитель же практически теряет связь с потребителем. Вследствие этого не реализуется один из главных принципов современной рыночной стратегии диверсификация спроса, т.е. производство конкретного продукта для конкретного потребителя. Очевидно, что крупнейшему в мире экспортеру металла, каковым является Россия, необходимо срочно создавать собственную систему металлоторговли с учетом требований и опыта мирового рынка, где каждое звено (производство, потребление, торговля) находится в тесной взаимосвязи. Это особенно важно в условиях нынешней острой конкуренции в связи с необходимостью для каждого участника рынка изыскивать ресурсы добавленной стоимости. В первую очередь, по-видимому, назрела необходимость создания сети промежуточных сервис-центров, которые в зарубежной практике реализуют около половины металлопродукции.
Цветная металлургия России в прошедшем году продемонстрировала заметный рост производства всех основных металлов и дальнейшее укрепление своих позиций на международном рынке, чему в немалой степени способствовал рост мировых цен, начавшийся во второй половине года. Наиболее существенный прирост около 7 % был достигнут в алюминиевом комплексе, где впервые превышен уровень 3 млн. т годового выпуска первичного металла, около 90 % которого было экспортировано.
Стабильная работа алюминиевых заводов России во многом обеспечивается благодаря использованию толлинга, основные принципы которого применительно к специфическим российским условиям сформировались и реализуются в течение последних 5 7 лет. Роль толлинга оценивается неоднозначно. С одной стороны, обеспечивается устойчивая работа важнейшей народнохозяйственной отрасли и решение острейших социальных проблем в регионах, гарантируется успешный выход на внешний рынок, солидная валютная прибыль (более 2 млрд. долл. ежегодно). С другой алюминиевые заводы на протяжении последних лет выполняют функции промежуточного звена для алюминиевой промышленности других стран, поставляя первичный металл для переработки в готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, лишаясь в полной мере возможности воспроизводства своего основного капитала. Существенным фактором в оценке толлинга являются объективные различия в энергосырьевом обеспечении алюминиевых заводов Сибири и Урала. Последние чрезвычайно заинтересованы в сохранении так называемого "внутреннего" толлинга, основанного на обеспечении равных экономических условий для российских и зарубежных поставщиков глинозема, что позволило сохранить сырьевую базу уральской алюминиевой промышленности. Конфронтация по вопросу внутреннего толлинга, в которой активно участвовали государственные органы, отражает острейшую конкуренцию между российскими предприятиями.
В целом проблема толлинга актуализировала вопросы развития внутреннего использования металла, что позволило бы ослабить экспортную зависимость алюминиевого комплекса, а при снижении ставки рефинансирования сделать доступной покупку сырья и тем самым уменьшить долю толлинговых операций. Так же, как в случае черной металлургии, эта задача может быть решена при условии ускорения общеэкономического роста, на основе комплексной программы развития металлургической промышленности.
Резкое усиление интеграционных процессов в металлургии России в первой половине нынешнего года, по-видимому, явилось проявлением давно назревшей реструктуризации, которая должна вывести этот сектор российского хозяйства на качественно новый уровень развития. Предшествующие годы показали, что для успешного функционирования на рынке важно не только состояние производственного аппарата и наличие соответствующих производственных ресурсов, но и уровень корпоративной организации отрасли. Принятая в начале 90-х годов формула рыночной организации способствовала созданию в России экономики, где основной упор был сделан на рынок предприятий в отличие от рынка корпораций в мировой практике, который, как показывает мировой опыт, имеет огромные преимущества. Создание финансово-промышленных групп по ряду причин не смогло ликвидировать этот недостаток. Поэтому назрела необходимость разработки и реализации принципиально иной стратегии развития, ориентированной на создание мощной корпоративной основы экономики.
Наиболее яркими примерами интеграции в металлургическом комплексе является создание таких крупных корпораций, как "Русский алюминий" и Уральская горно-металлургическая компания. В настоящее время сложно оценить перспективы их развития. Однако, если руководство корпораций сумеет построить свою оперативную деятельность и экономическую стратегию с учетом мирового опыта и потребностей российской экономики, это должно привести к прогрессу в отрасли и укреплению позиций России на мировом рынке.
|