Владимир Яковлев Губернатор Санкт-Петербурга
Общим местом является то, что промышленность это ведущая отрасль экономики эффективно развивающихся стран и основное звено их интеграции в систему мирового хозяйства. Для сегодняшней России промышленность это еще и тот локомотив, который вывезет экономику, а значит, и всю страну из затянувшегося кризиса. Сегодня вопрос стоит так: живет промышленность значит живет Россия. В Санкт-Петербурге мы твердо придерживаемся этого принципа.
Без сотрудничества на взаимовыгодных условиях между российскими регионами и странами ближнего и дальнего зарубежья, международной кооперации, восстановления разрушенных экономических связей нам производство не поднять.
Действия, которые предпримут лидеры промышленности, программы, которые они разработают сегодня, лягут в основу выхода из экономического кризиса. В Совете Федерации проведен уже ряд круглых столов и я, как председатель Комитета по экономической политике, могу утверждать, что губернаторы заинтересованы в подъеме промышленности, потому что за последние годы все убедились, что бросить на произвол судьбы промышленность, науку невозможно. Без государственной поддержки, без поддержки финансовой трудно раскрутить этот механизм.
Только сегодня мы начинаем активно действовать по восстановлению межрегиональных связей. Не могу в этой связи не отметить, что с Республикой Беларусь у нас устанавливается союз, который наполняется практическими отношениями. Уже предпринят ряд шагов по координации совместных действий в различных сферах производства, включая лизинг дорогостоящей сельскохозяйственной и другой техники.
Санкт-Петербург имеет все условия для успешного развития промышленного производства. Это прежде всего сложившаяся производственная база. Не секрет, что за прошедшие несколько лет объем производства по сравнению с 1990 годом сократился в несколько раз. И когда мы говорим сегодня о некотором (1 3 %) росте, то мы имеем в виду только прошедший 1997 год. Необходимо предпринять значительные усилия для того, чтобы вернуться к тому, что было, хотя бы по основным отраслям.
Промышленность города представлена почти полным перечнем производств отраслевой классификации. Она характеризуется высоким удельным весом оборонных и перерабатывающих отраслей, высоким уровнем научных, инженерных и рабочих кадров, в результате чего многие промышленные предприятия города могут стать базовыми в развитии отечественного производства. В их числе Балтийский и Кировский заводы, "Электросила", "ЛОМО" и другие предприятия. Сильной является и научная база Санкт-Петербурга. Это система, способная доводить разработки от опытных образцов до серийного производства. В Санкт-Петербурге функционирует около 200 отраслевых научно-исследовательских институтов, проектных организаций и конструкторских бюро. По объему работ отраслевой сектор науки Санкт-Петербурга всегда занимал второе место после Москвы, внедряя примерно 1/6 часть научных работ страны.
Необходимым условием для эффективного развития промышленности Санкт-Петербурга можно назвать развитую транспортную систему, объединяющую весь комплекс трубопроводов, железнодорожный, водный, автомобильный, авиационный транспорт, который связывает город с регионами страны, ближним и дальним зарубежьем. Благоприятным является и расположение города. Богатые сырьевые запасы позволят оживить промышленные интеграционные связи Санкт-Петербурга с регионами России, странами Балтии и другими зарубежными государствами.
Следует отметить, что Санкт-Петербург крупный административный центр страны, в котором сосредоточены финансовые, консалтинговые и страховые организации. Город способен координировать финансово-инвестиционные потоки региона и страны в целом.
С полным основанием можно сказать, что несмотря на трудности, мы идем путем, позволяющим активизировать производство. За последние несколько месяцев количество непортфельных инвестиций увеличилось в Санкт-Петербурге на 10 % по сравнению с прошлым годом.
Таким образом, Санкт-Петербург является уникальным социально-экономическим центром, имеющим достаточный потенциал для обеспечения эффективного функционирования промышленности и внутренней интеграции. Не случайно выездное заседание Совета Федерации по промышленной политике в начале этого года состоялось именно в Санкт-Петербурге.
Однако в силу известных причин научно-производственный потенциал города оказался невостребованным. Не загружены на полную мощность научно-исследовательские и проектные организации, промышленные предприятия. Есть предприятия, которые на сегодняшний день практически остановлены. В связи с этим решение вопроса стабилизации экономики Санкт-Петербурга администрация города видит в первую очередь в проведении активной промышленной политики, основными направлениями которой сегодня являются: реформирование промышленных предприятий, создание системы городского заказа и развитие малого предпринимательства.
В основе концепции реформирования промышленных предприятий лежит повышение роли органов власти, регулирование процессов реформирования и увязка этих процессов с решением социальных и экономических проблем как конкретного предприятия, так и города в целом.
Реструктуризация это приведение организационной и производственной структуры, размеров имущественного комплекса промышленного предприятия в соответствие с объемом платежеспособного спроса на его продукцию. При этом необходимо четко планировать, что делать с теми людьми, которые высвобождаются в результате такой реструктуризации. Три основных направления промышленной политики реформирование предприятий, городской заказ и малый бизнес взаимосвязаны друг с другом. Формами поддержки предприятий в период реструктуризации являются создание запасов используемого в производственном процессе имущества с выведением его из-под налогов, освобождение предприятий, финансируемых из городского бюджета, от платы за неиспользуемую часть земли, проведение отсрочек и рассрочек по налогам в местный бюджет, установление согласованности между бюджетными фондами, налоговые и финансовые льготы при погашении задолженностей промышленных предприятий, установление согласованного порядка взаимодействия этих предприятий с системой городских финансовых структур. Оказание поддержки предприятиям, прошедшим реструктуризацию, будет осуществляться, в том числе и на основе повышения заинтересованности банковских и других финансовых структур в кредитовании промышленных предприятий, содействия выходу предприятий на международные товарные рынки. Часть вопросов по поддержке предприятий требует решения на федеральном уровне, и это касается прежде всего финансово-кредитной и налоговой систем. Основным здесь является вопрос расчета государства и промышленных предприятий по заработной плате и оборонным государственным заказам.
Чрезвычайно серьезно мы подошли к созданию системы городского заказа. В течение длительного времени вместе с Ассоциацией промышленных предприятий работали над схемой положений и конкретных параметров этой системы. Расширение круга ее участников смягчит чрезвычайно серьезную ситуацию в городе и позволит экономить бюджетные средства за счет перехода на оптовые цены. Создание городской нормативной базы, обеспечение информационной базы на основе выпускаемого администрацией города бюллетеня "Городской заказ Санкт-Петербурга", в котором бесплатно публикуются все сведения о бюджетных заказчиках, проводимых конкурсах, позволят сэкономить, по предварительным подсчетам, до 30 % средств городского бюджета и предоставят возможность городским предприятиям выполнять заказы города. Это позволит, в свою очередь, в полном объеме загрузить производство и большую часть налогов оставить в городе. Огромное значение должен иметь перевод городского заказа на современную электронную систему, с первым вариантом которой уже можно ознакомиться.
В сфере малого предпринимательства Санкт-Петербурга сегодня работают порядка 600 тыс. человек. И так как вследствие внедрения на крупных промышленных предприятиях передовых технологий, проведения реструктуризации будут высвобождаться рабочие руки, администрации города следует обратить пристальное внимание на малый бизнес. В проекте городского бюджета, который рассматривается в законодательном собрании, намечено в 2 раза сократить местные налоги на малый бизнес. Выступая в Совете Федерации, я предложил то же сделать на федеральном уровне.
В сентябре правительство города приняло программу государственной поддержки малого предпринимательства, которая предусматривает комплексное развитие городской инфраструктуры. В результате реализации этой программы мы прогнозируем увеличение доли малого бизнеса в общем объеме промышленного производства до 25 %. На сегодняшний день эта цифра составляет 17 %.
Однако затронутые проблемы не решаются в рамках одного города, даже такого, как Санкт-Петербург, обладающего огромным промышленным потенциалом. Необходимы широчайшая кооперация производителей, массовое привлечение отечественных и зарубежных потребителей и, конечно, выход на мировой рынок.
|