Александр Окатов Первый заместитель Главы Республики Коми
Природа распорядилась таким образом, что на территории нашего северного региона собраны богатейшие минерально-сырьевые ресурсы, на базе которых на протяжении десятилетий формировался экономический потенциал Республики Коми в составе единого союзного народно-хозяйственного комплекса. Нефть, газ, уголь, горючие сланцы, титан, бокситы, марганец, алмазы, золото, баритовые руды таков далеко не полный перечень полезных ископаемых, которые делают нашу республику одним из основных ресурсопоставляющих регионов страны сегодня и в перспективе. По некоторым оценкам, валовая ценность минерально-сырьевых ресурсов нашего региона превышает 10 трлн. долл.
Минерально-сырьевой комплекс составляет основу экономики региона, обеспечивая более 70 % объема промышленного производства и почти половину занятости ее населения. Именно на него пала основная тяжесть жизнеобеспечения хозяйства республики в ходе наших не всегда продуманных и болезненных реформ, и именно с ним связана возможность определенной компенсации экономических и социальных издержек нынешнего кризиса. При этом руководство республики отчетливо понимает, что даже в условиях растущей самостоятельности регионов природные богатства сами по себе не гарантируют устойчивого социально-экономического процветания. Главная задача, очевидно, заключается в том, чтобы наиболее разумно распорядиться своим природным потенциалом на благо не только нашей республики, но и всей страны, в экономике которой минерально-сырьевое направление должно развиваться столь же гармонично с наукоемкими производствами, как, например, в Канаде или Австралии.
В развитии республиканского минерально-сырьевого комплекса исторически сложились определенные диспропорции за счет опережающего роста топливно-энергетических отраслей и относительного отставания горнорудного блока, многие перспективные месторождения которого пока находятся в стадии освоения или маломасштабной разработки. С учетом разведанных запасов и ресурсов минерального сырья можно утверждать, что горнорудный блок является огромным резервом экономического развития нашей республики, хотя отдельные месторождения требуют дополнительных поисково-разведочных и оценочных работ и, самое главное, поиска стратегических инвесторов для их промышленного освоения. С этой целью Указом Президента Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального договора в Республике Коми" еще в конце 1992 года был образован и успешно работает такой перспективный механизм развития республики, как комплекс Программы развития экономики Республики Коми и Фонда реализации этой программы.
Этот комплекс позволяет, сочетая федеральные приоритеты и интересы Республики Коми, осуществлять государственную поддержку проектов строительства важнейших объектов федерального и, частично, республиканского значения, обеспечивает разработку и внедрение механизма комплексной реализации наиболее перспективных по экономической эффективности проектов. Среди этих проектов одним из приоритетных, безусловно, является промышленное освоение бокситов Средне-Тиманского месторождения. Открытое около 30 лет назад, это месторождение долгое время относилось к разряду стратегических запасов сырья, которыми могло распоряжаться только Советское государство. Сегодня, в новых экономических условиях Республика Коми считает возможным и целесообразным взять на себя инициативу освоения и эффективного использования в интересах России природных богатств Севера. Пришло, наконец, время Тимана.
Проблема освоения Средне-Тиманского месторождения является одной из ключевых в развитии алюминиевой промышленности России, определяющих в обозримой перспективе судьбу уральского алюминиевого комплекса основного поставщика отечественного глинозема для производства первичного алюминия. При этом важно подчеркнуть два существенных момента.
Во-первых, высокий валютный потенциал алюминия вследствие достаточно высокого спроса на металл на международном рынке. В условиях либерализации внешней торговли российские предприятия, получившие экономическую самостоятельность, используя толлинговые операции, сумели в последние годы основательно закрепиться на этом рынке, компенсировав этим резкое падение внутреннего спроса на металл. На сегодня Россия экспортирует до 85 % производимого ею алюминия. Доля России в общем объеме мирового экспорта составляет в последние годы около 28 %.
Во-вторых, алюминиевая промышленность страны в силу исторически сложившихся условий всегда испытывала значительный дефицит сырья глинозема и бокситов, который особенно усилился в последние годы в связи с распадом Союза и ростом производства алюминия. Сосредоточив на своей территории более 3 млн. т мощностей по выпуску первичного металла, Россия располагает всего лишь 3,1 млн. т мощностей по производству глинозема, что покрывает около 57 % потребности в нем. Дефицит восполняется главным образом за счет импорта (в основном из Гвинеи, частично из Австралии, Бразилии, раньше из Венгрии и Греции) и в незначительной степени за счет переработки сравнительно бедного сырья нефелинов и алунитов, которые нигде, кроме как в России, в производстве алюминия не используются. При этом в отличие от производства металла выпуск глинозема в России в 1997 году сократился почти на 40 % по отношению к среднегодовому уровню предшествующего периода, и сегодня отрасль обеспечивается отечественным глиноземом примерно на 34 %. Вследствие этого суммарный импорт глинозема из стран дальнего и ближнего зарубежья в последние годы составлял 3,6 3,9 млн.т.
Основная разработка и добыча бокситов в России в настоящее время ведется на Урале (более 80 % российской добычи) на месторождениях ОАО "Севуралбокситруда" (СУБР) и ОАО "Южно-Уральские бокситовые рудники" (ЮУБР). По оценкам, разведанных запасов хватит на 25 40 лет, однако рентабельность добычи, которая ведется шахтным способом с горизонтов 400 800 м, неуклонно снижается. В абсолютном исчислении только в 1997 году убытки добычи составили около 50 млн. долл.
Сокращение инвестиций на горнокапитальные и строительные работы привело к фактическому прекращению дальнейшего развития мощностей и хроническому отставанию вскрытых запасов от нормативов. По расчетам института "Гипроникель", СУБР при условии стабильного инвестирования горных работ в объеме не менее 24 млн. долл. в год может обеспечить годовую добычу бокситов на уровне 3 3,2 млн. т в течение 10 лет, однако при этом себестоимость руды превысит уровень мировых цен в несколько раз.
Североуральские бокситы в настоящее время являются главной сырьевой базой алюминиевого комплекса Урала, однако по указанным причинам добыча бокситов на СУБРе в последние годы неуклонно сокращается. В настоящее время дефицит бокситов на Урале оценивается в 0,8 1 млн.т и покрывается в основном за счет доработки складских запасов и резервов. По расчетам, уровень добычи к 2001 году упадет до 1 млн.т, что примерно в 4 раза ниже потребностей действующих мощностей глиноземного производства.
С учетом производственных затрат (энергетика, железнодорожный транспорт) глинозем, изготовленный Богословским и Уральским заводами из бокситов СУБРа, сегодня имеет сравнительно низкую ценовую конкурентоспособность.
В связи с этим вовлечение в промышленный оборот бокситов Среднего Тимана является жизненно необходимым и исключительно своевременным. Промышленное освоение этих месторождений сегодня единственная реальная возможность вывода из острейшего сырьевого кризиса алюминиевого комплекса Урала, сохранения в нем экономической и социальной стабильности. Кроме того, это позволит избежать в ближайшие годы резкого роста импорта глинозема со всеми вытекающими негативными последствиями.
Что же представляет собой Средне-Тиманское месторождение? Сегодня, когда производство алюминия превратилось в одну из наиболее прибыльных экспортных отраслей, в печати появляется довольно много материалов на эту тему, не дающих, к сожалению, полного представления о проблеме.
По мнению специалистов, Средне-Тиманские бокситовые месторождения представляют собой уникальное явление природы. Общие запасы бокситов в трех основных месторождениях, образующих единый комплекс (Вежаю-Ворыквинское, Верхне-Щугорское и Восточное), составляют более трети всех разведанных запасов России. Содержание глинозема колеблется от 45 до 86 %, кремнезема 0,4 15 %, железа 0,3 46 %. Рудные тела бокситов залегают на глубинах от 0,2 до 200 м и на 90 % могут разрабатываться открытым способом. При этом мощность рудных тел изменяется в пределах от 1,5 до 50 м. Кроме основного компонента здесь имеется широкий спектр попутных полезных ископаемых, таких как галлий, ванадий, скандий, ниобий. В контурах бокситовых карьеров имеются значительные запасы базальтов ценнейших строительных материалов и сырья для производства сантехники, различных волокон, минваты. В пределах площади месторождений обнаружены полиметаллические (свинец, цинк, серебро) и редкометалльные руды, а на некотором удалении перспективные проявления окисных марганцевых руд. Безусловно, интерес вызовут также богатые залежи так называемых маложелезистых бокситов (МЖБ), используемых в качестве сырья для производства высококачественных огнеупоров. Экспертиза показала, что среднетиманские МЖБ по своей потребительской ценности значительно превосходят зарубежные аналоги, что может с учетом низких затрат добычи обеспечить им хорошие рыночные перспективы.
Кроме того, основным минералом в бокситах Среднего Тимана является бемит, что позволяет применять более низкий температурный режим при использованиии метода Байера. И, наконец, среднетиманские бокситы не содержат таких вредных примесей, как сера, фосфор, карбонаты, существенно затрудняющих получение глинозема.
Понимая исключительную важность бокситового проекта, руководство республики, приступая к его реализации, стремилось оптимально увязать экономические интересы региона, потребителей продукции и будущих инвесторов. Согласитесь, что в нынешней весьма нестабильной хозяйственной ситуации инвестирование крупного долгосрочного проекта в капиталоемкой добывающей отрасли связано с определенным финансовым риском. Поэтому мы стремились рассчитать возможные варианты развития, учесть ошибки и просчеты последних лет, прежде всего в области менеджмента, а также позитивные элементы опыта ведущих стран с развитой рыночной экономикой в реализации инвестиционных программ подобного масштаба.
Очень важно было не потерять время. Поэтому уже в конце 1992 года был проведен конкурс на право разработки бокситовых месторождений, который выиграло вновь образованное открытое акционерное общество "Боксит Тимана" (ОАО "Боксит Тимана"), получившее лицензию на разработку месторождения. Не располагая крупными финансовыми возможностями, ОАО "Боксит Тимана" тем не менее активно приступило к освоению месторождения. В течение короткого периода были проведены все необходимые дополнительные изыскания, доставлена техника и добыта опытно-промышленная партия бокситов. Переработка этих бокситов на Уральском алюминиевом заводе подтвердила пригодность их использования при действующих технологических режимах производства глинозема.
Исключительную важность представляет выбор стратегического партнера. Среди промышленных компаний России наибольшую заинтересованность в разработке среднетиманских бокситов проявила Сибирско-Уральская Алюминиевая компания (ОАО "СУАЛ"), входящая в состав холдинга ЗАО "Ренова", с руководством которой мы нашли взаимопонимание по большинству вопросов. В настоящее время в результате повторной эмиссии акций на долю ОАО "СУАЛ" приходится около 51 % акций ОАО "Боксит Тимана". Для нашей республики важно, что в своей долгосрочной стратегии СУАЛ учитывает нынешние проблемы развития алюминиевой промышленности, в первую очередь зависимость от импорта сырья и возможное ограничение толлинговых операций. Поэтому нам импонирует, что компания ориентируется на российских производителей сырья, учитывает при этом интересы регионов и трезво оценивает огромные перспективы, связанные с освоением бокситов Среднего Тимана.
Сибирско-Уральская Алюминиевая компания по итогам прошлого года занимает четвертое место в России по выпуску алюминия, второе место по производству глинозема и первое место по производству кремния. Основу компании составляют ОАО "Уральский алюминиевый завод" (УАЗ) и ОАО "Иркутский алюминиевый завод" (ИркАЗ). Производственный цикл этих предприятий включает производство глинозема, первичного алюминия, кристаллического кремния и другой продукции. Практически весь глинозем, выпускаемый компанией, используется для производства первичного алюминия на ИркАЗе и УАЗе.
ОАО "СУАЛ" последовательно проводит активную реконструкцию и модернизацию основного производства своих предприятий, направленную на повышение производительности труда, сокращение удельных затрат основных производственных ресурсов и повышение конкурентоспособности продукции, обновление и расширение ее номенклатуры. В условиях нестабильного внутреннего спроса компания сумела в прошедшем году существенно увеличить объемы реализации, в том числе продукции, оплаченной денежными средствами. Важнейшим фактором развития остается экспорт. При нестабильной конъюнктуре внутреннего рынка компания сумела существенно повысить объемы внешнеторговых поставок.
Все это обеспечило достаточно высокую стабильность финансового положения, прирост прибыли и рентабельности производства.
Практика показала, что в лице ОАО "СУАЛ" мы нашли компетентного в нынешних экономических условиях партнера, понимающего интересы нашего региона и весьма заинтересованного в реализации проекта.
Экономическая целесообразность промышленного освоения Средне-Тиманского месторождения была доказана еще в конце 80-х годов. С инициативой его разработки выступили руководители наиболее заинтересованных регионов Свердловской области и Республики Коми. Эта идея была поддержана Председателем Правительства России В.С. Черномырдиным во время его посещения Республики Коми в конце 1997 года.
Промышленная разработка обычно предусматривает создание рудника, оснащенного соответствующим горнодобывающим оборудованием и ремонтной базой, строительство базового вахтового поселка для рабочего персонала, организацию необходимой дорожно-транспортной системы для вывоза руды и доставки ее потребителям. С учетом благоприятного залегания основных рудных пластов Вежаю-Ворыквинского месторождения и проведенных подготовительных работ можно, пожалуй, считать, что создание рудника, исходные контуры которого в общих чертах уже сформированы, не вызовет особых горнотехнических сложностей. Строительство вахтового поселка при нынешних методах сборки из типовых готовых элементов, по-видимому, тоже не представит проблем. Наибольшую сложность представляет доставка бокситов к железнодорожной магистрали. Существующая грунтовая автотрасса длиной около 160 км, проходящая через заболоченную тайгу и действующая на отдельных коротких участках в условиях "зимника", плохо приспособлена для движения большегрузных машин, нуждается в постоянном ремонте и, конечно, не решит проблему транспортировки большой руды.
С февраля текущего года по этой дороге и специально подготовленному зимнику начался вывоз бокситов, добытых на первом таежном карьере, на расстояние около 50 км на промежуточный склад, где к середине года было накоплено около 200 тыс. т высококачественной руды. Руда самосвалами отправляется на станцию Чиньяворык железнодорожной магистрали Москва Воркута и далее на Урал для переработки в глинозем. Средства от реализации бокситов используются для поддержания этой довольно сложной производственной цепочки.
Разумеется, подобное решение нельзя считать оптимальным, оно мало нас устраивает и в финансовом плане. Совершенно очевидно, что решающим моментом промышленного освоения Тимана является строительство железнодорожной ветки длиной около 160 км с примыканием к основной магистрали на станции Чиньяворык.
Стратегия полномасштабного промышленного освоения месторождения детально изложена в технико-экономическом обосновании строительства Средне-Тиманского бокситового рудника (СТБР) с подъездной железной дорогой, разработанном Всероссийским алюминиево-магниевым институтом (ВАМИ) и предложенном для рассмотрения Совету директоров ОАО "Боксит Тимана". Основные положения ТЭО состоят в следующем.
1. Горно-геологические параметры Вежаю-Ворыквинского месторождения уже в настоящее время практически не лимитируют промышленную добычу бокситов. Благоприятные условия залегания рудных тел обеспечат минимальный объем вскрышных работ в течение по крайней мере ближайших 20 лет.
2. Действующие предприятия УАЗ и БАЗ заинтересованы в переработке среднетиманского сырья в глинозем и технически готовы к этому.
3. Определяющим фактором проекта является его инвестиционная стоимость. Исходя из реального положения в экономике и оценки финансовых возможностей, были выбраны основные параметры проектного задания. Заказчикам был предложен, как наиболее реальный, минимальный вариант (из четырех рассмотренных) строительства СТБР годовой мощностью 2,55 млн.т руды с подъездной железнодорожной веткой. Общая инвестиционная стоимость проекта около 280 млн. долл., в том числе на строительство дороги приходится около 160 млн. долл. При этом сохраняется возможность значительного расширения добычи руды в перспективе при наличии соответствующего спроса и по мере накопления средств, полученных от реализации бокситов.
4. В ТЭО заложены жесткие рыночные сроки реализации проекта 2,5 года. При этом уже в 1999 году запланирована добыча 500 тыс. т руды. В 2002 году, сразу после окончания строительства железной дороги, должен быть обеспечен выход на проектную мощность добычи. Общий срок окупаемости проекта в пределах 7 8 лет.
5. Расчеты эффективности использования тиманских бокситов при переработке их в глинозем на заводах Урала (УАЗ и БАЗ) показали, что при оценке бокситов по себестоимости добычи обеспечивается снижение эксплуатационных затрат на производство 1 т глинозема на обоих заводах соответственно на 15 и 7 %. При этом существенно снижаются заготовительные стоимости бокситов на заводах: на УАЗе на 27 %, на БАЗе почти на 20 %. Кроме того, на УАЗе вследствие роста мощностей при переходе на бокситы СТБР сокращаются расходы по переделу на 4,9 %, а также общезаводские и коммерческие расходы на 28 %. Учет транспортной составляющей существенно меняет картину. При оценке бокситов по отпускным ценам ФОБ, станция Чиньяворык, полная себестоимость глинозема на обоих заводах возрастает в среднем: на УАЗе на 10 % и на БАЗе на 16 %. Однако при этом следует учесть, что валовая прибыль Средне-Тиманского бокситодобывающего комплекса при проектной годовой мощности 2,55 млн.т позволит полностью окупить необходимые инвестиции и проценты по кредитам на строительство рудника и железной дороги.
6. Сравнительный расчет альтернативного варианта использования импортных бокситов показал, что полная себестоимость глинозема, изготовленного из бокситов СТБР (с учетом транспортных расходов) в условиях уральских заводов, будет в среднем примерно на 10 12 % ниже, чем в случае импортного сырья. При этом развивается собственная сырьевая база, и уральский алюминиевый комплекс сохраняет независимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка бокситов.
7. Расчеты эффективности производства по всему технологическому циклу от добычи руды до производства алюминия в условиях Иркутского завода показали, что выпуск первичного металла на базе переработки бокситов СТБР (с учетом транспортных затрат) обеспечивает прибыльную работу предприятия при всех вариантах среднесрочного прогноза цен на металл на Лондонской бирже металлов (ЛБМ).
8. Особое внимание при разработке ТЭО было уделено природоохранным мерам. Они включают в первую очередь полную биологическую и физико-химическую очистку бытовых и промышленных вод, комплекс мероприятий по очистке атмосферного воздуха, применение новейших безвзрывных технологий при добыче руды.
Попытки заинтересовать отечественных инвесторов в освоении среднетиманских бокситов в целом окончились безрезультатно. В нынешней экономической ситуации для банков гораздо привлекательнее оказались финансовые спекуляции на рынке ГКО и других ценных бумаг (по крайней мере, до недавнего времени), чем рискованный процесс инвестирования долгосрочного проекта, даже при всей его экономической привлекательности. Не имеем мы особых иллюзий в отношении хотя бы частичного участия государства в инвестировании проекта, особенно с учетом недавнего кризиса в финансовой сфере. Возможности акционеров в лице ОАО "СУАЛ", руководства Республики Коми и Свердловской области могут реально обеспечить около 40 % общих инвестиционных затрат, главным образом за счет дополнительной эмиссии акций и выпуска облигаций. Остальные инвестиционные ресурсы мы надеемся получить за счет привлечения иностранных инвесторов.
Для этого мы намерены использовать схему финансирования, широко применяемую в мировой практике, пригласив в качестве партнера одну из американских инвестиционно-консалтинговых компаний, в задачу которой входит
поиск финансовых ресурсов на мировом рынке капиталов и привлечение их обладателей к участию в проекте, разумеется, за определенный, приемлемый для нас процент за кредит. Скорее всего, речь может идти о создании финансовой группы или консорциума банков.
Для практической реализации этой схемы необходимо выполнение нескольких условий. Во-первых, для привлечения иностранных инвесторов требуется полная и подтвержденная информация по объему и состоянию запасов месторождения. Учитывая, что такого рода данные в нашей стране относятся к разряду закрытой стратегической информации, здесь имеются определенные проблемы. Во-вторых, необходимо привести всю финансовую и банковскую отчетность в полное соответствие с международными стандартами, сделать ее "прозрачной", чтобы исключить финансовые риски инвесторов. Наконец, самое главное условие: чтобы исключить возможные финансовые риски, требуются определенные гарантии со стороны государства, государственная поддержка региональных программ, среди которых проект освоения среднетиманских бокситов занимает, по нашему мнению, исключительное место по своей экономической и социальной эффективности. Только в Республике Коми, например, реализация проекта поможет создать около 4 5 тыс. рабочих мест. Для алюминиевых заводов Урала, каждый из которых является градообразующим предприятием, ввод в эксплуатацию бокситового рудника может иметь поистине судьбоносное значение.
Создание горнодобывающего бокситового комплекса в отдаленном районе Республики Коми можно рассматривать как своеобразный плацдарм для его будущего развития, учитывая огромные природные богатства региона. Безусловно, строительство железной дороги даст мощный импульс экономике этого края. Следующими этапами развития в перспективе могут стать повышение мощности рудника, строительство глиноземного завода, добыча попутных ископаемых. И наконец строительство прямой железнодорожной линии Сыктывкар Пермь, дающей выход всем видам ресурсов республики на Урал, а Уральским и Сибирским регионам прямое сообщение на Архангельск и на мировой рынок. Не следует забывать, что недостатки развития алюминиевого производства неизбежно отрицательно скажутся на обороноспособности страны.
Мы надеемся, что здравый смысл и соображения экономической безопасности страны возобладают, и один из наиболее прибыльных секторов народного хозяйства в новом столетии получит надежную сырьевую базу.
|