Надежда Козлова Заместитель генерального директора компании "Интеррослизинг"
29 октября 1998 года многострадальный закон "О лизинге" подписан, наконец, Президентом. Как повлияет принятие закона на состояние лизинговой деятельности в России?
Принятие закона "О лизинге" является одним из шагов к повышению промышленного потенциала страны. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день наши промышленные предприятия не имеют достаточного объема основных производственных фондов, что основные фонды устарели. В связи с этим им необходимо в кратчайшие сроки провести модернизацию производства, что будет способствовать повышению объемов и качества выпускаемой продукции.
Известно, что до перестройки наша экономика была ориентирована на внутреннее потребление. При переходе к рынку существовавшие внутри страны экономические связи были разрушены. К сожалению, мы не смогли набрать высоких темпов развития производства, позволяющих избежать чрезмерного влияния западных производителей и инвесторов на внутренний рынок.
Лизинг должен был способствовать развитию национальной промышленности, а увеличение производства собственной продукции позволило бы стабилизировать внутренний рынок. Однако кризис фондового рынка и банковской системы, всеобъемлющий спад производства не позволили получить должный эффект от лизинга. Прежде всего это связано с тем, что мораторий на платежи в пользу нерезидентов РФ отпугнул западных инвесторов от финансовых вложений в экономику России. Это неизбежно отразилось и на лизинговых компаниях. Западные банки сегодня уже не так активны. Доверие к российским предприятиям, пошатнувшееся 17 августа, придется восстанавливать, по всей видимости, в течение нескольких лет.
Согласно прогнозам, лизинговым компаниям придется ориентироваться на внутренние резервы. Хотелось бы верить, что Центробанк не превратит коммерческие банки в расчетно-кассовые узлы. Естественно, когда в нашей стране появилось новое правительство, которое, хочется верить, представляет реально сложившиеся проблемы и будет искать выходы из ситуации, появилась и надежда. На мой взгляд, необходимо проводить политику более лояльного отношения и к банковской системе, и ко всем структурам, работающим в области инвестирования. Будем надеяться, что с принятием закона о лизинге процесс инвестирования в реальный сектор упростится.
Основным отличием принятой в законе о лизинге экономической системы от ранее существовавшей является изменение подхода к понятию "лизинг". Ассоциация лизинговых компаний очень долго добивалась признания этого вида деятельности в качестве одной из форм инвестиций, но ни в коей мере не торговой операции.
На тот момент, когда принималось Постановление Правительства № 633, оно было достаточно прогрессивным. Но из-за отсутствия широкого опыта проведения лизинговых сделок в нашей стране не были учтены некоторые особенности кредитования, бухгалтерского учета и налогообложения. Закон о лизинге обобщил опыт, накопленный с 1994 года. С экономической точки зрения, если бы не события 17 августа, закон мог значительно повлиять на развитие этого вида деятельности и, соответственно, на усиление потенциала отечественного производителя.
Закон "О лизинге" разрешает лизинговой компании оказывать расширенный комплекс услуг лизингополучателю, не только предусматривающий внедрение прогрессивных технологий, создание новых технологических комплексов и вложение средств в эти материально-технические объекты, но и способствующий привлечению дополнительных инвестиций в виде вложений в оборотные средства предприятий. На основной массе предприятий они отсутствуют, а для того, чтобы запустить новое оборудование, необходимо иметь определенный запас сырья и материалов, совместимых с новыми производственными фондами. На сегодняшний день лизинговая компания, в соответствии с законом, имеет право в рамках комплексного лизинга предоставлять еще и дополнительные услуги, связанные с производством.
Кроме того, на сегодняшний день четко определено, что является доходом лизинговой компании. Это в свою очередь влечет за собой резкое уменьшение объема лизинговых платежей. Прежде всего лизинговые платежи как бы разделились на две части: во-первых, это инвестиции, которые необходимо возместить лизингодателю (для лизингополучателя это является производственными затратами), и, во-вторых, это доход лизинговой компании, который должен подвергаться налогообложению. Если мы сравним доход лизинговой компании с общей суммой инвестиций, то он составляет максимум 19 % от общей суммы сделки. До настоящего момента лизинговая сделка полностью попадала под налогообложение, что увеличивало бремя на потребителя. Чем выше себестоимость продукции, тем она дороже, тем сложнее организовать сбыт. Проводя техническое перевооружение, наши лизингополучатели сталкивались с ценовой проблемой. На мой взгляд, с принятием закона ценовая проблема может быть частично решена, во всяком случае, пути уменьшения стоимости отечественной продукции уже наметились.
Закон о лизинге предусматривает отнесение затрат лизингополучателя по договору лизинга на себестоимость продукции.
Ранее лизинговые компании вынуждены были платить огромные налоги, возникающие фактически за счет курсовых разниц. Так как основная масса лизинговых компаний привлекает инвестиции или кредиты у банков-резидентов РФ в иностранной валюте для оплаты импортных контрактов, они оценивают лизинговые договора в валюте привлеченных средств. В связи с тем, что денежные средства поступают в рублях в расчете по курсу на день платежа или на момент поступления на счет лизингодателя, возникает разница между фактически полученными рублями и амортизационными отчислениями от стоимости имущества, сформированного на момент постановки оборудования на баланс лизингодателя. Эта огромная разница представляет собой доход лизинговых компаний и облагается налогом с оборота и налогом на прибыль. Согласно закону, лизинговая сделка теперь должна оцениваться в валюте привлеченных инвестиций. На сегодняшний день в связи с тем, что Правительство, возможно, будет проводить переоценку обязательств, эта курсовая разница снивелирует налоговое бремя, доходы и расходы лизинговых компаний. Это тоже огромный шаг вперед.
В начале нашей беседы вы сказали, что теперь компании в большей степени должны будут ориентироваться на внутренние резервы. Недавно Правительство РФ своим постановлением утвердило положение о государственной поддержке лизинга, ориентируясь на фонд развития. Насколько реален этот путь?
На сегодняшний день реально ориентироваться можно исключительно на этот путь. Но с другой стороны, в этом есть и определенная проблема. Механизм выделения государственных кредитов из бюджетных средств еще не предложен. Его необходимо в кратчайшие сроки доработать.
Согласно новому закону, лицензию на лизинговую деятельность могут получить и физические лица. К чему это приведет на практике?
В ближайшее время возможен только бум регистраций, потому что сейчас очень велик риск невозврата долгосрочных вложений. Возможно люди, готовые вложить свои деньги на длительный срок, с возвратом в течение 4 5 лет, найдутся, но их будет немного.
Другой вопрос состоит вот в чем: объемы вложений в лизинговую деятельность должны быть значительными. Сделка растянута во времени на 3-5 лет, а вложения надо сделать сегодня. Реальной отдачи от граждан, зарегистрированных как лизингодатели, ждать достаточно проблематично. Кроме того, в условиях сегодняшнего кризиса их потери, понесенные на колебаниях курса рубля, очень велики.
Будет ли продолжена законодательная работа в сфере лизингового права?
Принятие закона о лизинге требует внесения изменений в проект Налогового кодекса, который не в полной мере учитывает существование лизинговой деятельности. Налоговый кодекс в сегодняшнем варианте содержит, на мой взгляд, лишь разрозненные упоминания о лизинге единой схемы относительно лизинговой деятельности в нем не выстроено. Думаю, что особенности лизинговых операций должны быть отражены здесь отдельными статьями. Давно следует отойти от таких понятий, как "выручка", "оборот", и перейти к понятиям "сделка" и "доход от сделки в целом". Надеюсь, что Ассоциация лизинговых компаний будет принимать активное участие в этом процессе и свои возможности в плане накопленного опыта передаст нашим законодателям. Хотелось бы, чтобы поправки в Налоговой кодекс, связанные с лизингом, были примером нового подхода к налогообложению инвестиций.
То же самое с таможенным законодательством. Не следует забывать, что на тот момент, когда оно создавалось, существовал Минвнешторг и лизинг осуществлялся только через внешнеторговые объединения. Таможенный кодекс предусматривал определенные понятия лизинга, которые применялись к разовым операциям. Они проводились исключительно через внешнеторговые организации, где все обязательства по оплате таможенных пошлин, налогов и т.д. лежали на Минвнешторге. Ему как государственной организации было значительно проще осуществлять эти платежи, нежели независимой коммерческой структуре. То, что отражено в Таможенном кодексе, в Законе о таможенном тарифе в связи с лизингом, соответствует ситуации тех лет. К сожалению, с течением времени никаких изменений по вопросам таможенного оформления имущества, передаваемого в лизинг, внесено не было.
Корректировать надо и сроки временного ввоза, и форму оплаты таможенных пошлин их надо ставить в тесную взаимосвязь с реально выплаченными нерезиденту деньгами. Равномерное взимание пошлин при неравномерных платежах в пользу нерезидента РФ, на мой взгляд, экономически нецелесообразно и не отражает сути сделки, возможности лизингополучателя претендовать на долю в имуществе. Часто получается так, что пошлина выплачена за все имущество, а фактически резиденту принадлежит только две трети от его стоимости. Поправки в Таможенный кодекс и в Закон о таможенном тарифе необходимо вносить с учетом сложившейся практики.
Необходимо также проводить работу по совершенствованию методологии бухгалтерского учета лизинговых операций. Мне бы очень хотелось, чтобы Министерство финансов при разработке новых нормативных документов по бухгалтерскому учету прислушалось к мнению практикующих лизинговых компаний, Ассоциации. Бухгалтерский учет, с одной стороны, не должен быть усложнен и загроможден, а с другой должен реально отражать задолженности лизингополучателей по лизинговым договорам и все возможные поступления по лизинговым сделкам у лизингодателя. Это упростит систему учета и контроля со стороны налоговых органов, сделка станет более прозрачной. К примеру, плохо отражен в бухучете момент перехода права собственности от лизингодателя к лизингополучателю. Не предусмотрен механизм учета обязательств и, соответственно, неизвестно, как будут начисляться налоги, каким образом может быть осуществлен досрочный выкуп, досрочный переход права собственности. Необходимо отразить в бухучете случаи досрочного возврата имущества, если имущество числится на балансе лизингополучателя. Эти, казалось бы, чисто технические вопросы оборачиваются для лизинговых компаний большими трудностями при исчислении налогов.
|