Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Письма в редакцию Первая линия Экономика Евразия, 2005 год Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Горное дело Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Конфиденциально Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла Инвестиции и финансы
Международное обозрение
№2' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

ПЛАТИНОВАЯ "БОМБА"ЦЕНОЙ 8 ДОЛЛАРОВ
ЩЕДРЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В НОУ-ХАУ И НИОКР – ПРИЧИНА, ПО КОТОРОЙ ЯПОНЦЫ, ПОКУПАЯ У КОНКУРЕНТОВ УГОЛЬ И РУДУ, ТЕСНЯТ ИХ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ КАЧЕСТВЕННЫХ СТАЛЕЙ



Юрий Адно

    На одном из сибирских заводов ЭВМ, которая "обсчитывала" технологический режим плавки, выдавала неточные команды. Опытный оператор конвертера привычно поправлял огрехи цеховой АСУ по наитию. Загвоздка оказалась в том, что прибор, который замерял температуру кипящей стали, слегка "привирал". "А вот японцы, – посетовал сталеплавильщик, – бросают в конвертер платиновые "бомбы" ценой 8 долларов за штуку – прибор разового пользования. Сгорая, он успевает передать на пульт температуру плавки. Аптекарская точность..." На этом частном примере хорошо видна разница "почерков" японской металлургии и отечественной.
    О секретах преуспевания металлургии Японии – статья эксперта "Металлов Евразии".
    Черную металлургию Японии можно рассматривать поистине как уникальное явление в мировой экономике. Сравнительно отсталая аграрная страна, практически полностью лишенная сырьевой базы, не имеющая прочных технологических традиций и старой инженерной школы, производственной инфраструктуры, с большим опозданием ставшая на путь индустриального развития, буквально за 10 – 15 лет сумела пройти путь, на который иные страны с гораздо более развитым металлургическим сектором затрачивали не менее полувека.
    В условиях благоприятной конъюнктуры послевоенного хозяйственного подъема Япония уже к началу 70-х годов создала самую технически передовую в мире черную металлургию, которая стала одной из весомых составляющих "японского экономического чуда". Этому способствовал комплекс факторов, среди которых можно выделить низкий уровень капитальных затрат (почти в 4 раза ниже, например, чем в США), сравнительно дешевое и доступное привозное сырье, в том числе энергоресурсы, и активную государственную поддержку. Отрасль была выделена правительством в качестве приоритетной экспортной (что дало определенные льготы в налоговой, кредитной, амортизационной политике). Государственный протекционизм включал элементы централизованного планирования: в 1945 – 1970 годах были приняты и поэтапно реализованы пять пятилетних программ. Немаловажную роль сыграла выбранная и, очевидно, наиболее прогрессивная на тот период стратегия развития: строительство мощных новых заводов полного цикла (так называемых интегрированных) на специально намытых участках в прибрежной полосе.
    Стремительный рост японской черной металлургии привел к образованию третьего (наряду с США и Западной Европой) центра соперничества на мировом рынке металлов. За 1950 – 1970 годы доля Японии в мировой выплавке стали возросла с 3 до 22 – 24% (без учета СССР, стран Восточной Европы и КНР). Фактически в начале 70-х годов каждая третья тонна проката и труб, реализуемая на мировом рынке, выпускалась на японских заводах.
    Одним из главных факторов высокой ценовой конкурентоспособности японского металла на международных рынках явилось эффективное использование научно-технических новшеств, что позволило существенно повысить производительность труда (при сравнительно низкой его оплате) и уменьшить издержки производства.
    Не имея развитой научно-исследовательской базы, сталеплавильные компании Японии сделали главную ставку на широкое привлечение передовой иностранной технологии, импорт оборудования, патентов, лицензий, ноу-хау. После многолетней технической изоляции японцы буквально впитывали иностранную технологию. По-видимому, стоит напомнить, что немало весьма крупных технологических новшеств были заимствованы в тот период у черной металлургии СССР и прекрасно прижились на японской почве, в том числе способы сухого тушения кокса, утилизации энергии отходящих газов и водяного охлаждения доменных печей и, наконец, одно из главных достижений современной металлургии – технология непрерывной разливки стали, более известная сегодня как способ непрерывного литья заготовок. Как правило, все новинки дорабатывались и усовершенствовались с учетом японской специфики. Такой путь дал огромный выигрыш во времени и позволил, сэкономив значительные средства, в сжатые сроки создать индустриальную основу японской промышленности. Параллельно шло интенсивное становление собственной научно-исследовательской базы и мощного металлургического машиностроения. Если в 50-х годах весь прирост мощностей черной металлургии, составивший около 50 млн. т стали, был достигнут за счет оборудования, полученного из США и европейских стран, то в последующие десятилетия развитие отрасли обеспечивалось исключительно за счет собственного машиностроения. Более того, уже с конца 60-х годов Япония начинает активно экспортировать собственные научно-технологические разработки.

    ВСЕ – НА ПРОДАЖУ

    Общие затраты частных и государственных структур на НИОКР в черной металлургии за 1970 – 1990 годы возросли более чем в 10 раз и в отдельные годы достигали 5% соответствующих расходов всей обрабатывающей промышленности.
    Создав в тесном сотрудничестве с университетами мощный исследовательский потенциал, металлургические корпорации только за 1978 – 1992 годы сумели увеличить ежегодный объем продаж лицензий и ноу-хау более чем в 7 раз.
    С первых шагов развития японской черной металлургии был взят курс на создание сверхмощных комбинатов с использованием агрегатов большой единичной мощности. Технологические проблемы решались комплексно по всем переделам металлургического цикла. Например, сталеплавильные компании в 50-х годах, т. е. фактически в эпоху господства мартеновских печей, одними из первых в мире оценили достоинства австрийской новинки – кислородных конвертеров (процесс LD) и, значительно увеличив емкость этих агрегатов, сделали их основой сталеплавильного передела. Быстрое развитие конвертерного производства (к 1975 году его доля возросла до 85%) потребовало соответствующего увеличения выплавки жидкого чугуна, что обусловило строительство самого мощного и совершенного в мире доменного передела. С конвертерной плавкой, в свою очередь, отлично сочетается процесс непрерывного литья заготовок, ускоренное внедрение которого является важнейшим достижением японской металлургии. К началу 90-х годов удельный вес этого способа в производстве стали составил в Японии около 95%. Массовое развитие непрерывного литья привело к постепенной ликвидации на ряде заводов капиталоемкого обжимного передела: за последние 10 лет, например, число слябингов сократилось более чем вдвое.
    К середине 70-х годов черная металлургия Японии уверенно заняла позиции мирового лидера по масштабам производства и его техническому уровню, чутко реагируя на изменения потребностей внутреннего и международного рынков. Авторитет страны в металлургическом производстве подкреплялся высоким уровнем затрат на НИОКР, который превышал аналогичный показатель для США и ведущих европейских стран в 2 – 4 раза. Базовая технология имеет хорошие возможности усовершенствования на основе новейших разработок самой металлургии и использования достижений сопряженных отраслей и фундаментальных наук. Это позволяет обеспечивать постоянный рост качества и расширение сортамента металлопродукции.
    Для металлургии вообще, а для японской, не имеющей собственной сырьевой базы, в особенности, ключевой является проблема энергообеспечения. Энергоемкость производства там высока, на его долю в Японии приходится свыше 20% всего потребления энергоресурсов в промышленности, включая такое специфическое и дефицитное сырье, как коксующийся уголь. Поэтому столь большое внимание в стране уделялось развитию энергосберегающих технологий, непрерывных и совмещенных процессов, внедрению электроплавки и внепечной обработки стали, конвертеров с комбинированной продувкой, контролируемой прокатки, индукционного и высокочастотного нагрева, использованию вторичных ресурсов.

    ГЛАВНЫЙ СТАЛЕПЛАВИЛЬЩИК – КОМПЬЮТЕР

    Японские металлурги одними из первых в мире начали массовое внедрение автоматических систем в различные процессы производства, контроля и управления. Широкое использование разработок наукоемких отраслей (ЭВМ, средства информатики, робототехника, средства автоматического проектирования, связи) позволило металлургическим компаниям страны за 1978 – 1985 годы повысить вооруженность труда одного занятого средствами автоматизации почти в 2,5 раза. В конце 80-х годов в отрасли работали более 100 систем коммуникаций, охватывающих более 5 тыс. предприятий, использовалось около 1500 ЭВМ, в том числе более 1000 ЭВМ для управления техническими процессами. Современный производственный аппарат японских заводов позволил создать сеть комплексных общезаводских АСУ, интегрированных в единую систему металлургических компаний.
    Научные исследования и производственные разработки позволили значительно расширить набор легирующих элементов, повысить чистоту металла за счет усовершенствования процессов выплавки и внепечного рафинирования, а также добиться дополнительного существенного прироста потребительских характеристик путем использования оптимальных режимов прокатки, термообработки, различных отделочных операций. Япония выступила одним из пионеров разработки и промышленного освоения так называемых низколегированных конструкционных сталей, отличающихся сравнительно невысоким объемом легирующих добавок (не более 2 – 3%) и широким диапазоном прочностных характеристик. Эта группа сталей в состоянии удовлетворить большинство требований современного машиностроения, заменяя во многих случаях более дорогие высоколегированные.
    Важнейшие изменения сортамента металлопродукции были связаны с повышением доли экономичных видов проката, прежде всего листовых полуфабрикатов, в особенности тонкого холоднокатаного листа. Это отражает одну из важных тенденций современного технического прогресса, связанную с переходом к менее металлоемким элементам машин и конструкций, широкому использованию сварки, листовой штамповки, гнутых профилей и т. д. Крупнейшим потребителем японского холоднокатаного листа стало автомобилестроение – одна из наиболее динамичных отраслей современной экономики. Рост требований автомобильных фирм служит мощным стимулом для разработки новых сталей и развития металлургической технологии. Высоким спросом на рынке неизменно пользуется, например, стальной тонкий лист с различными антикоррозионными и декоративными покрытиями, по выпуску которого Япония в середине 80-х годов прочно заняла позиции мирового лидера.

    ОТ АЛЯСКИ ДО УРЕНГОЯ

    Япония – крупнейший в мире экспортер стальных труб. Их производство в стране за 1950 – 1980 годы увеличилось почти в 50 раз! Особым спросом на мировом рынке пользуются японские сварные трубы большого диаметра для транспортировки нефти и газа из арктических районов. На заводах компании "Кавасаки сэйтэцу" была разработана комплексная технология производства высокопрочных труб из низколегированных сталей класса Х60 – Х100 для эксплуатации при температурах до -60 oС. Трубы этого типа были использованы в США при строительстве газопровода на Аляске, в Советском Союзе при постройке газопроводов Уренгой – Центр. Их повышенная прочность позволяет сократить относительный расход металла за счет уменьшения толщины стенки трубы одновременно с увеличением диаметра трубопровода.
    Структурная перестройка мирового хозяйства в 80-х годах существенно повысила роль ресурсосбережения как важнейшего научно-технического параметра развития экономики. Переход к новому наукоемкому типу связан со снижением спроса на многие виды традиционного сырья и материалов, в том числе на черные металлы, что резко ограничило возможности развития черной металлургии. Сравнительно высокий запас научно-технологической "прочности" японской черной металлургии позволил пройти непростой этап циклических и структурных потрясений менее болезненно, чем, например, США и большинству стран Западной Европы.

Производство сырой стали в Японии

    НАУКА – РЫНОЧНЫЙ ДЖОКЕР

    К началу 90-х годов основные сталеплавильные корпорации Японии сумели при активной поддержке государства и финансового капитала сохранить и даже усовершенствовать производственную базу. Не "вымывание" переделов, а неуклонное повышение их жизнеспособности в результате внутриотраслевой перегруппировки производств, его диверсификация, направленная на выпуск продукции повышенного качества и наукоемкости, – вот важнейший итог 80-х годов. Используя свой научно-производственный потенциал, ведущие сталеплавильные компании "Сумитомо", "Кобе" и другие в кратчайшие сроки освоили производство новых конструкционных материалов (композитов, полупроводников, металлокерамики), резко повысили долю металлопродукции с высокой долей добавленной стоимости (листа с покрытиями, тонкого электротехнического листа, конструкционных труб из легированных сталей).
    Эти качественные сдвиги вытекают из новой модели развития японской экономики, которая предусматривает формирование принципиально новой системы участия Японии в международном разделении труда. Суть этой системы – постепенная переброска за рубеж производств, преимущественно старых, традиционных, занятых переработкой огромной массы привозного сырья, с последующим заполнением образовавшегося "вакуума" новыми, как правило, более технологически сложными производствами, с большей долей добавленной стоимости. Это позволяет целенаправленно создавать более совершенную производственную структуру экономики страны. В соответствии с такой концепцией металлургические компании Японии резко усилили в последнее десятилетие технологическую и финансовую экспансию в различные страны мира: Южную Корею, Китай, Тайвань, Бразилию, Индонезию, США, отлично понимая при этом, что поддерживают основных конкурентов прежде всего по массовым видам металлопродукции. Однако, по мнению японских экономистов, это отнюдь не противоречит достижению более важной цели – постепенной перестройке японской черной металлургии в более компактную, ресурсоэкономную, экологически чистую и технически совершенную отрасль, отвечающую экономической структуре страны будущего столетия.

    ОТ РЕДАКЦИИ

    Любопытно, что сценарий крупного стратегического маневра японской металлургической промышленности, в том числе вывоза капитала, технологий и самих производственных мощностей за пределы Японских островов, был довольно точно предсказан еще в конце 60-х годов в книге японского экономиста Яно "Япония на пороге XXI века". Это сбывшееся предвидение, в том числе предсказанный Яно "перелив" капиталов из металлургии и автомобильной индустрии в "индустрию информации", как нельзя лучше говорит о могуществе и масштабности государственного регулирования и долгосрочного планирования в Японии, первой вошедшей в "постиндустриальную эру".

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение