Геннадий Прохоренко Директор Центрального рудоуправления (Зарафшан)
Гора Мурунтау словно рентгеном просвечена. Мы располагаем компьютерной объемной "картинкой" расположения рудных тел на глубину до 500 м. Знаем на годы вперед, какую руду будем добывать, каково в ней содержание золота. Есть фрагменты рудного тела, где содержание золота до 100 г/т. Но среднее содержание желтого металла в нашей руде скромное. А все равно мурунтауское золото и в советские времена, и нынче имеет завидную низкую себестоимость. Почему? Это суммарный эффект технологий, которые мы применяем и внедряем.
Вся история создания и развития золотодобывающей промышленности Центральных Кызылкумов неразрывно связана с разработкой и внедрением новейших, революционных технологий. Глубокий научный анализ и нетрадиционные способы решения сложнейших геологических, горно-технологических и металлургических проблем со дня открытия месторождения Мурунтау по сегодняшний день были и остаются главными принципами работы инженерного корпуса НГМК.
Уже на этапе разведки месторождения за счет нового подхода ведущих специалистов Министерства геологии республики к оценке его основных геологических параметров месторождение было переведено из разряда крупных в разряд уникальных. Мурунтау стало признанным в мире эталоном месторождений кызылкумского типа.
Вторым мощным технологическим прорывом стало внедрение на месторождении Мурунтау впервые в мировой практике технологии осаждения золота из цианистых пульп на синтетическую ионообменную смолу. Тридцать лет эксплуатации этой технологии это тридцать лет непрерывных научных исследований. Они продолжаются и сегодня с еще большей интенсивностью. За это время ионообменная технология претерпела массу коренных усовершенствований. Изобретены новшества, при внедрении которых достигнуты многократное сокращение расхода основных технологических реагентов и полная автоматизация процесса.
В конце 70-х годов в карьере Мурунтау впервые в СССР был введен в эксплуатацию комплекс циклично-поточной технологии производительностью 25 млн м3 в год. Этот технологический прорыв и на сегодняшний день играет неоценимую роль в интенсивной отработке крупнейшего золоторудного месторождения.
Все научные исследования, технические и технологические разработки на их основе направлены на интенсификацию процессов. Это позволяет при уменьшении удельных затрат существенно увеличивать из года в год выпуск золота. На золотоизвлекательном заводе постоянно интенсифицируются процессы измельчения, классификации, сгущения, сорбции, регенерации, аффинажа и другие.
В обеспечении постоянного роста объемов выпуска золота огромную роль играют непрерывные научные исследования, инновационные решения в горно-геологическом комплексе. Так, в середине 70-х годов на Мурунтау была введена в эксплуатацию первая в мировой практике аналитическая гамма-активационная лаборатория (КЛГАА) для исследования руд на содержание золота. На сегодняшний день она является лучшей в мире по быстроте и низкой стоимости анализа.
Полная автоматизация исследования геологических проб эксплуатационной разведки создала необходимую базу для следующего этапа интенсификации разработки автоматизированой программы оптимального оконтуривания рудных блоков (АС "Руда"). Внедрение новшества позволило получать дополнительное золото за счет рационального использования недр без дополнительных затрат.
Естественным продолжением идей, заложенных в АС "Руда", явилось создание программы расчета оптимальных параметров отработки карьера Мурунтау. За счет этого сокращены затраты на горные работы. Весь этот пакет новых технологий позволяет сдерживать рост себестоимости золота.
По мере понижения горных работ в карьере Мурунтау возникли две крупные проблемы загазованность в чаше карьера и напряженность автотранспортных потоков. По первой проблеме на научные исследования (теоретические, лабораторные и промышленные) были затрачены значительные средства. Применяли даже авиационные турбины, чтобы мощной воздушной струей разогнать смог в чаше карьера. В конце концов исследователи убедились в том, что проветрить искусственным путем огромную чашу (500 млн. м3) физически невозможно. Между тем загазованность оставалась бичом и для здоровья людей, и для экономики предприятия. Решение было найдено, как всегда, в другой плоскости: не пытаться проветрить весь карьер, а создать чистую атмосферу лишь в пределах рабочего места. Теперь каждая кабина грузовика, экскаватора оснащена портативным устройством, которое очищает воздух на 98 %. И то, что кабина не герметична, не помеха. Проблема загазованности снята радикально. Эффект: повышение производительности труда, ликвидация простоев в дни безветрия, когда смог скапливается в карьере.
...С обретением Узбекистаном независимости Навоийский комбинат получил экономическую самостоятельность, проводит политику самофинансирования. Менеджмент на комбинате, инженерная мысль обрели дальнейшее развитие. Ускорилось внедрение новой техники и технологии. Этому способствует и закон о защите интеллектуальной собственности.
Внедряемая сегодня на руднике Мурунтау автоматизированная система контроля и управления технологическим процессом выемки и транспортировки горной массы, использующая спутниковую сеть слежения, является первым реальным воплощением изобретения российской компании "ИНТЕГРА". Эта система позволит рационализировать транспортные потоки, улучшить стоимостные показатели отработки месторождения.
...Незадолго до тридцатилетия первого слитка товарного золота на Мурунтау у нас на фосфоритном производстве включили в непрерывную технологическую цепочку новую мельницу, подобной которой нет в горном деле во всем мире. Ранее ее испытали в опытно-промышленном режиме и впервые подтвердилось, что наше ноу-хау работает.
В этой "чудо-мельнице" применен совершенно новый принцип измельчения. Уже столетие в горном деле руду перемалывают в агрегатах, использующих, с малым КПД, "грубые" энергии разрушения. Тысячи тонн металлических шаров, которые размалывают твердую породу, попросту "съедаются". На крупных горных производствах используются весьма энергоемкие технологии измельчения, из-за которых этот передел влетает в копеечку. Есть, правда, мельницы самоизмельчения породы, но энергоемкость их тоже велика. Долгие годы и у нас мельничный передел на ГМЗ-2 был одним из самых затратных. Поэтому инженеры Центрального рудоуправления задались целью изобрести мельницу "постиндустриального" типа, в которой силы гравитации и центробежная сила, говоря упрощенно, вступили бы в тонкое взаимодействие. Решение, революционное по смыслу и простое по замыслу, было найдено, можно сказать, интуитивно. Первая же опытная установка показала: "принцип" работает. Мельница играючи размалывала в пыль металл, руду, гранит и даже ... резину. Дальнейшее теоретическое осмысление изобретенного способа выявило, что в новой мельнице сложно взаимодействуют семь разнонаправленных сил. Постепенно мы научились управлять этим взаимодействием, в котором вертикальные, затратные динамики, связанные с большими потерями энергии, заменены горизонтальными. В нашей мельнице, в самом деле, происходит самоизмельчение породы, причем энергия, которая запускает процесс, минимальна.
В Брюсселе авторы получили за свое изобретение бронзовую медаль. Правда, специалисты тут же напророчили, что хоть изобретение, действительно, оригинальное, но в деле работать не будет. Рассудить нас должна практика. Сызранский "Тяжмаш" построил по нашему заказу первую мельницу нашей конструкции. С большим напряжением все ждали момента, когда ее запускали в работу, загрузив рудой. Оказалось, что принцип, положенный в основу, не только оригинален, но и технологичен. Подводя предварительный итог, можно утверждать, что зарафшанская мельница металлоемкостью на порядок легче, чем те, которые используются во всем промышленном мире. А энергоемкость измельчения на 30 40 % меньше. На ней можно получить конечный продукт в 70 мк. Причем производительность мельницы, несмотря на малые габариты, выше, чем у мельниц-великанов. К тому же примерно вдвое сокращается число технологических стадий измельчения руды. Сейчас изобретение запатентовано в ряде стран, а комбинату, по нашим расчетам, оно даст громадную экономическую выгоду. Ведь мельничный передел при наших объемах переработки руды связан с колоссальными затратами энергии, финансовых средств, живого труда.
Крупнейшие производители оборудования для измельчения руд проявили интерес к нашей попытке создать мельницу постиндустриального типа. Думаю, это направление в развитии технологии горного дела станет магистральным. Ведь из-за истощения недр и включения в оборот бедных руд во все мире происходит рост издержек, подрывающих рентабельность горнорудных предприятий. Изобретенная в Зарафшане мельница как бы подсказывает нам, горнякам, что время расточительных циклопических технологий уходит в прошлое.
|