Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Письма в редакцию Первая линия Экономика Евразия, 2005 год Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Горное дело Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Конфиденциально Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла Инвестиции и финансы
Международное обозрение
№2' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

ИНДИЯ: СОТВОРЕНИЕ ГИГАНТА



Николай Семененко (Дели)

    В местечке Мехраули, что на южной окраине Дели, в любое время года многолюдно и шумно. Тысячи людей из разных концов необъятной Индии и многочисленные иностранные туристы собираются в разбитом здесь парке, чтобы полюбоваться совершенством технического и художественного мастерства древних зодчих, восемь столетий назад выстроивших на этом месте 73-метровый минарет Кутуб-Минар, ныне ставший одной из архитектурных достопримечательностей индийской столицы.

    Колонна Победы

    Но всегда особенно оживленно у находящейся неподалеку железной колонны, на первый взгляд ничем непримечательной. Став спиной, каждый пытается под дружные одобрительные возгласы окружающих обхватить ее руками и соединить пальцы. Согласно поверью, тот, кто сумеет это сделать, может рассчитывать на исполнение всех своих желаний.
    На фоне устремленного в голубое небо гигантского сооружения, каковым предстает перед взорами посетителей выстроенный из красного песчаника с декоративными вставками из серого кварца и белого мрамора Кутуб-Минар, черная, почти лишенная украшений 7-метровая Колонна Победы, установленная, как считается, в V веке н. э. в честь ратных подвигов правителя Чандры, выглядит более чем скромно. Однако неброский внешний вид не помешал ей обрести всемирную известность, ибо в этой внешней простоте отражено величие человека, сумевшего много веков назад покорить металл. Глядя на нее, есть чему удивляться: несмотря на преклонный возраст, колебания температуры и присущую здешнему климату достаточно высокую влажность, на поверхности колонны нет ни единого пятнышка ржавчины. Она совершенно не подверглась коррозии.
    Секрет изготовления полторы тысячи лет назад столь совершенного изделия из металла, содержание чистого железа в котором составляет 99,72 %, до сих пор не разгадан. Никто не может объяснить, каким образом древние мастера сумели соорудить его из цельного куска металла, подобный которому был отлит в Европе (в Швеции) лишь в XVIII веке. Получается, что еще 15 столетий назад индийцы обладали уровнем знаний и мастерства, достойным восхищения, технологическими возможностями, позволявшими им выплавлять практически абсолютно чистое железо. А может быть, колонна была завезена в Индию из другой страны? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Существует даже версия, что ее установили звездные пришельцы, якобы когда-то посетившие Землю. Но как бы то ни было. Колонна Победы, на высоте чуть более метра отполированная за многие века до серебристого блеска миллионами прикасавшихся к ней, не только увековечила удачливого полководца и правителя Чандру, чье имя начертано на ее поверхности, но и стала уникальным памятником искусству древних металлургов.

    Мы подставляли плечо

    Итак, судя по всему, еще в незапамятные времена индийцы знали цену металлу и умели с ним обращаться. Вполне закономерно, что и в последующие эпохи в этой южноазиатской стране уделялось большое внимание развитию металлургической промышленности. Ее современная история берет начало с 1870 года, когда в Западной Бенгалии был построен первый крупный по тем временам металлургический завод – "Айрон Воркс Компани", ставший прародителем ныне действующей государственной компании "Индиан Айрон энд Стил Компани" (ИИСКО), основанной в 1919 году в Бурнпуре. В 1912 году в Джамешедпуре первую товарную сталь выплавил завод, принадлежащий компании семейства финансово-промышленных магнатов Тата – "Тата Айрон анд Стил Компани Лимител" (ТИСКО). Сейчас она является крупнейшим и наиболее производительным частным предприятием металлургической отрасли Индии. В 1923 году в Бхадравати открылось первое предприятие государственной компании "Висвесварайя Айрон анд Стил Лтд".
    В течение последующих трех десятилетий ИИСКО и ТИСКО оставались главными производителями индийских металлов. Бурное развитие отрасли началось лишь после достижения Индией независимости в 1947 году. Проходило оно при активном участии СССР. Здесь до сих пор с признательностью говорят о том, что именно наша страна сыграла ключевую роль в становлении индийской черной и цветной металлургии.
    2 февраля 1955 года между Москвой и Дели было подписано первое межправительственное соглашение о строительстве металлургического завода в Бхилаи (штат Мадхья-Прадеш) мощностью 1 млн. т стали в год. Впоследствии она была увеличена до 4 млн. т. Затем аналогичный завод был построен в Бокаро (штат Бихар). Эти два завода, в свое время называвшиеся символами тесного и плодотворного советско-индийского экономического сотрудничества, стали наиболее рентабельными предприятиями государственной корпорации "Стил Асорити оф Индиа Лтд." (САИЛ) – крупнейшего производителя металлов в стране. При техническом содействии СССР, а впоследствии Российской Федерации в Индии также были построены металлургический завод в Визакхапатнаме, алюминиевый завод в Корбе, десятки других промышленных объектов. В рамках заключенных межправительственных соглашений были сооружены и введены в эксплуатацию металлургические мощности по производству 11 млн. т стали в год, что составляет около 45 % общих мощностей страны. При этом следует отметить, что именно наши организации, в первую очередь ВО "Тяжпромэкспорт", традиционно занимали ведущее место на индийском рынке комплектного оборудования для металлургических предприятий.
    В настоящее время в Индии работают 7 предприятий с полным металлургическим циклом. 5 из них, в том числе Бхилайский и Бокаринский заводы, входят в САИЛ. Кстати, ее председатель М. Р. Найяр в 1994 году получил из рук премьер-министра Индии приз за руководство самой лучшей компанией страны. Недавно подобная награда была вручена директору Бхилайского металлургического завода, продолжающего работать полностью на российских технологиях. Метзавод в Визакхапатнаме входит в другую государственную компанию – "Раштриа Испат Нигам Лтд.". Седьмой завод полного цикла принадлежит ТИСКО. Кроме того, в стране имеется значительное число частных предприятий, в основном небольшой мощности, относящихся к категории передельных заводов.

    Раскрепощение производителя

    Индия входит в первую десятку государств по объему производимой стали. По официальным данным, полученным из министерства стали Индии, в 1994 – 1995 финансовом году ее было выплавлено 16,62 млн. т. Это неплохой показатель для страны, относящейся к категории развивающихся. В то же время, как писала недавно газета "Индиан экспресс", из-за огромной численности населения (более 920 миллионов человек) Индия значительно отстает от многих других государств в производстве металла на душу населения. В Китае и Бразилии, например, на одного жителя приходится соответственно 71 и 66 кг стали, а в Индии – всего 26 (среднемировой показатель – 149 кг).
    Пока незначительным остается вклад Индии в международную торговлю сталью, где ее доля составляет всего 0,2 %. Сейчас ежегодно страна экспортирует чуть более 1 млн. т этого металла.
    До недавнего времени в Дели не очень-то беспокоились об увеличении экспортных поставок металлов: удовлетворить бы нужды собственных потребителей. Но, начиная с позапрошлого года, практически во всех ведущих средствах массовой информации Азии, Европы и Ближнего Востока стали появляться объявления индийских предприятий о готовности продавать металлопродукцию за рубеж. Одетые в элегантные европейские костюмы, с прекрасными манерами и безупречным английским языком, индийские менеджеры в последнее время зачастили в зарубежные столицы и индустриальные центры, где наперебой предлагают купить продукцию индийской промышленности. Эта пока еще только набирающая обороты рекламная кампания стала результатом новой политики нынешнего правительства премьер-министра Н. Рао, стремящегося повернуть индийскую экономику лицом к мировому сообществу и сориентировать наращивание ее экспортных возможностей. Она также отражает долговременную стратегию металлургического комплекса страны, пытающегося, хотя и с некоторым запозданием, отыскать и занять свою нишу на мировом рынке металлов. К 2000 году Индия планирует довести ежегодный экспорт стали до 6 млн. т.
    Весьма амбициозным представляется заявление о том, что к рубежу тысячелетия Индия будет выплавлять стали не менее 37 млн. т в год, т. е. всего за 4 года планируется увеличить ее производство более чем в два раза, а к 2011 году здесь планируют довести выплавку стали до 66 млн. т в год.
    Решение поставленной задачи страна намерена добиться благодаря новой промышленной политике, объявленной пять лет назад. Ее суть сводится к раскрепощению производителя, снятию ограничений, присущих государственному регулированию экономики. Дело в том, что до начала 90-х годов индийская металлургическая отрасль находилась под жестким контролем государства. Мало того, что госсектору принадлежало более половины всех мощностей, деятельность частных компаний регулировалась бесчисленными инструкциями, а само производство металла осуществлялось на строго лицензионной основе. Если раньше распределение производимой в стране стали определялось правительственными квотами и какие-либо отступления от установленных правил строго карались, то сейчас предприятиям как государственного, так и частного сектора предоставлена свобода в выборе номенклатуры производимой продукции и в поиске ее покупателей. Отменены фиксированные цены на металлопродукцию. Разрешены негосударственные инвестиции в отрасль, в том числе иностранные. Индийские металлурги, в прошлом отгороженные от иностранных конкурентов непомерно высокими импортными и экспортными пошлинами, теперь вынуждены включаться в конкурентную борьбу за рынки сбыта и новые технологии.
    Творцы индийской индустриальной политики полагают, что снятие перечисленных ограничений привлечет в отрасль значительный частный капитал, и его доля в производстве стали начнет быстро увеличиваться по сравнению с нынешними 46 %. Дело идет к тому, что, видимо, вскоре в стране может появиться много новых частных металлургических заводов. По оценкам западных экспертов, сегодня Индия – одно из наиболее перспективных с точки зрения вложения средств азиатских государств.
    Созданию конкурентоспособной на мировом рынке металлургической промышленности, несомненно, будут способствовать и такие факторы, как дешевые сырье и рабочая сила. Так, если в промышленно развитых государствах при производстве стали 1 человеко-час обходится от 7 до 35 долларов США, то в Индии – всего 1 доллар.

    Жесткий натиск конкурентов

    В последние годы российские организации, пятое десятилетие работающие на здешнем рынке, вынуждены вступать в отчаянную борьбу за право сохранить свою долю индийского "металлургического пирога". Дело в том, что с началом перестройки в 1985 году нашей страной прекращено государственное кредитование осуществляемых в Индии проектов, в том числе с российским участием. В этой связи теперь для получения права на строительство новых или реконструкцию имеющихся металлургических заводов россиянам приходится участвовать в международных тендерах, проводимых индийскими фирмами на строго коммерческой основе. При этом былые заслуги в расчет не берутся. Главные критерии отбора – экономическая целесообразность, выгода, новые технологии. Желающих же получить выгодные заказы хоть отбавляй: ведущие фирмы Австрии, Великобритании, Германии, Китая и Японии наперебой предлагают свои услуги.
    Кроме того, после развала СССР произошел общий резкий спад двустороннего российско-индийского торгово-экономического сотрудничества, чем тут же воспользовались наши западные конкуренты, мгновенно заполнившие образовавшийся вакуум. Снизился объем экспорта российских машин и оборудования для индийской металлургической промышленности. Наши производители не могут получить кредиты на приемлемых для них условиях. Это, в свою очередь, обусловило наметившуюся в последние годы тенденцию вытеснения зарубежными фирмами российских организаций с рынка комплектного металлургического оборудования Индии. Из-за проблем, связанных с транспортировкой грузов через порты и территорию Украины, а также с высокими тарифами на железнодорожные перевозки, российской стороной теперь часто не соблюдаются контрактные сроки поставок.
    В конечном итоге, весь этот клубок проблем привел к тому, что нас в значительной мере потеснили на индийском рынке. Но, к счастью, еще не выгнали окончательно. Благодаря продуманной и квалифицированной работе, которую ведут здесь специалисты ВО "Тяжпромэкспорт", ряда других организаций России и стран СНГ, удалось не только сохранить многие прежние наработки и заделы, но и подключиться к новым выгодным контрактам. В частности, в острой конкурентной борьбе были выиграны два крупных международных тендера: на модернизацию и реконструкцию Дургапурского и Роуркельского металлургических заводов, построенных ранее при техническом содействии Великобритании и Германии. Индийцы отдали предпочтение нашим проектам, несмотря на весьма заманчивые предложения ряда авторитетных иностранных фирм. 10 января нынешнего года российские организации подписали соглашение о строительстве цеха подготовки сырья на Бхилайском металлургическом заводе. Стоимость контракта – 60 млн. долларов. А вот 25-миллионный проект по доведению до проектной мощности сталеплавильного цеха Визакхапатнамского завода, к сожалению, "уплыл" к австрийской компании "Фест-Альпине".
    В настоящее время "Тяжпромэкспорт", выступающий в качестве координатора российских организаций, представленных на индийском рынке, ведет технико-коммерческие переговоры с несколькими местными частными компаниями о строительстве в различных штатах страны новых крупных металлургических объектов общей мощностью более 8 млн. т стали в год.
    Как сообщил мне побывавший в Дели председатель Комитета РФ по металлургии Серафим Афонин, "индийский рынок для нас весьма и весьма интересен, и мы не намерены отсюда уходить". "Нельзя допустить, чтобы искусственно или по какому-то безразличию разрушилось то, что делалось 40 лет. Это значит не уважать свою экономику и самих себя", – подчеркнул он.

    Есть за что бороться

    России действительно есть за что бороться: подписание и начало осуществления новых контрактов означает загрузку производственных мощностей десятков отечественных предприятий, занятость сотен тысяч рабочих, поступление валютной выручки от надежного плательщика, каковым зарекомендовала себя Индия. Кроме того, объединив усилия, наши страны могли бы уже в обозримом будущем в значительной степени удовлетворять постоянно растущую потребность бурно развивающихся государств Азии в черных металлах и извлекать из этого собственную выгоду. Для налаживания полномасштабного взаимодействия на этом направлении имеется солидная основа – работающие на российской технологии мощные индийские металлургические заводы. Ну а на человеческом уровне партнеры знают друг друга, что называется, в лицо: в свое время в Индии трудились десятки тысяч наших специалистов. Кроме того, на ведущих металлургических предприятиях СССР и России производственно-техническое обучение прошло большое число индийских инженеров и менеджеров. Сейчас многие из них заняли руководящие посты в отрасли.
    В последние годы в Индии появились достаточно мощные финансово-промышленные группы, высказывающие готовность вкладывать капитал и налаживать совместное производство в России. Одобренная Правительством РФ Федеральная программа развития металлургии в России до 2000 года открывает перед индийскими фирмами такую возможность.
    Поступательному движению в развитии двустороннего сотрудничества в области металлургии призвана способствовать деятельность совместной рабочей группы по черной и цветной металлургии, действующей в рамках российско-индийской межправительственной комиссии по научному, техническому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству. В ходе ее заседаний на основе прямого диалога между специалистами определяются основные направления возможного взаимодействия, выявляются существующие проблемы и предлагаются пути их решения. Подготовленные группой предложения направляются на рассмотрение и утверждение правительств обеих стран.
    Более или менее внимательное изучение вопроса позволяет сделать вывод о том, что у России и Индии имеется взаимная воля к активизации сотрудничества в области металлургии. Но для придания ей более конкретного характера обеими сторонами сделано еще далеко не все. Так, например, нехватку денег на финансирование конкретных проектов можно было бы восполнить за счет использования части средств, выплачиваемых Индией нашей стране в счет погашения ее долгов бывшему СССР. Эта проблема давно обсуждается, но пока неизвестно, когда по ней будет принято решение. Необходимо создавать совместные финансово-промышленные компании и банки, в том числе с возможным привлечением заинтересованных зарубежных фирм и финансовых учреждений. Российские изготовители предназначенного на экспорт комплектного металлургического оборудования остро нуждаются в государственной поддержке, прежде всего в снижении налогового бремени и льготном кредитовании. Быть может, имеет смысл и идея об освобождении от уплаты налогов тех внешнеторговых организаций, которые закупают у Индии товары для осуществления расчетов с предприятиями за экспорт их продукции в эту страну. Как представляется, пока еще недостаточно активно задействована и такая не требующая крупных капиталовложений форма сотрудничества, как повышение производительности уже существующих индийских предприятий за счет внедрения новейших российских технологий, продажи лицензий и ноу-хау.
    Словом, резервы для углубления российско-индийского сотрудничества имеются. Однако нынешняя диспозиция такова: Россия, продолжающая пребывать в глубоком социально-экономическом кризисе, на нынешнем этапе в большей степени заинтересована в активизации двустороннего взаимодействия, нежели Индия, более или менее стабильно развивающаяся и к тому же сейчас имеющая возможность выбирать себе партнеров. А это значит, что будущее российско-индийских отношений, в том числе и в части, касающейся металлургии, во многом будет зависеть от состояния дел в нашем Отечестве, от того, насколько быстро мы сумеем справиться с собственными проблемами и обретем способность успешно конкурировать на мировом, а следовательно, и на индийском рынке.

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение