Теодор Рубинштейн Доктор экономических наук
В прошлом единый комплекс советской цветной металлургии сегодня раздроблен. Часть добытого сырья и произведенных металлов находится во внутриторговом обороте стран СНГ (см. рисунок). Украина имеет устойчивый рынок сбыта глинозема в России и Таджикистане. Казахстан обеспечивает свинцово-цинковым концентратом российские предприятия. Киргизия поставляет в Россию рудное олово. Россия торгует с другими странами СНГ алюминием, никелем, прокатом цветных металлов.
Что чрезвычайно важно, в последнее время наметилась новая тенденция: поток товаров дополняется потоком капиталов. Например, в алюминиевой промышленности происходит интеграция украинских, казахских, таджикских и российских капиталов.
Процесс консолидации собственников и создание холдинговых компаний помогают решить целый ряд проблем минимизировать рабочий капитал, ускорить финансовые обороты, обеспечить более стабильную, максимально возможную загрузку предприятий. Наличие полного цикла производства дает возможность снизить риски, связанные с понижением биржевых цен на металл или с их повышением на сырье.
Перекрестное владение капиталами создает предпосылки для возрождения остановленных предприятий, а значит, для возобновления прежних товаропотоков. Так, акционерное общество “Новосибирский оловянный комбинат” (НОК) монопольный производитель олова в РФ стало владельцем 50 % акций киргизского ООО “Тяньшаньолово”. Их покупка проведена в рамках программы обеспечения стабильных поставок сырья. Владельцами второй половины акций являются юридические лица Киргизии. “Тяньшаньолово” образовано на базе недостроенного Сарыджакского ГОКа. Для пуска предприятия необходимо вложить средства в сооружение обогатительной фабрики и сопутствующей технологической инфраструктуры.
В торговом обороте СНГ пока доминируют поставки сырья в Россию и готовой металлопродукции из России в другие страны СНГ. Параллельно нарастает другой процесс: Россия продолжает наращивать собственный сырьевой потенциал, а другие страны СНГ создают или планируют создать у себя перерабатывающие мощности (алюминиевый завод на Украине, предположительно в Первомайске, алюминиевый завод в Казахстане, завод по производству медной и алюминиевой катанки для кабельной промышленности в Белоруссии).
Конечно, с одной стороны, такой подход ведет к излишним капитальным затратам, которых можно избежать при взаимовыгодной инвестиционной политике. Однако тенденция к формированию собственной переработки сырья имеет не только экономическое, но и политическое обоснование. Поэтому направленность товаропотоков может быть скорректирована, но важно, чтобы товарооборот между странами СНГ расширялся.
Необходимо отметить, что в будущем потоки товаров еще больше будут определяться движением капиталов. И, конечно, ценами. В связи с этим особо актуален вопрос об их формировании. Различие между мировыми ценами и ценами экспорта в странах СНГ весьма существенно (табл. 1), причем с 1995 года по никелю и алюминию, а с 1996 года и по меди цены в СНГ выше мировых.
В торговле между странами СНГ в 1998 1999 годах высокими были не только цены экспорта из России, но и цены российского импорта. Информация об этом крайне скудная, но известно, что российские предприятия в январе августе 1998 года приобретали бокситы в странах СНГ по 125 долл./т, а в странах дальнего зарубежья по 97,6 долл./т. Рост цен экспорта в страны СНГ по сравнению с экспортом в страны дальнего зарубежья наблюдался не только по цветным металлам и их рудам. Так, ферросплавы в страны СНГ в январе августе 1999 года поставлялись по 743 долл./т, а в страны дальнего зарубежья по 559 долл./т, фосфаты кальция соответственно по 69 и 34, кокс по 57,5 и 48 долл./т. А в торговле сырой нефтью (и нефтепродуктами) обратная пропорция: 51 и 83 долл./т (78 и 93 долл./т).
Такой разрыв во внешнеторговых ценах требует дополнительных исследований для точного объяснения и, естественно, для определения тенденции на ближайшее будущее. По нашему мнению, из множества факторов, влияющих на цены цветных металлов, можно выделить следующие:
распространение бартера в торговле стран СНГ, при котором цены определяются весьма условно. В общем объеме бартерного экспорта на долю металлопродукции приходилось в 1998 1999 годах примерно 30 %;
незначительные объемы поставок;
неплатежи и связанные с ними риски, компенсируемые повышением цен;
рост цен на энергоносители.
В настоящее время созданы предпосылки для выравнивания цен, которые сложились в торговле между странами Содружества, и мировых. В первой половине 1999 года заметно уменьшилась доля бартера в торговых операциях СНГ, причем бартер в экспорте металлов сократился в 2,9 раза. По прогнозу, торговый оборот к 2003 году может значительно возрасти. Что касается энергоносителей, то сдвиги пока отмечаются лишь на местном уровне. Например, заключено соглашение о снижении цен на электроэнергию, поставляемую “Самарэнерго” для САМЕКО. К сожалению, государственная политика в регулировании цен на энергоносители все еще не определена.
Еще одним важным показателем является меняющееся соотношение мировых цен и цен производителей продукции. Менее чем через год после августовского кризиса 1998 года цены российских производителей металла вплотную подтянулись к ценам мирового рынка (табл. 2).
Весьма интересными представляются суждения зарубежных экономистов о причинах разных цен на цветные металлы в странах СНГ и на Западе. Так, в апреле 1999 года средние издержки на производство 1 т алюминия в западных странах составили 1099 долл., а в СНГ 972 долл. Автор указанной оценки известный экономист в области металлургии Э. Берд считает, что в СНГ затраты в перспективе тоже увеличатся. Действительно, такое не исключено в связи с увеличением в себестоимости доли амортизации и доли зарплаты и ростом цен на услуги естественных монополий.
Возможность повышения конкурентоспособности цветных металлов, в первую очередь алюминия, производимого в странах СНГ, нам видится в структурной перестройке затрат на производство. Так, в России доля затрат на электроэнергию значительно выше, чем в США, а зарплата и амортизация, напротив, составляют меньшую часть. Это неперспективная структура себестоимости: ведь зарплату все равно придется повышать, а сравнительно низкие амортизационные отчисления не позволяют своевременно проводить модернизацию оборудования.
Что касается энергетических затрат, то обычно ссылаются на расходные коэффициенты: они-де в СНГ объективно выше, чем в зарубежных странах. При этом упускают из виду, что стоимость электроэнергии в странах Содружества тоже выше, чем на Западе. Иными словами, опять приходится напоминать об отсутствии государственной политики цен на энергоносители.
В формировании цен на цветные металлы многое будет зависеть от соотношения рубля и доллара. Если произойдет существенное снижение курса доллара, это нанесет урон цветной металлургии стран СНГ, их платежным балансам. Дело в том, что активное сальдо торгового баланса России, обеспечиваемое продажей металлов, как раз и дает возможность держать стабильный курс рубля по отношению к иностранной валюте. Необоснованное снижение курса доллара к рублю, по мнению некоторых аналитиков, через какое-то время способно привести к повторению кризиса, аналогичного августовскому.
Ориентируясь на ценовую динамику Лондонской биржи металлов, а также свободных рынков металлов, страны СНГ способны предвидеть возможные колебания цен. По нашему мнению, в 2001 году произойдет их увеличение на 2 3 % на свинец и цинк. Цены на алюминий и медь стабилизируются на уровне, сложившемся в 2000 году.
Особую значимость приобретает углубление сотрудничества между странами СНГ в области экономических исследований, цель которых найти пути сближения механизмов ценообразования, принципов инвестиционной политики, нормативно-правовой базы. Экономическим советом СНГ в марте 2000 года принята программа действий Содружества на период до 2005 года. В частности, одобрен проект соглашения о взаимодействии стран СНГ по сближению механизма налогообложения на железнодорожном транспорте, подписаны протоколы о правилах лицензирования импорта, о единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Стратегическим направлением, способствующим развитию экономики стран СНГ, должно стать более полное согласование инвестиционной политики. Исключительно важно оживить инвестиционные потоки внутри СНГ с ориентацией на более низкие удельные капитальные вложения. Это важнейший путь повышения эффективности инвестиций при их ограниченных ресурсах. К сожалению, отраслевая экономическая наука перестала заниматься проблемой удельных капитальных вложений (или коэффициентов капиталоемкости, как их называют на Западе), спецификой их образования в странах СНГ, что приводит к неверным оценкам возможностей и потребностей вложений, в том числе со стороны западных инвесторов. В этой связи было бы целесообразным:
создать совместные методические рекомендации по определению эффективности инвестиций и внешнеторговых операций, включая оценку рисков, инфляционных тенденций, валютных паритетов и др.;
сформировать единую базу данных по согласованному странами СНГ перечню экономических показателей;
определить области эффективного применения новых для стран Содружества финансовых инструментов (лизинг, опционы, фьючерсы).
Использование единых подходов позволит преодолеть некоторую обособленность, замкнутость национальных рынков, что не только не противоречит мировым тенденциям, но, более того, является важным фактором усиления роли СНГ в мировой экономике.
|