Ирина Палтусова Зав. отделом оружия Государственного Исторического музея
Имя Александра Андреевича Катуар де Бионкура московского коллекционера начала XX века, блестящего знатока охотничьего и стрелкового оружия, автора книги "История пулевой стрельбы в Западной Европе, Америке и России" практически забыто. Сведения о его жизни чрезвычайно скупы. Однако собранная им коллекция значительное явление в культурной жизни.
А.А. Катуар родился 25 апреля 1863 года в Москве в семье потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии Сретенской слободы Андрея Ивановича Катуара. Его дед Жан-Батист-Мари-Август Катуар де Бионкур представитель старинной дворянской фамилии, выходец из Франции, который после Великой Французской революции эмигрировал в Россию, принял российское подданство (1821 г.), стал Иваном Катуаром, женился на дочери известного московского виноторговца и открыл собственное дело. Андрей Иванович также был хорошо известен в торгово-промышленных кругах Москвы, будучи директором товарищества Московского сахарорафинадного завода.
Однако предпринимательская деятельность деда и отца не заинтересовала Александра Андреевича. После окончания историко-филологического факультета Московского университета и женитьбы на Жилонне-Генриэтте де Аркур, представительнице старинного французского дворянского рода, он был возведен в российское потомственное дворянство, получил право носить фамилию Катуар де Бионкур и полностью сосредоточился на исполнении сословных дворянских обязанностей, благотворительной деятельности и коллекционировании. Он был почетным мировым судьей Бронницкого и Звенигородского уездов, Нижегородским уездным предводителем дворянства, состоял членом многих благотворительных обществ, в частности входил в состав совета Елизаветинского благотворительного общества, был попечителем Елизаветинского приюта и Нижегородского Дворянского института, состоял синдиком римско-католической французской церкви св. Людовика, являлся действительным членом Московского художественного общества.
Собиранием оружия Александр Андреевич увлекся рано и довольно скоро приобрел известность и авторитет среди московских коллекционеров. Его коллекция насчитывала более 500 образцов холодного и огнестрельного оружия и считалась одним из лучших частных собраний России.
В феврале 1909 года А.А. Катуар де Бионкур преподнес свою коллекцию в дар Российскому императорскому Историческому музею. В дарственной он пожелал, чтобы коллекция составила особый отдел музея и носила его имя. 10 марта 1909 года коллекция, упакованная в двадцать два ящика, поступила в музей. А.А. Катуар де Бионкур пожертвовал также 10000 рублей на изготовление, перевозку и установление шкафов, в которых предполагалось разместить коллекцию. В 1912 году коллекция была открыта для обозрения. В этом же году Александр Андреевич был избран действительным членом музея.
Своеобразие коллекции А.А. Катуар де Бионкура заключалось в том, что в ней преобладало наиболее типичное национальное оружие основных видов и конструкций, которое широко использовалось в разные периоды в европейских и восточных странах. В состав коллекции вошли образцы с различными механизмами воспламенения заряда: фитильные, колесцовые, кремневые, капсюльные ружья и пистолеты XVI XIX веков, представляющие значительный историко-технический и художественный интерес.
Особо богато и разнообразно представлено в собрании Катуар де Бионкура охотничье оружие второй половины XVIII начала XX веков, работы русских, французских, английских, немецких, чешских мастеров. Дело в том, что А.А. Катуар де Бионкур был страстным охотником. Он охотился в России, в частности, на Алтае и за границей во Франции, Германии, Швейцарии.
Используя личные связи с владельцами антикварных оружейных магазинов, Катуар де Бионкур приобретал у них ценные образцы. Многие экспонаты будущей коллекции покупались у частных лиц и на аукционных распродажах в России, Нидерландах, Швейцарии, Германии, Франции.
В апреле 1911 года А.А. Катуар де Бионкур писал товарищу председателя Исторического музея князю Н.С. Щербатову: "... Сегодня честь имею уведомить Вас, что купленные мною в Амстердаме для музея вещи были осмотрены и распоряжения о высылке для музея сделаны. Задержка происходит от того, что я хочу их предварительно вычистить и сильно смазать во избежание ржавчины и порчи в столь продолжительном путешествии. Экземпляры очень хороши и интересны по разнообразию типов замков..." В Париже коллекционер часто посещал магазины известных оружейных домов "Форе-Лепаж" и "Гастинн-Ренэтта". В апреле 1913 года он сообщал научному сотруднику исторического отдела музея Е.Ф. Коршу: "Дорогой Евгений Федорович, в музей высылается мной кремневое двухствольное ружье. Мне кажется, это будет нашим лучшим экземпляром по качеству и сохранности. Это ружье очевидно никогда в употреблении не было оно в ящике и при нем сумка из зеленой шагрени с серебряной пряжкой. Оно происходит из коллекции Форе-Лепажа, который продал свой магазин и хочет ликвидировать старинное оружие".
Именно в магазине Форе-Лепажа при распродаже его коллекции были приобретены ценные дуэльные гарнитуры, в том числе дуэльные пистолеты, выполненные Анри Форе-Лепажем, обладателем "Grand Prix" на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Этот комплект с полным основанием можно назвать образцом французского оружейного искусства конца XIX века. Стволы дамасскированной стали изготовлены в мастерской одного из лучших парижских мастеров Леопольда Бернара. Для французских оружейников была характерна богатая декорировка стволов. Они широко использовали такие приемы, как золотую и серебряную насечку, гравировку, серебряные чеканные рельефные накладки, воронение стволов. Во второй половине XIX века французские мастера наряду со старыми приемами декорировки (резьбой и гравировкой по металлу) широко использовали и новые. Например, воронение уже не ограничивалось привычным и единственным синим тоном. К нему добавился серый, коричневый и матово-черный. Обогатило цветную палитру и введение золота разных оттенков для насечки инкрустации.
Коллекция А.А. Катуар де Бионкура дает представление не только о таланте создателей великолепных произведений оружейного искусства, но и о личности этого удивительного человека. Его собрание до сих пор составляет золотой фонд коллекции оружия Государственного Исторического музея.
Фото автора
|