Рустам Сафаралиев
Заместитель руководителя Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю
Экспортный контроль представляет собой обычное явление в странах с рыночной экономикой. Большинство функций, выполняемых в системе органов государственного управления, связано не с непосредственным обеспечением производства, а с созданием условий для нормальной внешнеэкономической деятельности предприятий и компаний, не наносящей ущерба государственным интересам страны и ее международным обязательствам.
В условиях становления рыночной экономики, конверсии оборонной промышленности, выхода на внешний рынок большого числа субъектов хозяйственной деятельности различных форм собственности, увеличения объемов экспорта высокотехнологичных товаров и услуг создание эффективной системы экспортного контроля становится необходимостью.
Высокая комиссия
Правовой основой созданной в Российской Федерации системы экспортного контроля является Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. № 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в Российской Федерации". Ключевой задачей ставится осуществление на единой нормативной и организационно-методической основе контроля за экспортом отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий. Особые процедуры контроля предназначены для научно-технической информации, применяющейся при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и других наиболее опасных видов оружия.
Требования экспортного контроля распространяются на все виды внешнеэкономической деятельности, включая военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами.
Для обеспечения единой государственной политики в указанной области, а также координации и организационно-методического обеспечения работ по экспортному контролю при Правительстве Российской Федерации образована Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации (Экспортконтроль России). Возглавляет Комиссию первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации О. Н. Сосковец. В состав комиссии входят заместители руководителей ключевых министерств и ведомств Российской Федерации, таких как МИД, ВЭК, Минобороны, МВЭС, ГКТ, Госкомоборонпрома, ФСБ и ряда других министерств и ведомств России.
Высокий статус комиссии обусловлен необходимостью выработки решений, непосредственно затрагивающих интересы национальной безопасности и международной политики в области нераспространения оружия массового уничтожения и других наиболее опасных видов оружия. На заседания комиссии выносятся наиболее важные проблемы, касающиеся формирования и реализации единой государственной политики в области экспортного контроля, а также вопросы, связанные с совершенствованием его нормативно-законодательной базы, международного сотрудничества.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 1994 г. № 1005 функции, связанные с обеспечением деятельности комиссии, возложены на Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России). Межведомственный характер комиссии позволяет обеспечить баланс государственных интересов при выработке решений по конкретным проблемам экспортного контроля.
Структура построения системы экспортного контроля и характер взаимодействия участвующих министерств и ведомств позволяют выделить две наиболее крупные подсистемы: лицензирования экспорта контролируемых товаров и услуг, осуществляемого региональными уполномоченными МВЭС России на местах, и таможенного контроля и оформления вывоза экспортируемых товаров, осуществляемого преимущественно по территориальному принципу.
По рекомендациям "Австралийской группы"
Нормативную основу деятельности по осуществлению контроля за экспортом товаров и услуг двойного применения составляют:
1. Перечень отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 11 февраля 1994 г. № 74-рп, и положение о порядке контроля за экспортом указанной категории сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1994 г. № 197.
Данные документы разработаны с целью защиты государственных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности и предотвращения несанкционированного экспорта (реэкспорта) высокотехнологичных товаров и услуг из Российской Федерации.
2. Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, и положение о порядке контроля за их экспортом.
Указанные документы разработаны с учетом рекомендаций "Австралийской группы" и утверждены соответственно распоряжением Президента Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 621-рп и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 50.
3. Список возбудителей заболеваний человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсионного оружия, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, разработанный также с учетом рекомендаций "Австралийской группы", введен в действие распоряжением Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. № 298-рп.
По сравнению с ранее действовавшим списком аналогичного назначения, данный документ дополнен новыми контрольными позициями, относящимися к возбудителям заболеваний животных и растений, токсинам и оборудованию двойного применения, которые могут быть использованы при создании биологического оружия.
4. Список оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 193-рп, и положение о порядке контроля за их экспортом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1993 г. № 1178.
Указанные документы разработаны на основе руководящих документов Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ).
5. Российская Федерация является одним из участников Группы ядерных поставщиков международного режима экспортного контроля в целях нераспространения ядерного оружия. Контроль за экспортом товаров и услуг двойного применения в рамках этого режима осуществляется в Российской Федерации на основе Списка оборудования и материалов двойного использования и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 11 января 1993 г. № 827-рп.
Положение о порядке контроля за экспортом оборудования и материалов двойного использования и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, разработанное на основании руководящих принципов и Меморандума о понимании Группы ядерных поставщиков, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. № 68.
В целях повышения ответственности юридических и физических лиц за соблюдением требований экспортного контроля 28 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации о внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, в соответствии с которым введена уголовная ответственность за незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, особенно оружия массового уничтожения, и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.
Разовые лицензии
В основу работы системы экспортного контроля положены принципы обязательного лицензирования, таможенного контроля и декларирования экспорта контролируемых товаров и услуг на основе заключений Экспортконтроля России о возможности экспорта, выдаваемых с учетом содержания соответствующих контрольных списков и перечня и выполнения требований, установленных положениями о порядке контроля. Экспортному контролю подлежит и временный вывоз контролируемых товаров для демонстрации их на выставках, ярмарках, а также в других рекламных целях. Соблюдение установленного порядка экспорта контролируемых товаров (услуг) является обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности Российской Федерации независимо от формы собственности.
Необходимым условием для получения заключения о возможности экспорта является наличие в контрактах (соглашениях, договорах), включенных в контрольные списки и перечень, обязательств о том, что импортером эти товары и услуги не будут использованы прямо или косвенно в целях, запрещенных соответствующим режимом контроля, а также реэкспортироваться или передаваться кому бы то ни было без письменного разрешения на это экспортера. Указанные обязательства должны быть документально подтверждены страной-получательницей на государственном уровне в форме импортного сертификата или документа аналогичного назначения.
В контракте и заявке на выдачу лицензий экспортером указываются наименование организации-экспортера и организации-импортера, их адреса, страна назначения, дается описание товара (тип, количество, стоимость, вес и т. д.), указываются цель и место конечного использования.
Лицензирование, таможенный контроль и декларирование экспорта осуществляются в соответствии с порядками, установленными Правительством Российской Федерации. На экспорт контролируемых товаров и услуг может быть выдана только разовая лицензия. Непосредственно выдачу лицензий осуществляют уполномоченные МВЭС России в регионах на основании заключений Экспортконтроля России.
Сырье, материалы, оборудование, технологии и научно-техническая информация, включенные в контрольные перечень и списки и вывозимые с территории Российской Федерации без предъявления таможенной декларации и лицензии, или с нарушением установленного порядка декларирования, пропуску через таможенную границу не подлежат.
Партнерство не терпит дискриминации
В условиях активизации усилий международного сообщества по сдерживанию распространения оружия массового уничтожения и других наиболее опасных видов оружия большое внимание в работах по экспортному контролю уделяется международному сотрудничеству на принципах равного партнерства без ущемления национальных интересов отдельных стран. Наша деятельность направлена на дальнейшую интеграцию национальной системы экспортного контроля России в совокупность международных режимов, действующих в целях нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки, других наиболее опасных видов оружия. Международное сотрудничество строится с учетом национальных интересов России и не носит дискриминационного характера по отношению к другим странам.
Как уже отмечалось, Российская Федерация с 1974 года является членом Группы ядерных поставщиков и активно участвует в деятельности этой международной структуры, внося тем самым свой вклад в укрепление механизма ядерного нераспространения.
В результате длительных и непростых переговоров был решен вопрос о присоединении России в качестве страны-учредителя Нового Форума по экспортному контролю, пришедшего на смену КОКОМ, являвшегося порождением "холодной войны". Участие России в Новом Форуме в качестве страны-учредителя позволило придать новое измерение создаваемому контрольному механизму и предотвратить его построение на основе дискриминационных ограничений, как это имело место в сфере международного экспортного контроля в прошлом.
Вступление России в Режим контроля за ракетными технологиями также стало результатом многолетнего проведения переговоров и поэтапного урегулирования целого ряда проблем. С августа 1995 года Российская Федерация стала членом РКРТ, а в октябре того же года российская делегация приняла участие в очередном заседании режима в Бонне.
Важным направлением международного сотрудничества является реализация мероприятий, связанных с подключением Российской Федерации к деятельности "Австралийской группы". На сегодняшний день этот международный режим экспортного контроля за товарами и технологиями двойного назначения химического и биологического профиля является единственным, в котором не участвует Российская Федерация. Вместе с тем, членство в "Австралийской группе" отвечает национальным интересам России и способствовало бы укреплению ее международного авторитета.
Стыковка таможенных уставов в СНГ
Говоря о международном сотрудничестве в области экспортного контроля, нельзя не коснуться проблематики СНГ. Происходящие в странах СНГ процессы экономической интеграции, развитие и углубление научно-технических и производственных связей между ними выдвигают на передний план задачу налаживания эффективного сотрудничества и взаимодействия в области экспортного контроля. Работа в этом направлении ведется в соответствии с минским Соглашением о координации работ в области экспортного контроля (1992 г.). Следует отметить, что участники Соглашения исходили из того положения, что каждое из государств является самостоятельным субъектом международного права и несет ответственность за соблюдение своих обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и требований международных режимов экспортного контроля. В связи с созданием таможенного союза Российской Федерации с Белоруссией и Казахстаном проблема координации работ по экспортному контролю между участвовавшими странами становится еще более актуальной и требует самого пристального внимания. Ее решению могли бы способствовать реализация комплекса мер по сближению национальных законодательств по экспортному контролю, предусматривающих унификацию национальных процедур, списков контролируемых товаров на базе руководящих документов международных режимов экспортного контроля, и реализация других мер подобного рода.
Говоря о роли экспортного контроля в системе государственного управления, хотелось бы выделить следующие основные моменты.
1. Наличие и эффективное функционирование системы экспортного контроля в целях нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и других наиболее опасных видов оружия наглядно демонстрируют верность Российской Федерации своим политическим заявлениям в области нераспространения, а также готовность не на словах, а на деле выполнять взятые обязательства.
2. Вхождение России в мировое разделение труда на равноправных условиях, формирование промышленного потенциала страны на базе новейших достижений мировой техники и технологии, осуществление международных проектов в передовых областях науки и техники в современных условиях обусловливают необходимость участия в международных режимах экспортного контроля, создания эффективной национальной системы экспортного контроля и выполнения норм, принятых в рамках этих режимов на многосторонней основе.
3. Большой тематический охват контрольным перечнем и списками практически всех наукоемких направлений современной техники и технологии вовлекает в сферу экспортного контроля сотни предприятий, организаций и иных субъектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и большое число их зарубежных партнеров. Это оказывает заметное влияние на характер взаимоотношений российских экспортеров с их зарубежными партнерами, ставит на новый уровень значимость взаимных обязательств с точки зрения соблюдения законодательства Российской Федерации и других стран.
Фактор наличия системы экспортного контроля и необходимость соблюдения установленных в этой области требований становятся для все большего числа хозяйственных руководителей и предпринимателей реальностью, с которой нельзя не считаться. Очень важно, чтобы необходимость и значимость этой функции государственного управления, ее взаимосвязь с проблемами внешней политики, реформирования экономики, конверсии оборонной промышленности и защиты национальных интересов осознали не только представители законодательной и исполнительной власти, но и руководители промышленных предприятий, ученые и специалисты, с пониманием относясь к мерам, принимаемым государством в области экспортного контроля.
|