Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Редкие и редкоземельные металлы Драгоценные металлы и камни Рынки металлов Компас инвестора Атомная промышленность Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусство и ремесла История
№5' 1998 версия для печати
Статья:   
1
2
3

В РОССИИ ПРИНЯТ ЗАКОН О ЛИЗИНГЕ



Елена Скрынник
Председатель Российской ассоциации лизинговых компаний "Рослизинг", председатель экспертного совета по лизингу Совета Федерации РФ

Елена Скрынник    29 октября 1998 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон "О лизинге". Таким образом закончена длительная работа по подготовке этого документа.
    С момента первого слушания закона в Государственной Думе минуло два года. И только в июне-июле этого года, с незначительным разрывом по времени, прошли второе и третье слушания закона, а затем, практически без перерыва, закон был одобрен Советом Федерации. Затянувшаяся подготовка второго слушания объясняется не столько большим количеством поправок (их поступило около 300), сколько значительной остротой и противоречивостью содержавшихся в них предложений, одни из которых заключались в том, что Гражданский кодекс самодостаточен для регулирования лизинговых отношений, другие – в попытках описать в законе всю гамму правоотношений лизингового бизнеса, третьи делали основной упор на вопросах амортизации оборудования и недвижимости, на законодательном закреплении или развитии существующей, но часто не работающей системы льгот для лизинговых компаний и т.д.
    В свое время лизинг был предложен и поддержан Президентом и Правительством как инструмент, позволяющий решать инвестиционные проблемы реального производства. Об этом говорилось и в Указе Президента РФ от 17.09.94 № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности", и в постановлении Правительства РФ от 29.06.95 № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности". Следует отметить, что в постановлении Правительства слово "финансового" было опущено. Этот факт интересен не столько тем, что здесь нарушена существующая административная традиция (когда название постановления правительства совпадает с названием указа), сколько тем, что он очень показателен в отношении дискуссии по закону "О лизинге" между практиками российской лизинговой деятельности и сторонниками неизменности и достаточности существующего законодательства в рассматриваемой сфере.
    Лизинг – это динамично развивающийся бизнес. За короткий срок его существования в России (чуть менее 5 лет) здесь сложились свои традиции, утвердились и получили признание разные, отличные от финансового, виды лизинга, которые не укладываются в узкие рамки Указа Президента № 1929 и Гражданского кодекса. Эти традиции нашли свое закрепление в Федеральном законе "О лизинге". Важнейшим в законе является то, что лизинг в нем определен как вид инвестиционной деятельности.
    По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, в 1997 году российскими предприятиями за счет лизинга было освоено около 6 трлн. руб. Число лизинговых компаний быстро увеличивается, на сегодня в Минэкономики получили лицензии уже более 700 фирм. Эффективность лизингового бизнеса такова, что способствует динамичному росту вовлеченных в него компаний (рис. 1, 2). Однако он достаточно сложен для непрофессионалов. Сегодня реально на рынке действует, может быть, десятая часть компаний, получивших лицензию, остальные лишь обозначены в государственном реестре или вынуждены временно прекратить этот вид деятельности.

Рисунок 1. Лизинг оборудования, млн. руб

Рисунок 2. Динамика лизинга специального оборудования, млн. руб

    Причин здесь несколько. Это недооценка рисков, связанных с тяжелым финансово-экономическим положением лизингополучателей, долгосрочным характером инвестиций, а также неадекватным характеру лизингового бизнеса налогообложением. Но главной, на мой взгляд, причиной было отсутствие до последнего времени структурированной законодательной базы.
    В общем системном кризисе экономики России инвестиционный кризис является самым тяжелым. По опубликованным данным, в период с 1992 по 1997 годы при среднегодовых темпах падения валового внутреннего продукта на 7,5%, валовой продукции промышленности на 10% инвестиции в реальный сектор экономики сокращались в среднем за год более чем на 25%. И это при том, что сегодня мы имеем 70 – 90 %-ный уровень изношенности основных фондов большинства российских промышленных предприятий и предприятий сферы услуг. Очевидно, широкомасштабное перевооружение производства и внедрение на его основе новых технологий – ключ к решению экономических проблем России, и без инвестиций в основные фонды здесь не обойтись.
    Это отчетливо осознают и региональные лидеры. Многие губернаторы понимают, что принятие закона о лизинге приведет к увеличению объемов инвестиций. Сегодня по лизинговым схемам работают более 80 % регионов с очевидной выгодой для себя (рис. 3).

Рисунок 3. Распределение поставок лизингового оборудвания по отраслям экономики

    В настоящее время лизинговая деятельность в основном ориентирована на солидных в финансовом и экономическом отношении или обладающих высоким социальным статусом лизингополучателей. Например, компания "МЕДЛИЗИНГ" (одна из немногих на российском рынке, осуществляющих поставку медицинского оборудования по лизингу) работает на уровне краевых, городских больниц, госпиталей. Эти медицинские учреждения делают 20 – 30 % предоплаты от стоимости оборудования и получают его в пользование с условием полной оплаты поставки в течение 2-10 лет. Обычно это оборудование первой необходимости, без которого невозможна современная диагностика. В условия лизинга как минимум входят доставка оборудования заказчику, монтаж, пуско-наладочные работы, гарантийное обслуживание в течение года, обучение специалистов и врачей работе на аппаратуре как в крупнейших клиниках России, так и за рубежом. При этом оплата обучения учитывается в стоимости оборудования. Для региональных администраций – это важнейший вопрос социальной политики. Ведь таким способом обеспечивается доступность медицинских услуг для всех слоев населения. Многие руководители регионов выступают гарантами во взаимоотношениях лизингополучателя с лизинговой компанией.
    Эффективность лизинга по сравнению с другими формами кредитования иллюстрирует опыт Фонда развития малых предприятий. По данным специалистов, в 1994 – 1996 годах возвратность кредитов фонду малыми предприятиями составила 40 – 50 %. Переход на работу по схеме финансового лизинга обеспечил повышение возвратности средств в срок до 90 %.
    С принятием Федерального закона "О присоединении РФ к конвенции УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права. Конвенция, о которой идет речь, разрабатывалась институтом в течение четырех лет – с 1984 по 1988 год, ее подписали 15 стран) о финансовом лизинге" регулирование отношений, касающихся финансовой аренды (лизинга), согласно ст. 7.4.1. Гражданского кодекса, должно приводиться в соответствие с названной Конвенцией.
    Положения Конвенции направлены на устранение определенных правовых препятствий в отношении международного финансового лизинга. Она применяется, "...когда коммерческие предприятия арендодателя и арендатора находятся в разных государствах..." (гл.1, ст.3, п.1 Конвенции), при толковании Конвенции "... надлежит учитывать ее международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в ее применении и соблюдению добросовестности в международной торговле" (ст. 6, п. 1 Конвенции).
    По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, сегодня наибольшее распространение в нашей стране имеет внутренний лизинг. Более 90 % сделок в стоимостном выражении приходится на российских участников рынка. Из общего числа лизинговых компаний, получивших лицензию на сегодняшний день, менее 7 % являются нерезидентами. Международный лизинг находится лишь в начальной стадии своего развития. С другой стороны, быстрыми темпами идет интеграция лизинговых компаний в рамках СНГ. Не за горами подписание "Конвенции о межгосударственном лизинге", направленной на усиление и активизацию процессов интеграции в Содружестве Независимых Государств. Законы о лизинге приняты в Белоруссии, на Украине, в Молдавии.
    Что касается конвенции УНИДРУА, то из крупных стран ее ратифицировали пока только Франция и Россия.

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение