Игорь Прокопов
Президент ассоциации "Алюминий"
Реформа собственности в российской алюминиевой промышленности была проведена быстро и радикально. Кто инициировал эту работу, координировал ее? А самое главное кто в результате стал хозяином?
В основном этим делом занимался Госкомитет РФ по имуществу. Участие принимал и Комитет РФ по металлургии. Говорить, что были еще какие-то закулисные дирижеры, для этого у меня нет оснований. Сегодня алюминиевые предприятия полностью принадлежат акционерам, и начинается важный этап: консолидация акций в руках крупных владельцев в фирмах, компаниях, банках, которые со временем станут реально влиять на управление предприятиями. Часть акций остается в распоряжении частных лиц, в основном у работников предприятий. Но их доля по сравнению с основными пакетами невелика.
Примерное соотношение можете назвать?
Нет, потому что на каждом предприятии оно разное и к тому же постоянно меняется. Ведь акции стали предметом купли продажи.
А кто контролирует эмиссию акций, их продажу, поступление на фондовый рынок?
Этот процесс, на мой взгляд, еще и не начинался. На фондовый рынок попадает только малая часть. В основном покупка и продажа акций идут в регионах, где расположены предприятия, непосредственно на заводах. Обычно по такой схеме: приезжает на завод представитель какой - либо фирмы или посредник и объявляет о готовности купить акции за наличные деньги. Продажа идет по рыночному курсу или близко к нему. Так что биржа все равно определяет цену. Нередко сделки принимают натуральный характер. Скажем, в обмен на акции предлагаются автомобили или иной престижный товар. Скупка акций алюминиевой промышленности идет активно. Я считаю, что это положительный процесс. Не может предприятие оставаться без хозяина. Государство ушло должен появиться другой владелец. Появление реального собственника уже сказалось на уровне работы предприятий. Прошлый год был в этом смысле переломным. Если качественные показатели, связанные прежде всего с технологией и техникой, начиная с 1985 года постепенно падали, то в 1995 году на таких заводах, как Красноярский, Братский и целом ряде других, положение начало улучшаться.
В момент приватизации алюминиевый бизнес был очень выгодным. Но сегодня по известным причинам прибыльность производства и экспорта резко упала. Как изменение экономической ситуации может отразиться на поведении акционеров?
Думаю, что мало отразится. Алюминиевая промышленность предлагает товар, который и сегодня пользуется высоким спросом. В сравнении с другими отраслями российской экономики она имеет в целом неплохие показатели и хорошую перспективу. Отказаться от такой собственности могут только очень недальновидные предприниматели. Если кому и угрожает банкротство, то, вероятнее всего, небольшим предприятиям и тем, кто использует дорогие энергоресурсы. Напомню, что около 85% алюминия в России производится на относительно дешевой энергии.
Временное снижение экономической эффективности, о котором вы говорите, вызвано неблагоприятным сочетанием двух факторов: внешнего и внутреннего падением мировых цен на алюминий и рядом серьезных ошибок в политике государства по отношению к экспортерам. Падение цен было не такое катастрофическое, как в 1993 году, и к концу текущего года конъюнктура, по нашим прогнозам, улучшится. Надеюсь, что и политика нового российского правительства станет более взвешенной. Я не выступаю сегодня против "валютного коридора", но считаю: если он благо для экономики в целом, то издержки, которые сопутствуют этому благу, должны быть разложены поровну на всех. А они сейчас целиком лежат на плечах экспортеров. По алюминиевой промышленности, где удельный вес экспортной продукции достигает 60 70%, это ударило весьма больно. Алюминщики уже начали вкладывать деньги в модернизацию производства. Но когда появился "коридор", вынуждены были остановить все инвестиционные проекты. На ряде предприятий даже капитальным ремонтом стали заниматься меньше, чем надо.
Далее. В какой-то момент была потеряна управляемость крупными госмонополиями нефтегазовым комплексом, энергетикой и железнодорожным транспортом. Мы считаем, что и здесь могут быть найдены приемлемые решения. Что касается энергетики, то сегодня уже согласованы тарифы для алюминиевых предприятий. Пока очень сложно с тарифами на железнодорожные перевозки, но рано или поздно экономическая целесообразность заставит ввести на железных дорогах систему льгот. В общем, я не согласен с прогнозом, что российская алюминиевая промышленность не сегодня завтра завалится. У предприятий есть все возможности удержаться на плаву и начать подъем.
В России, как известно, права собственника юридически защищены пока слабо. Не случайно почти за каждой крупной сделкой тянется шлейф скандалов и судебных разбирательств. Могут ли, на ваш взгляд, быть пересмотрены какие-то результаты приватизации алюминиевых предприятий?
За этой собственностью очень крупные деньги. За нее, конечно, будут бороться. Но делать какие-то эксперименты с законодательной основой приватизации, что-то там кардинально поправлять, вряд ли следует. Такие шаги могут подтолкнуть к переделу собственности. А это будет не на пользу предприятиям. Проблемы есть не только с собственностью. У законодателей достаточно недоработок в других сферах. Правительство и Государственная Дума мало сделали, чтобы создать в экономике надежные правила игры. Например, есть закон о тарифах на тепло- и электроэнергию. Но он просто лежит на полке, потому что не разработан механизм его действия. Это уже обязанность правительства. С этой частью своей работы оно плохо справляется. Или вот еще пример. Сейчас идет работа над уставом железных дорог. В нашем понимании, это общезначимый, а отнюдь не ведомственный юридический документ. Но подготовка его отдана МПС. То есть железнодорожное ведомство делает устав для себя и будет само решать, какие отношения выстроить с клиентами. У нас было много замечаний по проекту устава. Правительство приняло решение: для рассмотрения спорных моментов создать комиссию, и , как ни странно, председателем ее был назначен министр путей сообщения. Маловероятно, что документ в итоге получится объективный и будет работать в интересах потребителей услуг.
В какой степени алюминиевая промышленность сохранилась как единая отрасль? Имеет ли еще государство возможность через соответствующий орган, например, Роскомметаллургию или негосударственную ассоциацию "Алюминий", влиять на положение дел?
Очевидно,что государство не должно вмешиваться в деятельность предприятий. Но есть и другой аспект. Посмотрим, что подсказывает мировой опыт. Для координации стратегии на внешнем рынке и взаимодействия внутри страны, для работы с государственными учреждениями и общественными организациями создаются крупные объединения союзы, ассоциации. Причем правительства зарубежных государств не только охотно сотрудничают с этими ассоциациями, но стараются на них опираться. Потому что здесь концентрируются интересы крупного капитала и огромное производство со многими тысячами рабочих мест. Например, Ассоциация производителей алюминия в Америке регулярно подпитывает информацией государственные структуры и дает богатый аналитический материал различным департаментам.
И в России так должно быть. Во всяком случае, ассоциация "Алюминий" близка к такой роли. Нам уже удалось сделать многое. Напомню, что в течение трех лет мы занимались работой по меморандуму. Это соглашение шести стран о добровольном ограничении производства алюминия с тем, чтобы поддержать на рынке нормальный уровень цен. Мы выступили с этой инициативой в 1993 году, когда Европейское экономическое сообщество решило установить квоты на поставку российского алюминия. Мы стали против этого категорически возражать, доказывая, что со стороны России нет демпинга, что у нас в стране рыночные отношения и предприятия действуют как самостоятельные хозяйственные субъекты, что мировой рынок нельзя регулировать в ущерб кому-либо из партнеров. Мы предложили провести переговоры с участием представителей всех стран, лидирующих в производстве алюминия. Предложение было принято. И вот в процессе двухлетних переговоров родился этот меморандум. Положение на рынке алюминия было поправлено. Это одна крупная работа. Вторая мы очень много занимаемся тарифами на электроэнергию. Подготовили целый ряд документов, где содержатся подробные расчеты и наглядные примеры из мировой практики. В итоге удалось доказать и федеральному правительству, и администрации регионов, что в отношении алюминиевой промышленности должны применяться справедливые тарифы. Нам приходилось много работать над обоснованием толлинговых операций, поскольку сначала отношение к толлингу было негативное, затем предпринимались попытки ввести НДС на толлинг, что экономически нецелесообразно и потому, кстати, отсутствует в мировой практике. Можно еще примеры приводить, но и так видно, что это не управленческие функции, а, скорее, обслуживающие. Если раньше мы защищали интересы государства, то теперь защищаем интересы предприятий.
А как происходит воздействие на предприятия? Например, в тех случаях, если они попытаются обойти положения меморандума?
Когда мы готовили меморандум, то выступали от имени предприятий. И на Совете директоров решения принимались коллегиально. Но даже эти решения не имеют директивного характера. Объем производства, который мы определили для предприятий в рамках меморандума, это добровольное самоограничение. И взятые на себя обязательства соблюдают все участники договора. Случаев нарушений нет. По крайней мере, мне о них не известно.
В алюминиевой промышленности в последнее время активно создаются финансово-промышленные группы. Каковы их особенности, если сравнивать с ФПГ в других отраслях?
Я опять сошлюсь на зарубежный опыт. В алюминиевой промышленности других стран, как правило, редко создаются финансово-промышленные группы. Там действуют транснациональные компании, которые работают на единую прибыль. Сегодня 70% всего алюминия в мире производят 7 8 транснациональных компаний. И вот с ними-то предстоит серьезно конкурировать.
Строго говоря, у зарубежных товаропроизводителей существуют три этажа. Первый предприятие, второй компания или фирма и третий финансово-промышленная группа. Мы же, не имея второго этажа, пытаемся сразу построить третий. В каких-то отраслях, например, в машиностроении, такой путь, может быть, и оправдан. Но что касается алюминиевой промышленности, то, на мой взгляд, финансово-промышленные группы, которые сейчас возникают, в конечном счете должны работать как транснациональные компании.
Сегодня уже просматривается перспектива 4 5 подобных объединений. Идет интеграция уральской алюминиевой промышленности. Образовалась компания на базе фирмы "Ренова" и Иркутского завода. Красноярский завод пробует интегрироваться с производителями глинозема на Украине, Братский и Саянский заводы с предприятиями Казахстана. То есть уже зарождаются транснациональные компании. В перспективе у того же БрАЗа есть возможность возить глинозем из Австралии или Индии и купить в этих странах не просто сырье, а собственность, чтобы создать там свою постоянную сырьевую базу. А от того, что такие объединения мы сейчас называем финансово-промышленными группами, какая разница, как называть? суть дела не меняется. Главное, чтобы формировался второй этаж этой интеграции. А будет ли третий будет ли алюминиевая компания в дальнейшем интегрироваться с энергетиками или, допустим, с нефтяниками покажет время. В зарубежной практике подобные примеры есть. В состав крупной канадской алюминиевой компании входят энергетические мощности. Норвежская компания "Гидроалюминий", также имеющая свои гидроэлектростанции, входит в финансово-промышленную группу вместе с нефтяниками, лесниками и т.д.
Учитывая результаты реформы в алюминиевой промышленности, какие уроки можно извлечь для других отраслей? От каких шагов вы бы предостерегли, какие, наоборот, вам представляются удачными?
По мере того, как развивалась реформа, наши взгляды менялись. На одном из этапов мы предлагали создать на базе ассоциации "Алюминий" что-то типа РАО ЕЭС или "Газпром". Не обязательно в этой компании должны были объединиться все предприятия отрасли, но контрольный пакет акций оставался бы у государства. Это предложение было поддержано в Комитете РФ по металлургии, в Министерстве экономики, но Госкомимущество было против, и правительство этот вариант отклонило. Может и к лучшему, поскольку у алюминиевой промышленности нет предрасположенности к огосударствлению. Наша сегодняшняя точка зрения: в алюминиевой промышленности должна быть не одна компания, а две три (может, чуть больше), которые бы могли успешно работать на мировом рынке.
Вторая, очень важная проблема инвестиции. Если бы государство владело основным пакетом акций привлекло бы оно инвестиции для развития алюминиевой промышленности или нет ? Вопрос этот остался, потому что новые собственники акционеры крупных средств в модернизацию пока не вложили. Причины понятны. До сих пор были заняты другим: сначала профинансировали оборотные средства через толлинг вложили, по грубым подсчетам, порядка 2 млрд.долл.; затем начали приобретать сырьевые предприятия, вкладывать туда деньги; сейчас идет интеграция, формируются финансово-промышленные группы это опять деньги. После того, как компании оформятся, настанет черед вкладывать деньги в модернизацию. Если так получится, значит, все было сделано правильно. Если же нет, тогда, может быть, следовало оставить алюминиевую промышленность под крылом государства. Но я думаю, что после завершения процесса интеграции компании все-таки будут вынуждены вкладывать деньги в модернизацию. Иначе они не смогут эффективно конкурировать на мировом рынке. Возьмите сегодня любую зарубежную компанию они вкладывают в развитие 10 15 % своей выручки от продаж. Например, крупнейшая алюминиевая компания "Алкоа", получив в прошлом году выручку 9 млрд.долл., 900 млн.долл. вкладывает в дальнейшее развитие. Российские производители алюминия пока держатся на уровне 2 3%, т.е. вкладывают в несколько раз меньше, чем нужно. Если отставание продлится, нас задушат на мировом рынке это новые хозяева должны понимать. Получив "кусок собственности", надо его поддерживать, чтобы получать от него доходы. Или продавать другому, более мощному собственнику.
И, наконец, роль государства. Как бы не были самостоятельны акционеры, от государства по-прежнему многое зависит. И оно должно оказывать поддержку таким отраслям, как алюминиевая промышленность. Мы крупные экспортеры, даем большие доходы в бюджет и валюту, большое количество рабочих мест. Здесь есть все возможности, чтобы при нормальной государственной политике получать высокую прибыль и давать экспортную продукцию. Это, кстати, касается металлургии в целом. Такое производство надо поддерживать, прежде всего, разработкой справедливых "правил игры" необходимых законодательных норм и обеспечением их эффективного действия. Потому что, в конечном счете, это богатство для страны, в чьих бы руках оно не находилось.
Интервью взял Евгений Хохлов
|