Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Уральская горно-металлургическая компания Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Редкие и редкоземельные металлы Драгоценные металлы и камни Машиностроение и металлообработка Международное обозрение Искусство и ремесла История Навои-2000: наукоемкие технологии на вес золота
№4' 2000 версия для печати

ХРУПКОЕ ЧУДО



Наталья Болотова, Галина Галищева

Брошь "Юла".

Брошь "Юла".
Автор Елена Лавренова
Золото 750о, бриллианты

    – Вы ошибаетесь, если думаете, что между этими двумя производствами – огромная пропасть! – oбъясняет бывший инженер-турбостроитель, а ныне гeнеральный директор АО "Ювелиры Урала" Юрий Николаевич Бырдин. – Мои знакомые удивлялись, как можно так быстро перестроиться. А я раз и навсегда вывел для себя: к любому делу подход должен быть один – ювелирный. В машиностроении микроны ловят на станках (ювелирная точность!). Здесь, в "ювелирке", к микронам относятся менее трепетно, зато работают предельно тонко. Что касается управленческих технологий, то золотое правило руководителя: ты должен знать то, что выпускаешь. Пришлось пройти все стадии производства: и в шахты спускался, и за станком сидел. Главное, хотеть делать то, что нравится. А если не нравится – перебороть себя и все равно захотеть.
    – И часто вы себя "перебарываете"?
Серьги "Египетские ночи".

Серьги "Египетские ночи".
Автор Елена Лавренова
Золото 750о, бриллианты, топазы

    – Бывают моменты, когда хочется все бросить и уйти. Так было, например, после первой поездки на выставку в Италию. Беседуешь – такие же специалисты, как и наши, ничего в них сверхъестественного. Почему же в Италии все по-другому? А у них подходы другие. Нас долго приучали к прейскурантам. Сделали мы красивое изделие или сделали простое – все оценивалось по единой мерке. Наши дизайнеры создавали образ, мастера воплощали его в металл. Дальше - комиссия из девяти человек в Москве, которая выносила вердикт: это годится для продажи, это – нет. И от их решения зависела вся деятельность ювелиров.
Брошь "Бессонница".

Брошь "Бессонница".
Автор Елена Лавренова
Золото 750о, бриллианты

    В одном из интервью тех лет Бырдин сказал, что работать стало, "как в фильме ужасов – не знаешь, какой призрак перед тобой возникнет". Сегодня про "ужасы" вспоминает с иронией. Конкуренция стала мощным двигателем в работе, а большой объем информации – потребностью для мастеров и управленцев, которые годами варились в собственном котле. Ювелиры стали выездными, и директор делал все, чтобы ездили как можно больше.
    Появился простор для полета. Ювелиры участвуют в международных выставках. В 1996 году произошел настоящий взлет на ювелирный Олимп. Представители завода вошли в число тридцати лауреатов самого престижного конкурса мира – алмазной премии "Де Бирс". Среди работ-победительниц – колье "Гизехский сфинкс" Елены Опалевой. В марте 2000 года на выставке ювелирных изделий и часов в швейцарском Базеле снова ярко прозвучала работа Опалевой – колье "Близнецы". Особое внимание искушенной публики – а в выставке приняли участие 2400 известных ювелирных фирм – привлекли и две работы Елены Лавреновой. Это золотые броши с бриллиантами – "Бессонница" и "Юла". В них эмоциональность и образная подвижность гармонично сочетаются с безупречным исполнением. Изделия уральцев стали расходиться в мире, попадая в частные коллекции: Швейцария, Англия, Германия, Гонконг... Российские музеи остались в стороне: им ювелирные шедевры теперь не по карману.
Браслет "Весна".

Браслет "Весна".
Автор Елена Опалева
Золото 750о, бриллианты, изумруды

    Сегодня перед Бырдиным маячит совсем другой призрак – постоянно меняющейся законодательной базы. Его мечта, чтобы наконец приняли нужные законы, о которых уже давно спорят, и хотя бы лет пять ничего в них не меняли. Но приноравливается и к нынешним. И уверен, что ювелиры выживут.
    – Может быть, не в тех масштабах, в каких сейчас существуем. В мире нет больших заводов. Максимум – 500 работников. У нас - вдвое больше. Объемы продукции вполне позволяют сократить количество работающих, повысив зарплату оставшимся. Но ведь сокращать придется высококлассных мастеров.
    Предприятие перешагивает через трудности, работает, не снижая темпов. "Ювелиры Урала" предлагают сегодня коллекцию, которая посвящается 2000-летию Рождества Христова. Мастера завода с благословения архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия разработали художественное оформление величайшей духовноврачующей святыни – частиц Святой Горы Голгофа. Ладанки, нательные кресты, образки с изображением Божьей Матери и другие изделия отличают соблюдение канонов, строгость форм, высокое качество изготовления. Ценителям истинно российских традиций адресует свою яркую, праздничную коллекцию пасхальных яиц Светлана Сахненко, которую на предприятии числят в ряду ведущих специалистов.
Сувенир "Виолончель".

Сувенир "Виолончель".
Автор Борис Харитонов
Золото 750о, бриллианты, яшма

    Те, кто заинтересован по-новому, броско подчеркнуть собственный имидж или имидж своего предприятия, могут заказать здесь сувениры – от фирменных значков до роскошных инкрустированных письменных приборов, шкатулок, изысканных ваз из натурального камня.
    Кроме того, "Ювелирами Урала" освоен еще один вид продукции – должностные знаки, символизирующие власть, – цепь губернатора, мэра, декоративный ключ города, нагрудные знаки, плакетки из драгоценного металла или недорогих сплавов.
    – Я считаю, что проблемы предприятия складываются на 60 % из проблем внутренних и на 40 % – из внешних, – продолжает Юрий Бырдин. – Хотя бы на 15 % снизить те, что кроются в менеджменте, маркетинге и сбыте, – и нашему заводу в России не было бы равных. С 1993 года мы – акционерное общество и работаем на себя. Однако у многих еще нет привычки зарабатывать, только получать. Значит, необходимо построить такую управленческую схему, чтобы всем было интересно и выгодно. Ведь мастера наши уникальны. И технологические процессы на высоте: качество литья, закрепки камня. Кстати, закрепка – самый трудоемкий процесс в ювелирном производстве, и нужно большое искусство, чтобы камень "заиграл". Учатся этому не год и не два. Так вот, у нас ценнейшие мастера-закрепщики!

Юрий Николаевич Бырдин

Генеральный директор ОАО "Ювелиры Урала"
Юрий Николаевич Бырдин

    XIX столетие отсчитывало последние шаги. 1896 год. В Екатеринбурге действует небольшая минералогическая мастерская, где изготавливаются коллекции камней для царского двора, для учебных заведений. С этого начиналась история уральских ювелиров. Первая выставка их работ в Санкт-Петербурге в 1903 году наделала много шума. Дальше – десятилетия труда... Сложилось огромное предприятие – Свердловский ювелирный завод. В последние 13 лет он прочно связан с именем Юрия Бырдина. Приказ о его назначении директором предприятия был подписан в апреле 1987 года. Так 37-летний инженер-механик по турбостроению, выпускник Уральского политехнического института окунулся в мир золота. Сегодня Бырдин – генеральный директор акционерного общества "Ювелиры Урала".


Сувенир, 280 лет Гохрану.

Сувенир, 280 лет Гохрану.
Автор Светлана Сахненко
Яшма, нефрит, латунь, латунь позолоченная, фианит

    Изделия здешних мастеров узнаваемы. Уральская школа ювелиров – это совершенно особый дизайн, тесно связанный с миром природы. К тому же уральские изделия более фундаментальны. Юрий Николаевич утверждает, что их легко отличить, если рядом лежат индийские, испанские или немецкие. Но, повторим, главное – все-таки качество. И металла, и работы. Это оберегает марку "Ювелиров Урала". Многочисленные поклонники украшений начинают это понимать. Еще недавно нелегальный и полулегальный поток "золотых" изделий, хлынувший из-за границы, быстро рассеивался по стране, конкурируя с заводской продукцией. Но как только выяснилось, что эти импортные украшения не подлежат ремонту из-за экзотичности использованных в них сплавов, обильная, но дешевая река резко стала мелеть. Покупатели возвращаются к настоящим мастерам.
    – Юрий Николаевич, в наш прагматичный век драгоценности связывают исключительно с понятием "деньги"? О возвышенном восторге перед ювелирными произведениями уже речи нет?
"Потир".

"Потир".
Автор Елена Лавренова
Нефрит, латунь позолоченная

    – Это, пожалуй, сегодня самое сложное. Как ни крути, все упирается в финансы. Мы профинансировали в свое время изготовление великолепного колье "Гизехский сфинкс". Вещь изумительная! Получили хорошую рекламу, выход в мир. Но прошло четыре года. А на таких международных аукционах, как Сотбис, Кристи, Шторм, российские произведения не выставлялись. Россию знают в основном по фамилиям Фаберже, братьев Хлебниковых, Овчинниковых. Последняя выставка в Швейцарии заинтересовала менеджеров Сотбиса, они хотели бы выставить несколько наших изделий. А у нас проблема, как и во всей ювелирной отрасли, – не можем получить лицензию на экспорт. Миновал 1999 год, половина 2000 года. Ждем.
    Заканчивая разговор, Бырдин задумчиво произносит:
    – Восхищение ювелирными произведениями все равно остается. Сужу по себе. Приходится иметь дело буквально с потоком украшений, но количество увиденного не мешает всякий раз замирать перед хрупким чудом. Это и есть магия искусства, которая до сих пор спасает мир.

Фото Андрея Амелина, Александра Грачева, Юрия Лишенко

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение