Геннадий Селезнев
Председатель Государственной Думы
Геннадий Николаевич, деловой мир обеспокоен коммунистическим наступлением в России. Вы готовы развеять эти страхи?
Я не думаю, что этим обеспокоен действительно деловой мир. Этим обеспокоены в первую очередь те, кто нажил капиталы криминальным путем. А те, чей бизнес развивался и развивается в рамках закона, если сегодня чем-то и обеспокоены, то скорее политикой ныне действующего правительства, а ненадуманной коммунистической угрозой. Уже стали общим местом обращенные к нему требования и призывы о необходимости ослабить налоговый пресс, защитить от рэкета, усилить социальный характер реформ. Многого ли стоят разговоры о стабилизации, укреплении курса рубля, росте производства, если предприятия останавливаются, если увеличивается армия безработных, население превращается в просителя.
А мы пока все время входим в положение правительства. Оно говорит, что денег нет и негде их взять. Но ведь никто из журналистов не расследовал, о каком миллиарде долларов сказал президент, которые нужно отдать на восстановление Чечни. Я бюджетному комитету Думы задавал вопрос: где можно взять эти средства? Мне отвечали только за счет перераспределения бюджета. Значит, опять у кого-то надо отбирать. У кого? У врачей, учителей, оборонки, которая и так загибается.
Вот нашли палочку-выручалочку кредиты МВФ. Но ведь это неразумно и крайне непрактично на заемные средства финансировать социальные программы. Нет таких стран, которые занимают под социальные нужды. Ну, выплатим мы сейчас накануне выборов пенсии, стипендии, зарплаты, а что дальше? Ведь отмена экспортной пошлины на нефть, газ, которые мы обязались отменить в ответ на кредит МВФ, приведет к тому, что вырастут внутренние цены на энергоносители. И это новый удар по предприятиям, по бюджету. Совершенно определенно наметилась исчерпанность регуляторов, которые использовались в последние годы. Фактически в России не осталось ни одной крупной отрасли, которая бы поддерживала экономический рост. Металлургия еще не так давно имела 28 % рентабельности, а во второй половине прошлого года ее фактически разорили ноль рентабельности. Правительство и народ говорят, к сожалению, на разных языках.
Коммунисты смогут найти общий язык?
Коммунисты трезво и реалистически оценивают ситуацию. Вывести страну из кризиса какой-то кардинальной разовой мерой, на которую, скажем, решились большевики в 1917 году все обобществить и национализировать невозможно. Этим мы еще больше подтолкнем страну к пропасти.
Какая же альтернатива?
Сейчас в Думе работает большая группа экспертов: экономистов, управленцев. Они разрабатывают варианты выхода из экономического кризиса. На мой взгляд, сейчас чрезвычайно важно добиться того, чтобы приоритет был отдан росту промышленного капитала. Ситуация у нас в стране сложилась с точностью наоборот. Российский банковский капитал получил такие возможности для самовозрастания, какие не снились западному. И при этом не происходит вложений в сферу промышленности. Предприятия лишены главного инвестиций. Важно добиться, чтобы норма прибыли была равномерно распределена между промышленным и банковским капиталом. Надо приостановить и этап ускоренной приватизации, который длился более двух лет. Теперь и президенту это стало ясно с приватизацией дров мы наломали. Огромный кусок государственной собственности раздали в частные руки, а эффект получили отрицательный.
Ваши надежды на иностранные кредиты и капиталы невелики?
Почему же... Мы за то, чтобы Россия стала таким же привлекательным местом для вложения частного капитала, как, например, Китай. Изоляционизм ни к чему хорошему, кроме как к перенапряжению внутренних ресурсов, не приведет. Понятие выгоды всеобщее. Но частный капитал не идет в Россию не из-за мифической "красной угрозы", а из-за того, что нет четких правовых гарантий. Причем я имею в виду не только зарубежный капитал. Наш внутренний, отечественный тоже в тревожном ожидании. Ведь что такое указы президента? Для любого юриста, делового человека это временный правовой акт. Серьезному деловому миру нужен закон. А у нас сейчас так складывается, что президент бесконечно издает указы, которые противоречат Конституции, изданным ранее законам. В итоге получается законодательная чехарда, та самая, к слову сказать, которая наблюдалась в России и накануне революции, когда царь наперекор Думе управлял страной указами. А чем завершилось их противостояние известно.
Но Дума сама виновата, что подталкивает президента к указотворчеству. Если бы парламент принимал хорошие законы...
Парламент все-таки не тостер по выпечке законов. Законотворчество весьма трудоемкий и растянутый во времени процесс, сотканный из согласований сотен и сотен мнений, позиций. При всем при том Дума первого созыва смогла принять около 400 законов. В наследство новой Думе оставлено около 500 законопроектов. Но собственно цифры мало что говорят. Ведь управленческая чехарда происходит и потому, что непонятно, где заканчивается власть президента и начинается власть правительства. Премьер-министр в структуре нынешней власти России фигура во многом символическая, подвешенная. Поэтому коммунисты и предлагают упразднить институт президентства, чтобы высшим должностным лицом в государстве стал глава правительства. Иначе противостояние властей будет нарастать. А вместе с этим и правовая чересполосица, неопределенность, которая так пугает тех, кто не прочь стать партнером в деловых отношениях с Россией.
Геннадий Николаевич, представим, что Зюганов становится президентом. Что станет с частной собственностью, которая правдами и неправдами уже обрела своих хозяев? Экспроприировать будете?
Ни о какой экспроприации речь идти не должна. И не будет. У нас в программе записано: мы за смешанную экономику, за частную собственность. Но, наверное, будет принят федеральный закон о налоге на недвижимость. В некоторых регионах его уже разрабатывают. В соответствии с законом владелец любой недвижимости завода, особняка, магазина будет облагаться соответствующим прогрессивным налогом. Если сможешь налог выплачивать на здоровье, живи и радуйся. Не сможешь перепродавай собственность. А не нашел покупателя государство выкупит, но уже не по рыночной цене. То есть речь идет о выкупе.
Стало быть, богатым вы не советуете покупать билеты в Женеву и Вену?
Я думаю, кто бы ни пришел к власти, все равно возникнет вопрос о какой-то амнистии. Ведь многие в России буквально восприняли лозунг Гайдара "Обогащайтесь!". В погоне за прибылью забыли, что надо считаться и с интересами государства. Мы разговаривали с предпринимателями, которые плохо спят, потому что не знают, что делать с деньгами. Часть их капиталов нажита неправедным путем и лежит в западных банках. Они согласны эти средства перевести в Россию. Но им нужны гарантии, что какая-то доля капитала останется им и будет направлена на инвестиции, а они будут освобождены от ответственности за прошлые прегрешения. А что касается криминального приобретения капиталов, собственности, случаев, когда травили, убивали, насиловали людей, это все, конечно, будет разбираться. Но правоохранительными органами, а не какими-то "тройками".
Сейчас самое главное, я считаю, это обеспечить согласие между богатыми людьми, людьми среднего достатка и малоимущими. Не сведение счетов, а более справедливое перераспределение национального дохода, поощрение за производительный труд таков смысл перемен в экономическом курсе, за которые готово высказаться большинство россиян.
Коммунисты обещают всех накормить, одеть, защитить. Где же на все деньги возьмете? Из каких источников?
За счет налогов на сверхприбыль. Как это делается во всем мире. Если имеешь месячный доход в 50 60 миллионов, плати 45 миллионов налогов. Попробуйте в Англии ни с того ни с сего разбогатеть. У многих создается ощущение, что существует второй бюджет, теневой, из которого идет дополнительное финансирование всяких неожиданных программ. Сегодня Москва и Россия два разных государства. Москва сияет огнями, строит новые здания, дороги, превращается в Лас-Вегас, развивая сеть казино, ночных клубов, не препятствует проституции. А во Владивостоке в это время по 12 14 часов в сутки нет света. Тренькают по городу лишь освещенные трамваи. Ну как это? Никого эта проблема не колышет. Такая же ситуация в Комсомольске-на-Амуре, Благовещенске. Но все это так и останется сотрясением воздуха, если экономика не получит стимулы для саморазвития. Государство просто обязано увеличить свое присутствие в управлении экономическими процессами. В Думе сейчас идет работа над законодательными актами, призванными изменить ситуацию к лучшему именно в этом направлении. Среди этих законопроектов выделю прежде всего Налоговый и Земельный кодексы, законопроекты "Об ипотеке", "О федеральных целевых программах", "О защите интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли", "О банкротстве", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и многие другие.
Интервью взял Василий Устюжанин
|