Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение  АО «Нижнетагильский металлургический комбинат»
Искусства и ремесла История
Международное обозрение
№4' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

ВЕТЕР С БОСФОРА ДОВЛЕЕТ НАД ВЕТРОМ С СЕВЕРА?



Андрей Степанов (Стамбул – Москва)
Специальный корреспондент журнала "Металлы Евразии"

    Турцию господь одарил щедро – у нее исключительно удобное географическое положение на стыке Европы и Азии, Средиземного и Черного морей, прекрасный климат, 65-миллионное население. Не обделена страна полезными ископаемыми. К экономическим факторам можно отнести относительно высокий уровень образования, современную инфраструктуру и довольно развитый индустриальный сектор. Обделена республика лишь энергоресурсами (нефтью и газом) да, как на Босфоре считают, добрыми соседями. В последние годы, правда, пошли на лад отношения с Россией.
    В каком-то отношении Турция напоминает северного соседа. Так же непросто осуществляется переход от огосударствленной экономики к рыночной. Болезненно идет приватизация госпредприятий, нелегко происходит становление демократических институтов и свобод. Разве что этот процесс начался в Турции на четыре десятилетия раньше, чем у нас, правда с более низкой точки отсчета, и проходит более плавно и неспешно. В стране уже сформировался и накопил немалый опыт крупный частный промышленный капитал.
    От импортозамещения, включая создание собственной тяжелой, химической и обрабатывающей промышленности, турецкая экономика, постепенно набирая обороты, переключилась на активный экспорт в основном не столь технологичной, но тем не менее весьма ходовой продукции – одежды, текстиля, трикотажа, обуви, ковров, изделий из кожи. Страна полностью обеспечивает себя продовольствием.
    Дешевые и конкурентоспособные товары турецкой легкой промышленности составляют львиную долю почти 22-миллиардного экспорта. Ограничения на импорт со стороны Европейского Союза и вялый спрос на них в ближневосточных странах из-за сильнейшей конкуренции азиатских производителей сдерживают рост экспорта. "Нам не нужны кредиты и финансовая помощь, – говорил покойный президент Турции Т. Озал, обращаясь к западным странам, – нам нужно, чтобы вы открыли свои рынки для турецких товаров". Именно поэтому рывок на север, на необъятный рынок постсоветского пространства представляется турецким деловым кругам весьма заманчивым.

    Козыри для интеграции
    Выходя на внешний рынок в рамках общей политики либерализации и пытаясь подстроиться к существующему международному разделению труда, отыскать свою нишу в структуре мирового хозяйства, Турция имеет ряд важных козырей – емкий внутренний рынок; дешевую, дисциплинированную и не избалованную социальными льготами рабочую силу; базирующуюся на собственных хлопке и шерсти текстильную и швейную промышленность; весьма развитую подрядно-строительную отрасль, эффективно работающую на экспорт. К этому следует добавить созданную в последние годы современную базу международного туризма, транспортную инфраструктуру для транзита между Европой, Ближним и Средним Востоком. Наконец, осуществление в юго-восточной Анатолии грандиозного проекта – строительства каскада электростанций на Ефрате и обводнения засушливых, но сказочно плодородных земель библейской Харранской долины, способной стать настоящей житницей Ближнего и Среднего Востока. Существуют и амбициозные планы переброски вод двух южных турецких горных рек Сейхан и Джейхан по трубопроводам в Израиль и Саудовскую Аравию.
    Вот по этим направлениям и предполагается встраиваться в мировой рынок, естественно, при всемерном поощрении иностранных инвестиций в машиностроение, связь, туризм, энергетику, развитие дорожной и трубопроводной сети. Как заявил недавно премьер-министр М. Йылмаз: "Мы стремимся к тому, чтобы западные компании продавали бы нам не ткацкое оборудование, а оборудование для производства ткацкого оборудования".
    Однако в современном мире не очень жалуют успешных конкурентов. Огромные экономические группировки – североамериканская НАФТА, Европейский Союз или Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество – надежно ограждают свои рынки от чужаков. Все это вполне применимо и к Турции. Хотя половина ее внешнего товарооборота падает на страны Европейского Союза, а недавно она была принята в Европейский таможенный союз, но до полноправного членства в ЕС еще весьма далеко, а с Востока Турцию энергично теснят "тихоокеанские тигры".

    Новые реалии
    Совершенно новая ситуация сложилась для Турции после распада СССР. Образовалась группа независимых тюркоязычных республик, и, естественно, многие в Анкаре, да и в столицах республик Средней Азии и Азербайджана отвели Турции лидирующую культурную и экономическую роль в регионе. Одновременно резко произошло "размораживание" отношений с Россией и два потока хлынули навстречу друг к другу. Поток туристов из России достиг миллиона человек в прошлом году (а из СНГ – почти 1,45 млн.). Более 60 % из них – это так называемые шоп-туристы или челноки, которые закупили в 1995 году турецких товаров, по оценкам, на 4 млрд. долл. и реализовали их в России, заработав на этом более 1 млрд. долл. Для сравнения скажем, что доход Турции от международного туризма в минувшем году составил 5 млрд. долл.
    На крутом подъеме находится и турецкий строительный бизнес в России. Заключено контрактов и уже выполнено работ на сумму более 8 млрд. долл. Общий же официальный товарооборот между нашими странами достиг в прошлом году 3,5 млрд., а с учетом выполненных за тот же период строительных работ – почти 8 млрд. долл. Это больше, чем товарооборот между Россией и Китаем. В начале нынешнего года подписано соглашение об увеличении поставок российского газа с 6 до 14 млрд. м3 в год, что обеспечит 90 % потребностей Турции в голубом топливе.
    Не следует забывать, что экономическое сотрудничество Турции с СССР, а теперь с Россией имеет долгую традицию – от строительства в конце 20-х первых ткацких фабрик в Кайсери и Назилли до сооружения нефтеперерабатывающего комплекса в Али-Аге под Измиром и металлургического комбината в Искендеруне. Сейчас турки предлагают заинтересованным российским организациям, прежде всего "Газпрому", осуществлять прямые инвестиции в отрасли турецкой экономики. Намечено строительство с российским участием трех довольно крупных теплоэлектростанций – двух на российском газе и одной на российском угле. Турция все еще испытывает острый недостаток электроэнергии. Развивается и военное сотрудничество. Реализуется контракт на поставку Турции вертолетов, БТР и стрелкового оружия на 130 млн. долл. На подходе еще более крупный контракт.

    Спор о нефти и Босфоре
    Однако нельзя сказать, что все безоблачно в российско-турецких отношениях. Существуют разногласия по вопросу о способах транспортировки нефти с Тенгизского месторождения в Казахстане и Азербайджанского на шельфе в Каспийском море и по связанной с этим проблеме прохода крупнотоннажных танкеров через Босфор. Турки очень хотят, чтобы не менее 45 млн. т нефти в год (20 с Бакинского и 25 с Тенгизского месторождений) перекачивались бы по основной нитке нефтепровода по маршруту Баку – Супса (близ Батуми) – Самсун – Джейхан (на турецком побережье Средиземного моря). Пока же ситуация складывается таким образом, что оба международных консорциума – Каспийский трубопроводный и Азербайджанский – при поддержке заинтересованных государств, прежде всего России и Казахстана, предпочитают маршрут нефти с Тенгизского месторождения в порт Новороссийск, а раннюю бакинскую нефть транспортировать одновременно двумя путями через Северный Кавказ и Закавказье, опять-таки в Новороссийск и Супсу. Там нефть будет закачиваться в большегрузные танкеры.
    Турецкая сторона, которая при таком варианте остается как бы в стороне, активно возражает, выдвигая в качестве основного аргумента угрозу не только природной среде проливов, но и в буквальном смысле самому существованию раскинувшегося на берегах Босфора мегаполиса Стамбул в случае катастрофы одного из супертанкеров. Из уст министра иностранных дел Э. Гененсая раздалось даже завуалированное предупреждение: мол, мы даже можем ограничить проход супертанкеров через Босфор.
    Если отвлечься от политической подоплеки подобных высказываний, то Турция по конвенции в Монтре не вправе препятствовать свободе судоходства по этому международному транспортному пути. В ее компетенции вопросы безопасности и регулирования прохода. Кроме того, в стадии активной разработки находится альтернативный проект сооружения нефтепровода от Бургаса (Болгария) до Александруполоса (греческий порт в Эгейском море) в обход Босфора. И, наконец, все заинтересованные стороны считают, что безопасность судоходства по Босфору можно существенно повысить техническими средствами, скажем, системой радаров слежения. Компании-участницы консорциумов готовы вложить в это немалые средства. Тем не менее, турецкая сторона не отказывается от проекта восточноанатолийского нефтепровода и даже предложила "Газпрому" участвовать в его строительстве и стать совладельцем.
    Позицию Турции в беседе с российскими журналистами определил премьер-министр М. Йылмаз: "Мы хотим широкого международного сотрудничества. В районе Каспийского моря столько нефти, что ее можно транспортировать по многим путям, но для нас предпочтительней по суше". Окончательные решения выкристаллизуются на предстоящих многосторонних и двусторонних переговорах.

    Турецкий фактор в постсоветской Средней Азии
    Что же касается объема турецкого сотрудничества с Азербайджаном и Средней Азией, то нужно отметить, что действительность, т. е. реальные возможности турецкой стороны, разочаровала многих тамошних сторонников смены России на Турцию в качестве приоритетного экономического партнера. Среднеазиатские государства вошли в Организацию экономического сотрудничества, где наряду с Турцией членами состоят Иран и Пакистан, но особой экономичной активностью эта организация не отличается. Общий же объем прямых турецких инвестиций в республиках Средней Азии и Казахстане за 4 последних года составил всего 1,7 млрд. долл. А, например, объем строительных работ, выполненных турецкими фирмами за тот же период в Туркмении, составил 1,5 млрд. долл. В Узбекистане ныне действуют до 200 турецких компаний, но дальше торговли и подрядно-строительного бизнеса они свою деятельность, как правило, не распространяют. Сейчас в отношениях Турции с тюркоязычными республиками упор больше делается на культурно-религиозные вопросы, на обмен информацией, студентами образовательными программами. Особый взаимный интерес – в прокладке транспортных и трубопроводных путей, которые вывели бы эти страны к Средиземному морю и Европе через турецкую территорию.
    Одно время, когда в отношениях России со странами СНГ преобладала дезинтеграция, складывалось впечатление, что в этом экономическом пространстве ветер с Босфора довлеет над ветром с Севера. На обеспокоенность укреплением турецко-среднеазиатских отношений со стороны некоторых российских политических кругов указал старший советник премьер-министра К. Юджеорал: "У нас полное взаимопонимание с деловой элитой России, но не всегда понимают друг друга наши политические структуры, особенно по поводу наших отношений с тюркскими республиками". Сам же премьер-министр высказался по этому поводу весьма определенно: "Установление Турцией отношений с республиками Средней Азии порой болезненно воспринимается в России, но я хочу заявить, что эти отношения не идут во вред России и не преследуют политических целей. Славяне тянутся друг к другу – и это естественно, то же самое относится и к тюркам. У России особые отношения с республиками бывшего СССР. Мы уважаем интересы России в Средней Азии, но мы не можем не замечать происшедших в мире изменений". А представитель МИД А. Караосманоглу пояснил мне: "Обвинения в пантюркизме и пантуранизме не соответствуют действительности. Мы хотим, чтобы республики Средней Азии укрепляли свою независимость и государственность, привлекая иностранные инвестиции. Ведь ни у России, ни у Турции нет средств содержать эти страны."
    Ряд моих собеседников – как официальных лиц, так и представителей крупного бизнеса – делали упор на перспективы регионального сотрудничества в рамках созданной в 1993 году Организации Черноморского экономического сотрудничества. Население стран – членов этой организации превышает население Европейского Союза. В будущем эта организация предусматривает принятие мер таможенного регулирования, более свободного перемещения рабочей силы, образование единой энергетической системы. Планы деловых людей простираются все дальше и дальше. Президент холдинга ЭНКА – одной из крупнейших строительных фирм, выполнивших большой объем работ на российском рынке, – Ш. Тара высказывает такое видение геополитических тяготений в экономике обширного евразийского пространства, где конец тысячелетия совпал с бурными переменами. Поскольку, сказал он, в ближайшем будущем ни Турция, ни Россия не будут приняты полноправными членами в существующие ныне мировые экономические группировки, то им следует подумать о создании собственной, куда вошли бы государства СНГ, Турция, Индия, Иран и, возможно, ряд арабских стран. К слову, ход мыслей одного из капитанов турецкой экономики перекликается с концепцией российского исследователя Леонида Ивашова в статье "Четвертый геополитический блок?" ("Металлы Евразии", № 3, 1996 г.). "Пока, – сказал автору Ш. Тара, – все мои прогнозы рано или поздно сбывались. Я не сомневаюсь, что сбудется и этот. Ведь жизнь идет вперед такими темпами, что абсолютно немыслимое каких-нибудь 5 – 10 лет назад становится реальным и даже обыденным сегодня".
    Главное впечатление от многочисленных встреч и бесед в Турции : ветер с Босфора явно дует в паруса региональной интеграции.

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение