Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Путешествие из Екатеринбурга в Свердловск и обратно – 275 лет Содержание Первая линия Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Навоийский горно-металлургический комбинат – 40 лет технополису в Кызылкумах
№4' 1998 версия для печати
Статья:   
1
2
3

БРИЛЛИАНТ В НОРМАТИВНОЙ ОПРАВЕ
ОБЛЕГЧАТ ЛИ ЖИЗНЬ ЮВЕЛИРОВ СВЕЖЕИСПЕЧЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ?



Ирина Ходорковская
Заведующая отделом НИИювелирпрома, кандидат экономических наук

    В 1998 году издано несколько новых законодательных и нормативных документов, прямо или косвенно касающихся ювелирных изделий. Среди них основополагающие: федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», принятый Государственной Думой РФ в марте; закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об акцизах» от 14 февраля и Постановление Правительства РФ № 55 от 19 января «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
    Рассмотрим, что нового привнесут эти документы на ювелирный рынок, как они повлияют на ювелирное производство и торговлю, какие процессы будут стимулировать.
    Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» прежде всего определяет номенклатуру драгоценных металлов и драгоценных камней, на которые он распространяется. Важно, что подчеркнуто природное происхождение драгоценных камней. Это устранит встречающиеся на практике разночтения со стороны налоговых и прочих органов, которые считают драгоценными синтезированные алмазы, выращенные изумруды, культивированный жемчуг и другие камни искусственного происхождения. Закон закрепляет права собственности юридических и физических лиц на драгоценные металлы и камни, приобретенные в законном порядке: золото – в виде мерных слитков, драгоценные камни – при наличии сертификата на них. Таким образом заявленная ранее либерализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней нашла свое воплощение в этом законе тоже.
    Сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них посвящен отдельный раздел закона, но он прописан в столь общем виде, что требует дополнительной расшифровки. И если в отношении сертификации драгоценных камней уже сделаны первые шаги, но предстоит еще долгий путь к приведению этой деятельности в систему, то в области сертификации драгоценных металлов и ювелирных изделий работа и не начиналась. Сертификация ювелирных изделий имеет смысл лишь в ограниченных случаях. Банки и ломбарды, дающие кредиты и ссуды под залог ювелирных изделий, конечно, предпочли бы, чтобы эти изделия имели сертификаты. Сейчас немало случаев, когда вместо золотых в залог попадают бронзовые позолоченные цепи и другие изделия из недрагоценных металлов с покрытием. Сертификаты хотели бы иметь и покупатели уникальных вещей, так как это сделало бы их более ликвидными. Пока у нас сертификацию отчасти заменяют конкурсы: премированные вещи уверенно находят своего покупателя, несмотря на высокую цену, так как премии являются своего рода гарантией ценности изделий. Если сертификация ювелирных изделий будет делом добровольным, она принесет пользу. Но будучи принудительным, как это сейчас делается по некоторым другим товарам, этот процесс превратится в очередную волокиту. В законе об этом ничего не говорится и поэтому трудно предположить, что из этого получится.
    В отношении ювелирных изделий в законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» наиболее четко прописаны вопросы, связанные с Федеральным пробирным надзором и с государственной разрешительной системой, т. е. лицензированием.
    И так же четко видно, что пробирный надзор и лицензирование дублируют друг друга. Для получения регистрационного удостоверения в государственной инспекции пробирного надзора на определенный вид деятельности и приобретения лицензии нужны одни и те же документы – юридический статус субъекта заявленной деятельности и место государственной регистрации, описание территории деятельности, соответствие помещений нормативным требованиям к сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней, наличие профессиональной подготовки персонала.
    До издания этого закона лицензирование было обязательным для экспорта и импорта ювелирных изделий, что вызывало множество нареканий и недовольства со стороны производителей и торгующих организаций. Особенно вредно лицензирование повлияло на ювелирный бизнес в 1997 году, когда министерства не могли разобраться между собой, кто будет выдавать лицензии. Фирмы потеряли на эту неразбериху полгода и утратили половину контрактов. Соответственно упали объемы поставок и суммы налогов.
    Ювелиры неоднократно выходили в Государственную Думу РФ с ходатайством о ликвидации порядка обязательного лицензирования экспорта ювелирных изделий, так как это утратило свою актуальность для государства и препятствует развитию экспорта. Цены на драгоценные металлы и камни в России сравнялись с мировыми, дефицита ресурсов нет. Объемы экспорта ювелирных изделий не столь значительны, чтобы это могло повлиять на валютное регулирование. Российским ювелирам достаточно трудно пробиться на мировой рынок, и им надо помогать, а не препятствовать. Отмена лицензий на экспорт могла бы способствовать скачкообразному увеличению экспорта, поскольку в процесс были бы вовлечены мелкие фирмы, которые сейчас не хотят связываться с лицензированием. Государство бы от этого только выиграло. Импорт также вполне достаточно регулируется с помощью таможенных пошлин и платежей.
    Что касается лицензирования деятельности на внутреннем рынке Российской Федерации, то это до сих пор было инициативой местных властей. К примеру, ссылаясь на Указ Президента РФ № 1311 от 29.10.92 г. «О мерах по защите прав граждан», администрация Санкт-Петербурга ввела лицензирование на оптовую и розничную торговлю подакцизными товарами. По сочиненным к случаю правилам для получения лицензии нужно было не только заплатить 100 минимальных оплат труда в год юридическим лицам и 50 – физическим лицам. Требовалось также снова представить заверенную копию Устава, копию свидетельства о регистрации предприятия; документ, подтверждающий дислокацию торгового места; договор на аренду нежилых помещений, либо свидетельство о собственности, либо согласие арендодателя на продажу товара по мелкорозничной торговле – патент на право торговли; от всех фирм – регистрационное удостоверение пробирной инспекции; заключение органов госпожнадзора о соответствии мест продажи противопожарным правилам; заключение органов санэпиднадзора о соответствии помещения санитарным нормам; разрешение районной администрации на продажу конкретного вида товаров; справку налогового органа о постановке на учет; справку налоговой инспекции об отсутствии задолженности в бюджет; заявление о выдаче лицензии и платежное поручение об оплате. Собирая эти документы, фирмы теряли два месяца, а срок действия лицензий – не более года, так как именно столько действительны справки. Лицензия выдается на каждый вид деятельности на каждое торговое место, в том числе на выставке-продаже и ярмарке. Если фирма решила принять участие в региональной выставке и 3 – 5 дней на ней продавать свою продукцию, ей нужно собрать справки и 15 дней ждать лицензию. Какой в этом смысл?
    Вместо того, чтобы отменить эту волокиту, ее ввели в федеральный закон. Более того, теперь лицензированию подвергаются и те виды деятельности, которые раньше были от этого свободны, например, производство. Очевидно, что чиновники всех уровней успели предусмотреть в законе свои интересы. А зачем в действительности нужны лицензии, если не считать их скрытой формой дополнительного налогообложения и чисто фискальной мерой? Опыт всяческих «МММ», лопнувших банков, исчезнувших страховых компаний, имевших лицензии, показал, что наличие лицензий практически ничего не гарантирует ни юридическим, ни физическим лицам, имевшим дело с этими фирмами.
    Лицензирование объяснимо в тех сферах, где это единственное и очень нужное обеим сторонам средство регулирования и контроля, например, при пользовании недрами. А в отношении ювелирных изделий нужно хотя бы максимально упростить процедуру выдачи лицензий, может быть, совместив ее с ежегодным подтверждением регистрационных удостоверений Государственной инспекцией пробирного надзора, раз уж лицензирование вменено законом.
    Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» внес очень мало положительных нюансов в жизнь ювелирного рынка и не облегчил, а, напротив, усугубил проблемы ювелиров.
    Другая ситуация складывается в результате издания закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об акцизах». В соответствии с ним ставка акцизного налога на ювелирные изделия снижена до 15 %, т. е. почти втрое, поскольку если считать по сопоставимой методике, она составляла ранее 42,8 %. Это дает возможность производителям снизить отпускные цены в пределах 20 %. В то же время законом изменены условия уплаты акцизного налога. Если раньше она производилась по мере поступления денег на счет предприятия-производителя за отгруженный товар, то теперь она должна быть произведена в сроки от 45 до 60 дней от даты отгрузки, а за товар, поставленный до выхода закона, – по прежней ставке и на прежних условиях. Учитывая, что промышленные предприятия вынуждены более 70 % продукции отдавать в торговлю с отсрочкой платежа, а долги последней, несмотря на 30-дневную отсрочку по договорам, фактически составляют 4-месячную норму, первые четыре месяца придется платить двойной акцизный налог – за старые и новые отгрузки. Поэтому около месяца после выхода закона производственные фирмы старались удержать отпускные цены на прежнем уровне. Но затем законы конкуренции привели к тому, что цены начали снижаться. В первом и втором квартале 1998 года понизили отпускные цены крупные предприятия: АО «Русские самоцветы» – на золотые цепочки на 17 %, обручальные кольца – 7 – 10 %, изделия с выращенными изумрудами – на 7 %, изделия с жемчугом – на 2 %; АО «Красносельский ювелирный завод» – по всем видам изделий на 10 %; АО «Бронницкий ювелир» на 5,5 % – на автоматные цепочки и на 2 % – на обручальные кольца; АО «Костромской ювелирный завод» – на изделия с бриллиантами и т. п. Постепенно снижают цены и мелкие фирмы. В то же время определение ювелирных изделий, данное в законе, вынудило начислять акцизный налог на те изделия, которые считались ранее ритуально-обрядовыми и выпускались по отдельному ОСТ 117-3-001-94 «Изделия ритуально-обрядовые из драгоценных металлов». Это крестики, обручальные кольца, иконки, другие культовые вещи. Поэтому на многих предприятиях цены на эти изделия выросли. Так, АО «Ювелиры Урала» увеличило цены обручальных колец на 11 %, подвесок в виде крестов – на 17 %. Возросли цены и на часы из драгоценных металлов.
    Как скажется снижение уровня цен на спросе, покажет второе полугодие. С марта по июнь продажа ювелирных изделий во всех регионах России еле теплилась. Сказались финансовые трудности и ухудшение условий бизнеса, вызванное падением акций, увеличением ставки рефинансирования ЦБ, замедлением оборачиваемости денег. Продолжало падать производство ювелирных изделий на крупных предприятиях. По сравнению с прошлым годом снижение составило, по оценке специалистов, не менее 10 %. Но все же снижение ставки акцизного налога дает надежду на то, что при нормализации финансовой ситуации спрос увеличится.
    По сравнению с законом «Об акцизах» утверждение новых «Правил продажи отдельных видов товаров...», где ювелирным изделиям посвящен раздел VII «Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней», внесло мало изменений в ранее существовавшие правила. По-прежнему все изделия должны иметь оттиски государственных пробирных клейм и именников изготовителей, проходить предпродажную подготовку, иметь опломбированные ярлыки и индивидуальную упаковку. Таким образом в новой редакции правил мы не избавились от ниток и пломб, которые нигде в мире на ювелирных изделиях не встретишь. Изменения коснулись информации, которая должна демонстрироваться покупателям в торговом зале, требований к наличию сертификата на драгоценные камни, реализуемые в розничной торговле, надписей на этикетках. Теперь на изделиях с драгоценными камнями и на украшениях из серебра не обязательно указывать цену за грамм изделия, но на всех видах продукции должна быть указана масса изделия. Казалось бы, не столь существенные перемены, но напомним, что прежние требования об указании вышеприведенных показателей стоили многим фирмам больших штрафов. Все это еще раз подтверждает, что в ювелирном деле нет мелочей.
    В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что ювелиры хотели бы только одного – равных с другими товаропроизводителями условий для работы. Чем меньше будет пут и препятствий, тем больше денег принесет отрасль в казну.

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение