Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Редкие и редкоземельные металлы Драгоценные металлы и камни Рынки металлов Компас инвестора Атомная промышленность Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусство и ремесла История
№5' 1998 версия для печати

ЦАРЬ-ПУШКА МАСТЕРА ШМИДТА



Людмила Дементьева
Зав. отделом металла Государственного Исторического музея, кандидат исторических наук

    Зачем нужны сувениры? Что дают эти, казалось бы, абсолютно бесполезные мелочи, заполняющие наше и без того не большое жизненное пространство? Но без сувенира нельзя, он – тщательно отобранный памятный знак, вещественное свидетельство полученных впечатлений.
    Идея воспроизведения московских достопримечательностей в сувенирах возникла примерно полтора столетия назад. Напомним, что вторая треть XIX века была временем активного строительства и реконструкции первопрестольной. Именно здесь, в Москве, как олицетворении народности и национальной идеи, происходили строительные мероприятия "государственного" масштаба – древняя столица явилась своеобразным испытательным полигоном для новой национальной архитектуры Николая I. По личным указаниям императора в Кремле были реставрированы старинные терема XVII века, возведен Большой Кремлевский дворец, выполнены сложные инженерные мероприятия для представления народу причудливых кремлевских раритетов – царь-пушки и царь-колокола.
    В 1835 году царь-пушка была поставлена на чугунный лафет, специально отлитый на петербургской фабрике Берда, а в 1836 году под руководством архитектора А. Монферрана царь-колокол, пролежавший в литейной яме более ста лет, был установлен на гранитный постамент.
    Пушка, отлитая в 1586 году мастером Андреем Чоховым, по калибру – самая большая в мире, но у нее были слишком тонкие стенки, которые могли треснуть при первом же выстреле, поэтому из нее не стреляли. Колокол – тоже самый большой, но из-за знаменитого кремлевского пожара 1737 года он дал трещину, еще будучи в литейной яме, поэтому в него не звонили. Тем не менее, именно эти кремлевские курьезы стали излюбленными московскими достопримечательностями, пользовались удивительно трепетной любовью публики.
    Московская художественная промышленность учитывала интересы массового потребителя. Наряду с литографскими репродукциями памятников Кремля и Москвы, ее исторических мест, в продаже стали появляться относительно недорогие бронзовые модели известных памятников. Их производство наладил бронзовых дел мастер Густав Шмидт.
    К сожалению, о самом Шмидте известно мало. Выходец из германских земель, он основал свою мастерскую на Пятницкой улице, где работало около двадцати человек. "Ведомости Московской городской полиции" за 1853 год публиковали многочисленные объявления Г. Шмидта следующего содержания: "По дешевым ценам, в бронзовом моем заведении, на Петровке, в доме Кашкаровой (т. е. в фирменном магазине Г. Шмидта – Л. Д.) будут продаваться до первого числа мая ... модели царь-колокола и царь-пушки... Несмотря на весьма дешевую цену, эти вещи по изящному исполнению и разнообразию, удовлетворяя самому прихотливому вкусу и требованиям настоящей моды, могут служить для подарков к наступающему празднику".
    В собрании отдела металла Государственного Исторического музея имеется ряд изделий, выполненных в мастерской Шмидта. Они были литыми, обычно небольших размеров – не более 15 – 20 см, иногда размещались на мраморных или золоченых подставках. Цена изделия определялась качеством отделки – более дешевые исполнялись темно-патинированными, более дорогие – золочеными и на мраморных подставках. Самыми дешевыми были штампованные изображения на небольших медных плакетках. Именно на них встречается фирменное клеймо мастерской.
    Изделия Шмидта не отличались качеством отделки, но они привлекали чрезвычайно популярными сюжетами. Известно, что модель царь-пушки украшала рабочий стол великого князя Михаила Николаевича, в усадьбе Абрамцево сохранился царь-колокол, принадлежавший известному славянофилу И. С. Аксакову.
    В своих объявлениях Шмидт рекламировал воспроизведения и других московских достопримечательностей, в частности известную кремлевскую пушку-единорог, памятник-обелиск на Бородинском поле, Иверскую часовню, а также памятник Минину и Пожарскому.
    Модель памятника героям освобождения Москвы в 1812 году исполнена в темной бронзе, постамент – дерево, раскрашенное "под мрамор". Отчетливо прослеживаются расхождения с оригиналом И. П. Мартоса: фигуры более вытянуты, лица утратили черты античности и приобрели вполне русский характер. Очевидно, что в изделии Шмидта воплощен первоначальный проект памятника, предложенный скульптором в 1809 году. Он получил широкое распространение в виде гравюры при проведении сбора средств на его сооружение.
    В мастерской Шмидта был выполнен и чернильный прибор-обманка в виде модели памятника Ивану Сусанину по оригиналу скульптора В. И. Демут-Малиновского. Памятник был установлен в Костроме в 1851 году. Бронзовые стаканчики – чернильница и песочница – расположены внутри постамента. Их можно обнаружить, лишь откинув верхнюю часть модели – колонну с бюстом царя Михаила Романова.
    Бронзовые модели Шмидта были декоративными памятными предметами, радующими глаз и душу. Выбор объектов для воспроизведения оказался более чем удачным: до сего дня миниатюрные царь-пушка и царь-колокол – популярные московские сувениры.

Фото Алексея Лохова

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение