Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Письма в редакцию Первая линия Экономика Евразия, 2005 год Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Горное дело Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Конфиденциально Импэкс-металл Международное обозрение Искусства и ремесла Инвестиции и финансы
Первая линия
№2' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

ЗАБОТЫ ОТРАСЛИ.
НА КОЛЛЕГИИ КОМИТЕТА РФ ПО МЕТАЛЛУРГИИ
ТРЕБУЕТСЯ КОРРЕКТИРОВКА КУРСА



    В конце января состоялась коллегия Комитета Российской Федерации по металлургии, посвященная итогам развития отрасли в 1995 году и задачам на 1996 год. В работе коллегии приняли участие первый заместитель председателя Правительства РФ Олег Сосковец, министр экономики Евгений Ясин, министр путей сообщения Геннадий Фадеев, министр топлива и энергетики Юрий Шафраник, президент компании "Росуголь" Юрий Малышев, первый вице-президент РАО "ЕС России" Виктор Кудрявый, руководители других ведомств, а также металлургических предприятий и организаций, председатели региональных органов Горно-металлургического профсоюза России и отдельных профсоюзных организаций.
    С докладом на коллегии выступил председатель Комитета РФ по металлургии Серафим Афонин. В 1995 году предприятиям отрасли удалось не только стабилизировать уровень производства, но и получить прирост по черным металлам на 9% и цветным – по сортаменту – на 3 – 20%, - подчеркнул он. - Подъем производства обеспечен за счет повышения спроса на металлопродукцию, поставляемую на экспорт в страны дальнего зарубежья, а также более широкого использования внутренних и внешних толлинговых операций.
    Успеху экспортной политики способствовали меры государственной поддержки, предпринятые по ходатайству Роскомметаллургии. К ним относятся: снижение и полная отмена пошлин на вывоз черных металлов; снижение пошлин в 2 – 10 раз на вывоз цветных металлов; освобождение от пошлин ввоза отходов и лома черных металлов, марганца, изделий из марганца и отдельных видов оборудования; освобождение импортируемого технологического оборудования от уплаты НДС и спецналога; привлечение иностранного капитала для организации расчетов по схеме "финансы – сырье – товар"; признание толлинговых операций экспортными услугами; исключение курсовых разниц из налогооблагаемой базы. Все это позволило повысить эффективность экспорта на сумму более 1,5 млрд. долларов США, пополнить оборотные средства предприятий. Однако с введением "валютного коридора" эффективность экспорта резко снизилась. Ситуация усугубилась и падением цен на зарубежных рынках. Против поставок российского металла на западноевропейском, американском и латиноамериканском рынках начат ряд антидемпинговых процессов.
    В этих условиях (при стагнации зарубежных рынков металлов и металлопродукции, снижении цен и роста издержек производства в России) размеры экономически целесообразного экспорта продукции снизятся на 25 – 30 %. При этом снижение объемов экспорта по отдельным видам продукции может быть более значительным. Так, поставки чугуна и слябов убыточны, поставки горячекатаного листа экономически оправданы только для АО "НЛМК". По-прежнему конкурентоспособными и прибыльными будут поставки холоднокатаного листа. Экономически целесообразным будет оставаться только экспорт алюминия с сибирских заводов.
    Снижение экспортных пошлин, предусмотренное постановлением Правительства РФ, не оказало существенного влияния на финансовую стабилизацию предприятий отрасли ввиду их незначительной доли. Требуются кардинальные меры по повышению эффективности экспорта и сохранению позиций на завоеванных зарубежных рынках, отметил докладчик.
    На внутренних рынках России в 1995 году продолжался спад, однако уже в значительно меньших размерах. Так, внутреннее потребление готового проката осталось в 1995 году практически на том же уровне – 19,5 млн. т. Прогноз Минэкономики на 1996 год позволяет утверждать, что внутреннее потребление металлов в лучшем случае сохранится на уровне 1995 года. Положение усугубляется тем, что повышение курса российского рубля и высокий уровень внутренних цен делают экономически целесообразными и выгодными поставки на российский внутренний рынок черных металлов из стран СНГ (Украина и Белоруссия), ферросплавов и цветных металлов из-за рубежа.
    Вот почему возникает необходимость в срочной разработке комплекса мер по снижению издержек производства и выработке защитных мер российского рынка, ибо, если не принять срочных и достаточно кардинальных шагов, металлургическая промышленность России в 1996 году понесет достаточно существенные потери. Финансовое положение большинства предприятий станет критическим. Три четверти из них перейдут в разряд убыточных. И проблема финансирования технического перевооружения и реконструкции обострится еще больше. Привлечение зарубежного капитала для финансирования инвестиционных проектов будет весьма проблематичным.
    Рост производства продукции в 1995 году по сравнению с 1994 годом не улучшил финансовое состояние предприятий отрасли, отметил С. Афонин. Общая неплатежеспособность привела к увеличению доли продукции, реализуемой по взаимным зачетам задолженности (с 45,9% в 1994 году до 55,5% в 1995 году). Зачетные операции чаще всего стали единственным инструментом сокращения потребности в денежных средствах для товарных расчетов. При этом создается дефицит средств на выплату заработной платы, погашение кредитов, платежи в бюджет, государственные внебюджетные фонды и другие денежные расходы. Следствием этого явилось увеличение недоимки по платежам в бюджет. Предприятия все больше вынужденно прибегают к кредитам, сумма которых за год выросла более чем в два раза и составила свыше 6 трлн. рублей.
    Рентабельность к себестоимости продукции в 1995 году в целом по отрасли составила 17,4%, со снижением в IV квартале до 4,8%. Уровень рентабельности IV квартала не позволяет даже расплатиться полностью с трудящимися и с бюджетом. Все другие направления, осуществляемые за счет прибыли предприятий (содержание социальной сферы и инвестирование производства), оказались без источников финансирования. Все это – следствие недостаточно продуманных решений по переходу к рыночным отношениям, кризиса неплатежей, разрыва кооперационных связей как внутриотраслевых, так и с предприятиями – смежниками бывших республик СССР, что создало весьма сложную ситуацию в народном хозяйстве. Без преувеличения можно сказать, что металлургия сконцентрировала в себе проблемы, возникшие перед российской экономикой.
    Рост издержек производства вследствие роста цен на продукцию ТЭК, тарифов на железнодорожные грузовые перевозки продолжает оставаться определяющим фактором в росте цен на продукцию. Для металлургии – одной из самых грузоемких отраслей – рост затрат на транспорт является определяющим в формировании цен на готовую металлопродукцию. Отпускные цены на большинство видов сырья сравнялись с тарифами на их перевозку, а отправка более половины видов металлопродукции на экспорт с предприятий, удаленных от морских портов на 5 – 6 тыс. км, становится нерентабельной.
    Разработанная система дифференцированных железнодорожных грузовых тарифов позволила снизить тариф на перевозимые сырьевые грузы всего лишь на 11% и не дала предполагаемого эффекта. Высокие транспортные затраты значительно снижают конкурентоспособность металлопродукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
    Повышение цен в 1993 – 1995 годах на топливно-энергетические ресурсы, включая энергетический и коксующий уголь, а также на железнодорожные тарифы снижает платежеспособный спрос на металлопродукцию в России, в результате чего внутреннее потребление готового проката снизилось более чем в три раза в 1995 году по сравнению с 1990 годом. Повышение цен на металлопродукцию на 10% приводит к снижению уровня металлопотребления на внутреннем рынке России на 2%. На затратах производства сказывается и снижение объемов производства металлопродукции. В целом по металлургии за счет этого себестоимость продукции в 1995 году возросла почти на 11% по сравнению с 1991 годом.
    Снижение затрат до уровня, обеспечивающего конкурентные цены на внутреннем и внешнем рынках, может быть достигнуто только путем всемерного снижения издержек производства. Одним из направлений сдерживания цен на потребляемые ресурсы и услуги, а также на выпускаемую продукцию должны стать долгосрочные договоры между предприятиями, определяющие ценовые взаимные связи. Такая работа начата с предприятиями ТЭК, МПС и автомобилестроителями.
    На особом месте в металлургии стоит забота об основе ее развития – рудно-сырьевой базе. Финансовое состояние в горнорудной подотрасли в 1995 году продолжало оставаться крайне напряженным. Анализ финансового состояния горных предприятий с абсолютной очевидностью доказывает, что главным фактором, дестабилизирующим работу рудных предприятий наряду с ценовым, является действующая в настоящее время в России налоговая система. Достаточно сказать, что если в 1990 году с каждого рубля реализованной продукции горные предприятия отчисляли по всем видам платежей и налогов 12 копеек, то сейчас эти отчисления уже составляют около 30 копеек (в сопоставимых ценах). В результате у предприятий в виде налогов и платежей взимается 71,1% балансовой прибыли. С учетом отчислений, относимых на себестоимость, сумма изъятия средств в 1,7 раза превышает всю массу балансовой прибыли. Это средний показатель. А по отдельным горно-обогатительным комбинатам, работающим в более сложных горно-геологических и природно-географических условиях, только налог на имущество, возросший после переоценки основных фондов в 4 – 5 раз, поглощает почти всю прибыль. Складывается парадоксальная ситуация, когда более сложное для освоения и бедное месторождение, имеющее объективно большие основные фонды, облагается наибольшим налогом на имущество.
    Учитывая тяжелое финансовое состояние горно-рудных предприятий, проблема поддержания их мощностей на уровне потребности не будет решена без привлечения средств потребителей металлургического сырья. Механизм привлечения инвестиций от потребителей был предложен Роскомметаллургией и поддержан на заседании правительства, но не нашел решения из-за возражений Минэкономики и Минфина. Расчеты показывают, что при поддержании мощностей только за счет собственных средств горных предприятий железорудной подотрасли до 2000 года будет потеряно 60 млн. т сырой руды и свыше 24 млн. т товарной руды.
    Наряду с требованием мер государственной поддержки, металлургические предприятия должны не на словах, а на деле проявить заботу о поддержании мощностей по добыче металлургического сырья своих традиционных поставщиков, в противном случае процесс выбытия мощностей станет на длительное время необратимым и металлурги останутся без сырья.
    Структурная перестройка металлургии предусмотрена Федеральной программой перевооружения и развития отрасли на 1993 – 2000 годы. Программа 1996 года уже сформирована. Потребность средств определена в размере 13,4 трлн. руб., в том числе на объекты Федеральной программы – 10,2 трлн. руб. Предусматриваются работы по стану 2000 холодной прокатки на ММК, по стану 350 ОЭМК, по ККЦ-2 Западно-Сибирского меткомбината и другим объектам.
    Основной задачей в инвестиционной политике на 1996 год будет привлечение средств зарубежных инвесторов по всем направлениям, так как дефицит финансовых ресурсов по 1996 году составит около 3 трлн. руб. Одновременно в 1996 году необходимо найти наиболее эффективные пути реализации пакетов акций металлургических предприятий, переданных в залог по конкурсу ряду банковских структур. Акционерные общества должны активно и целенаправленно использовать вторичный рынок акций (как биржевой, так и внебиржевой) для получения дополнительных финансовых средств.
    Особое значение для развития отрасли имеют Указ Президента от 22 сентября 1995 года и Постановление правительства от 26 декабря 1995 года о создании открытого акционерного общества "Российская металлургия". Акционерное общество создается на базе 5 государственных научно-исследовательских институтов и 9 предприятий, пакеты акций которых закреплены в федеральной собственности. В плане приватизации ОАО "Российская металлургия" предусмотрено, что 51% уставного капитала закрепляется в федеральной собственности. Основная задача "Российской металлургии" – содействие привлечению финансовых средств для реализации Федеральной программы технического перевооружения и развития металлургии до 2000 года. Постановлением правительства предусматриваются меры по содействию этому акционерному обществу, в том числе путем продажи в 1996 году временно находящихся в государственной собственности акций на инвестиционных конкурсах. Комитет Российской Федерации по металлургии придает особое значение созданию ОАО "Российская металлургия", так как это не только путь привлечения инвестиций в отрасль, но и инструмент для скоординированного развития предприятий комплекса. Мы надеемся, что в число его участников войдет большинство наших предприятий и банков, работающих в отрасли, подчеркнул С. Афонин.
    Важным фактором в работе по созданию в отрасли крупных объединений стал вступивший в силу 30 ноября 1995 года федеральный Закон "О финансово-промышленных группах", который установил правовые основы создания и деятельности финансово-промышленных групп в Российской Федерации. Сейчас в отрасли зарегистрировано и функционирует 6 финансово-промышленных групп: "Объединенная горно-металлургическая компания", "НОСТА-трубы-газ", "Магнитогорская сталь", "Тульский промышленник", "Металлоиндустрия", "Атомрудмет". Кроме того, отдельные металлургические предприятия вошли в состав региональных и межотраслевых ФПГ, в том числе "Интеррос", "Уральские заводы" и др. Проведена подготовительная работа по созданию транснациональных финансовых групп. Подготовлены проекты необходимых документов по созданию 5 российско-казахстанских ФПГ. Ведется подготовка межгосударственных ФПГ с Украиной, в том числе по марганцу и алюминию. Создание указанных ФПГ будет содействовать укреплению кооперационных связей с предприятиями СНГ, улучшению использования мощностей и укреплению экспортного потенциала. Решение данной проблемы позволит восстановить производственные и технологические связи, расширить промышленную интеграцию, сформировать евроазиатский рынок, повысить конкурентоспособность выпускаемой металлопродукции, согласованно выступать на мировом рынке, в том числе с продукцией высокой степени переработки.
    В 1995 году в металлургии практически завершено преобразование государственных промышленных предприятий в акционерные общества. По состоянию на 1 января 1996 года из 409 промышленных предприятий черной и цветной металлургии 381 стало акционерным и 15 – товариществами с ограниченной ответственностью. Подводя итоги работы в области приватизации предприятий отрасли, необходимо сделать следующие выводы: акционирование и приватизация в отрасли позволили создать рыночный механизм привлечения инвестиций, однако возможности по привлечению инвестиций (вторичная эмиссия, облигации и т. д.) акционерными обществами реализуются слабо; при разработке планов приватизации и их реализации предприятиями допущены существенные просчеты (из-за этого, а также несовершенства законодательства по вопросам приватизации на предприятиях не удалось создать ядра акционеров, заинтересованных в стратегическом развитии предприятий, ослаблено влияние государства на работу акционерных обществ). С целью недопущения развития негативных процессов Комитет РФ по металлургии настоятельно рекомендует глубоко проанализировать сложившееся на предприятиях положение с реформированием собственности и разработать меры по исправлению допущенных ошибок, мешающих нормальной работе предприятий, усилить скоординированное развитие металлургического комплекса, в том числе за счет скорейшего создания ОАО "Российская металлургия" и развития ФПГ.
    Задачи, стоящие перед предприятиями отрасли в 1996 году, значительно сложнее решавшихся в предыдущие периоды реформирования экономики, сказал в заключение С. Афонин. Общими усилиями нам необходимо сохранить набранные темпы увеличения производства продукции и обеспечения на этой основе улучшения экономической ситуации в отрасли.
    Затем слово взял первый заместитель председателя Правительства РФ Олег Сосковец.
    Итоги прошлого года, о которых доложил председатель Комитета по металлургии С. З. Афонин, сказал он, можно оценить положительно. Несмотря на продолжающийся спад производства в отраслях-потребителях металла, который, однако, значительно ниже, чем в 1994 году, и падение спроса на металлопродукцию, предприятия металлургии обеспечили прирост всех видов металлопродукции. Такие предприятия металлургического комплекса, как Череповецкий, Нижнетагильский, Магнитогорский, Новолипецкий комбинаты, Братский алюминиевый завод, Кыштымский медеэлектролитный завод, Учалинский ГОК, в 1995 году сумели неплохо сориентироваться в условиях рыночной экономики. Поиск реальных потребителей, согласование условий оплаты продукции, увеличение экспорта и широкое привлечение относительно дешевых иностранных кредитов для финансирования текущей деятельности позволили этим предприятиям добиться устойчивого финансового положения, увеличить объемы производства, изыскать средства на капитальное строительство, техническое перевооружение и повышение качества металлопродукции.
    Однако при этом мы не должны забывать об уровне использования производственных мощностей металлургической промышленности. Они используются на уровне 33 – 87%. Такой разброс использования мощностей говорит о многом. Максимальный показатель мы имеем по железной руде, коксу, чугуну, т. е. продукции первого передела, минимальный – в производстве проката, стальных труб. Несоответствие использования производственных мощностей сырьевых подотраслей металлургии естественно приводит к росту удельных норм расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов (кокса – на 3,2%, природного газа – на 9,1%). Ухудшение положения со сбором и заготовкой металлического лома привело к увеличению расхода первичного сырья, в частности чугуна в сталеплавильном производстве. Только один этот фактор привел к потерям комплекса на сумму около 2 трлн. руб. Отсюда и резкое падение рентабельности производства, отмеченное в IV квартале 1995 года.
    Подъем производства произошел за счет увеличения поставок на экспорт в страны дальнего зарубежья, а также за счет активного использования толлинговых операций. Таким образом, отрасль работает в основном не на страну, но оставляет в стране все экологические последствия металлургического производства. Такова сегодняшняя ситуация. Но мы должны пережить этот период, сохранить мощности металлургии для неизбежного подъема российской промышленности.
    Активной экспортной политике комитета, обеспечившей стабильную работу отрасли, способствовали принятые правительством решения, направленные на поддержку интересов отечественных экспортеров металлургической продукции, в том числе резкое снижение экспортных пошлин на черные металлы в 1994 году и их полная отмена с 1 ноября 1995 года, по цветным металлам таможенные пошлины снижены в 2 – 10 раз. Отменены импортные пошлины на лом черных металлов, марганец, различное оборудование. Эффективность этих мер оценивается в 1,5 млрд. долларов.
    Как и в целом по промышленности, металлурги испытывают острый недостаток оборотных средств, отметил О. Сосковец, но отрадно то, что вы и здесь ищите пути решения этой проблемы. Я имею в виду работу отдельных предприятий отрасли по схеме "финансы – сырье – товар", согласно которой иностранный капитал привлекается для оплаты сырья и транспортных расходов с последующим расчетом продукцией. Этот эксперимент дал значительную экономию оборотных средств на сумму около 250 млн. долларов.
    В своем выступлении О. Сосковец остановился на проблемах "валютного коридора", цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы и железнодорожные перевозки. Я думаю, сказал он, что главным в показателях работы предприятий отрасли является не "валютный коридор", а издержки производства. Правительство предполагает применить более жесткие меры в отношении цен на продукцию естественных монополистов. Однако сближение цен на топливно-энергетические ресурсы – неизбежный процесс в условиях открытости экономики. Поэтому основным путем снижения издержек производства остается его модернизация, повышение производительности труда.
    Основой инвестиционной программы отрасли в 1995 году являлись мероприятия Федеральной программы технического перевооружения и развития металлургии России на 1993 – 2000 годы. Вам многое удалось сделать. За счет всех источников финансирования на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения направлено 8 трлн. руб. или почти половина балансовой прибыли комплекса. Это очень хороший показатель, особенно учитывая тот факт, что из федерального бюджета израсходовано только 12% от общего объема освоенных средств. Радует и то, что инвестиционная программа 1996 года намечает рост капитальных вложений до 13,4 трлн. руб., из которых на выполнение федеральной программы предусматривается около 80%.
    Таким образом, можно ожидать дальнейшей модернизации металлургической промышленности, ее адаптации к новым экономическим реалиям. В этом залог безусловного выхода металлургии из кризиса, полное использование того огромного потенциала, которым располагает отрасль. Ориентиры взяты правильные – российский металл должен выпускаться по современным технологиям, отвечать высоким международным стандартам, быть конкурентоспособным на мировом рынке, а предприятия должны стать экологически чистыми.
    Реформы экономики, подчеркнул О. Сосковец, открыли перед руководителями предприятий широкие возможности коммерческого и профессионального творчества, дали почувствовать возможности зарабатывать, ощутить производственную свободу. Этот опыт многого стоит. Но мы ощутили и трудности строительства новых социально-экономических отношений. Не все в нашей реформе шло гладко. Было допущено много ошибок, обусловленных попытками некоторых руководителей напрямую перенести практику рыночных отношений других стран на российскую почву без учета нашей российской специфики. Этот опыт необходимо признать отрицательным.
    На сегодняшнем этапе необходим срочный структурный и финансовый маневр, направленный на исправление ситуации, на корректировку политики правительства, особенно в социальной сфере. В экономике, по мнению О. Сосковца, необходимы смена ориентиров в сторону отечественного товаропроизводителя, его защита от часто недобросовестной конкуренции, концентрация финансовых потоков на наиболее продвинутых в технологическом и конкурентном плане производствах, ужесточение контроля за эффективностью использования средств федерального бюджета, за ценами на продукцию естественных монополистов, активная инновационная политика.
    Роскомметаллургия всегда была в лидерах в отношении экономических новаций и мы ждем предложения комитета по корректировке курса экономических реформ – такими словами закончил свое выступление Олег Сосковец.
    На коллегии также выступили министр экономики Е. Ясин, министр путей сообщения Г. Фадеев, президент комиссии "Росуголь" Ю. Малышев, первый вице-президент РАО "ЕС России" В. Кудрявый, руководители ряда предприятий и организаций отрасли.
    Коллегия Комитета РФ по металлургии приняла постановление, в котором отражены направления по совершенствованию работы отрасли и повышению ее эффективности.
    На коллегии комитета митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий от имени Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II вручил библии, памятные дипломы и подарки руководителям отрасли и предприятий, оказывающим содействие в воссоздании Храма Христа Спасителя в Москве.

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение