Игорь Кудряшкин Коммерческий директор ОАО "Уралэлектромедь"
Историческая наука свидетельствует, что еще за 2 3 тыс. лет до нашей эры народы, населявшие Урал и Предуралье, умели выплавлять медь и делать из нее необходимые вещи. Это, в частности, доказывают археологические находки на Среднем Урале: большое количество памятников древней медной металлургии подтверждает довольно высокий по тем временам технический уровень производства. Первый на Урале медеплавильный завод был пущен в середине ХVII века при Пыскорском монастыре. Поиск новых залежей меди, а затем и строительство новых медеплавильных заводов широко развернулись в петровскую эпоху. За годы реформ Петра I стараниями его энергичных сподвижников В. Татищева и В. Геннина, трудом тысяч крепостных крестьян Урал превратился в крупнейший промышленный регион подлинную металлургическую базу России. К концу ХVIII века здесь было построено 78 медеплавильных заводов, а производство меди составило более 200 тыс. пудов в год. Российское государство становится крупнейшим производителем меди, выплавляя около четверти всего мирового производства этого металла и снабжая медью всю Европу. На мировом рынке уральская медь считалась лучшей. Внутри страны из меди и ее сплавов кроме пушек и монет изготавливалось большое количество посуды, церковной утвари, корабельной оснастки и оружия. Колокола, отлитые из уральской меди, звенели по всей стране.
В 1867 году недалеко от Екатеринбурга начал работать Пышминско-Ключевской медеплавильный завод производительностью около 1,5 тыс. т меди в год. Сырьевой базой предприятия являлись местные руды.
Во второй половине 90-х годов прошлого века быстро развивается электропромышленность России и вместе с ней потребность в меди.
Пожалуй, главной проблемой на протяжении всей истории развития уральской медной промышленности являлся недостаток рудного сырья. К началу нынешнего столетия наиболее богатые рудные жилы многих рудников были выработаны. Постоянное восполнение сырьевой базы, которая, как правило, отставала от темпов роста производства и потребления металла, требовало ежегодного расширения горно-поисковых работ и крупных капитальных вложений, которыми располагали далеко не все компании Урала. В техническом отношении заводы представляли довольно пеструю картину: наряду с относительно новыми действовало большое количество мелких полукустарных цехов с оборудованием столетней давности. Накануне Первой мировой войны уральские заводы ежегодно выплавляли около 40 тыс. т меди.
Гражданская война нанесла огромный ущерб производству: в 1918 году выплавка меди упала до 2,1 тыс. т. Многие заводы были остановлены из-за отсутствия сырья, заказов и финансирования.
Существенный стимул развитию медной промышленности Урала дало принятие в 1920 году плана ГОЭЛРО, которым предусматривалось довести выплавку меди в следующее десятилетие до 80 тыс. т в год. Советская энергетика остро нуждалась в кабеле, моторах, генераторах, трансформаторах. В мае 1922 года заработал после восстановления Калатинский (ныне Кировградский) медеплавильный завод. В последующие 2 3 года один за другим начали давать продукцию Пышминско-Ключевской, Карабашский, Кыштымский медеэлектролитный заводы. В 30-е годы для удовлетворения растущей потребности хозяйства проектируются и строятся новые заводы: Красноуральский и Среднеуральский.
Возрастает потребность в рафинированной меди. В соответствии с решением Совета Труда и Обороны недалеко от Свердловска в поселке Медный рудник начинается строительство Пышминского медеэлектролитного завода, который должен стать крупнейшим заводом не только в нашей стране, но и в Европе.
Знаменательная дата в жизни завода нынешнего ОАО "Уралэлектромедь" 3 августа 1934 года, когда на Пышминском медеэлектролитном заводе (ПМЭЗ) была получена первая анодная медь.
Серьезнейшим испытанием для уральской металлургии, так же как и для всей страны, стала война. Известно, что каждый второй танк и каждый третий снаряд были изготовлены из уральского металла. В условиях дефицита сырья, материалов, перебоев в энергоснабжении потребовалось в кратчайшие сроки решать сложные технические и организационные задачи, осваивать в считанные недели то, на что в мирное время требовались годы. Одним из новых производств ПМЭЗ стал цех биметаллов, который делал заготовки для патронов. Был пущен новый цех по производству медно-никелевых сплавов, которые шли на изготовление направляющих поясков дальнобойных снарядов. В кратчайшие сроки было введено в строй эвакуированное из Подольска производство медного порошка для электротехники, которое являлось единственным в стране в тот период. Завод в эти годы был основным производителем рафинированной меди. Как вспоминал министр цветной металлургии СССР Петр Ломако, около 80 % снарядных гильз и патронов производилось в эти годы из меди, поступавшей с Пышминского завода.
В послевоенные годы завод продолжал наращивать производство. В 1975 году на базе ПМЭЗ был создан комбинат "Уралэлектромедь", в состав которого вошли Кыштымский медеэлектролитный завод и Пышминский рудник с обогатительной фабрикой.
Рыночные реформы дались комбинату (преобразованному в 1992 году в ОАО "Уралэлектромедь") очень непросто. Обвал внутреннего рынка, финансовый хаос, нарушение сложившихся хозяйственных связей, утрата государственного контроля за ходом приватизации все это самым отрицательным образом отразилось на деятельности предприятия. Комбинат, мощности которого способны перерабатывать 300 тыс. т меди, оказался отторгнутым от традиционной сырьевой базы в Казахстане и Монголии (Эрдэнэт).
В трудной ситуации оказались и другие заводы медной промышленности Уральского региона. Урал имеет полный технологический комплекс для производства не только черновой и рафинированной меди, но и изделий из нее проката и кабельной продукции. Руда добывается на Сафьяновском и других рудниках, концентрат и черновая медь производятся на СУМЗе (Ревда), в АО "Святогор" (Красноуральск), на Кировградском комбинате; рафинированная медь в ОАО "Уралэлектромедь" и на Кыштымском медеэлектролитном заводе (Челябинская область), прокат на заводах ОЦМ в Каменск-Уральском и Ревде; кабельную продукцию выпускает "Уралкабель" (Екатеринбург), "Камкабель" (Пермская область) и др.
Еще в доперестроечные времена уральские заводы начали испытывать трудности с поставками сырья. Заметно обострились сырьевые проблемы производства рафинированного металла, сосредоточенного в основном в Свердловской области и потребляющего концентрат и черновую медь, в то время как добывающие предприятия Южного Урала буквально задыхаются без оборотных средств и инвестиций.
Что же представляет сегодня сырьевая база уральского "медного пояса"?
На Урале сосредоточено около 40 % медно-цинковых руд России, из них около 70 % в Оренбургской области и Башкирии. К наиболее крупным можно отнести Гайский, Учалинский, Бурибаевский и Сибайский ГОКи, которые в основном и формируют сегодняшнюю сырьевую базу уральского медного комплекса. В результате распада СССР баланс сырьевого снабжения был нарушен. В настоящее время потребности уральской промышленности в медном концентрате составляют около 220 тыс. т, фактическое производство не превышает 17 тыс. т. Хотя в последнее время добыча руды и выпуск концентрата год от года растут, производство намного отстает от показателей начала 90-х годов.
Из новых добывающих предприятий благодаря усилиям ОАО "Уралэлектромедь" введен Сафьяновский рудник, разведанные запасы которого оцениваются примерно в 900 тыс. т, а также рудник на месторождении Барсучий Лог. По данным Уралгеокома, запасы на действующих предприятиях составляют: на Турьинском руднике 4,5 года, Волковском 7,5 лет, Левихинском 10 лет, Сафьяновском (в контуре карьера) 23 года.
К наиболее перспективным "нетронутым" месторождениям медных и медно-цинковых руд относятся расположенные на севере Свердловской области Шемурское, Новошемурское, Тарньерское и Валенторское, запасы которых по меди ориентировочно оцениваются в 650 тыс. т. Эти месторождения расположены в практически неосвоенной части Урала, их разработка требует значительных инвестиций. По предварительной оценке, только на освоение Шемурского и Новошемурского месторождений требуется около 100 млн. долл. Необходимость в недалекой перспективе освоения этого региона обуславливается большими потенциальными ресурсами не только меди, но и других металлов, например золота.
Неплохим сырьевым потенциалом располагает Челябинская область, прогнозные запасы месторождений которой оцениваются в 600 тыс. т по меди, а также включают золото, серебро, молибден. В регионе принята программа развития медной подотрасли на базе Кыштымского медеэлектролитного завода, производственные возможности которого в 5 6 раз меньше, чем мощность "Уралэлектромеди". Однако большинство месторождений, по данным Уралгеокома, сравнительно невелики, и это существенно затруднит их рентабельную разработку. К тому же для выполнения программы необходимы огромные затраты 600 млн. долл., что делает реализацию программы с привлечением зарубежных инвесторов в настоящий момент маловероятной.
Серьезным резервом первичного медного сырья является вовлечение в перспективе в промышленную переработку так называемых некондиционных руд с освоением новых участков действующих рудников Волковского и Сафьяновского. Это также требует значительных капитальных затрат, которые, по мнению специалистов, могут быть получены, например, от попутной переработки золотосодержащих руд при помощи выщелачивания.
Весьма перспективным сырьем медного производства являются техногенные отходы уральских предприятий, в первую очередь Турьинской обогатительной фабрики, Красноуральского и Кировградского комбинатов, Среднеуральского медеплавильного завода. По ориентировочным данным, запасы меди в отходах оцениваются на уровне около 490 тыс.т.
Наконец, важную роль играет вторичное сырье медный лом, который, однако, требует соответствующей предварительной обработки путем сортировки и пакетирования. "Уралэлектромедь", например, 30 % своих сырьевых потребностей удовлетворяет за счет этого вида сырья.
Дефицит вынуждает заводы получать большую часть сырья на давальческих условиях. В поставляемом сырье нередко обнаруживаются различные токсичные примеси (мышьяк, свинец), к тому же толлинговые схемы существенно снижают экономическую прибыль производителей металла.
Ситуация на мировом рынке в последние годы складывается неблагоприятно для российских производителей меди. Заметно растет конкуренция со стороны Китая. Внутренние цены на медь в Китае выше цен Лондонской биржи металлов, поэтому китайские заводы могут предложить более высокую цену за монгольский медный концентрат, чем российские потребители. К тому же продолжается падение мировых цен на медь: за 1997 1999 годы снижение составило более 30 %, что делает экономическое положение российских предприятий на рынке весьма нестабильным.
Практика последних лет показывает, что попытки решения сырьевой проблемы медной промышленности Урала каждым заводом в одиночку бесперспективны. Более реальный путь объединение усилий и финансовых ресурсов. Одним из практических шагов в реализации этой программы является создание холдинга на базе уральских предприятий. Участники интеграции могли бы войти в состав будущего производственно-экономического объединения (организационные формы при желании можно согласовать) своими основными фондами, что существенно сократило бы объем прямых инвестиций. Создание собственной сырьевой базы позволит ослабить или вообще ликвидировать тиски вынужденного толлинга со всеми его экономическими недостатками. Горнорудную технику и необходимое оборудование может обеспечить могучий машиностроительный комплекс Урала. При этом, по-видимому, можно решить задачи выпуска металлопродукции с высокой добавленной стоимостью (катанка, прокат, фольга и лента, различные профили), что резко повышает ее ликвидность на рынке. По нашему мнению, принципиальным решением проблемы могла бы стать общеуральская комплексная программа развития медной промышленности. Разумеется, для реализации этой программы необходимы определенные меры государственной поддержки. Это прежде всего льготное налогообложение, особенно горнодобывающих предприятий, рациональные принципы распределения прибыли, разумная амортизационная и кредитная политика, четкие гарантии для зарубежных инвесторов.
|