Борис Яцкевич министр природных ресурсов Российской Федерации
По действующим законам недра и содержащиеся в них полезные ископаемые являются государственной собственностью. Участки недр предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии. Выдав их, государство оговаривает условия границы пользования, сроки начала работ, выхода предприятия на проектную мощность, уровень добычи минерального сырья, условия платежей, охраны недр и др. В России насчитывается более 100 тыс. объектов недропользования, а самих недропользователей свыше 50 тыс. Основную часть составляют потребители подземных вод и общераспространенных нерудных полезных ископаемых глин, песков и пр. Месторождения черных, цветных и редких металлов насчитывают около 900 объектов, которые осваивают около 140 предприятий. Драгоценные и благородные металлы, а также драгоценные камни имеются примерно на 5 тыс. объектов. Их разрабатывают более 800 пользователей. При этом часть всего сырья остается в госрезерве в нераспределенном фонде недр.
С изменением формы собственности подавляющее большинство недропользователей стали частными как правило, акционерными обществами. Вложив деньги, недропользователь стремится как можно быстрее получить отдачу, и порой, в отношении к сырьевым запасам, начинает преобладать стремление выбирать прежде всего более богатые залежи. Подобные действия объяснимы, но не всегда приемлемы: общество заинтересовано в поддержании нормального уровня недропользования, бережного отношения к минеральным ресурсам. Для этого государство осуществляет геологический контроль, задача которого обеспечить точное соблюдение установленных законом норм и правил изучения, использования и охраны недр.
Ежегодно органы государственного геологического контроля проверяют 7 8 тыс. объектов, причем около половины из них с участием Госгортехнадзора, Министерства налогов и сборов, Санэпиднадзора, а также администраций субъектов Федерации. Проверки выявляют по 10 12 тыс. нарушений законодательства о недрах, стандартов пользования ими. Основные из них связаны с отступлениями от условий лицензионных соглашений. Это, в частности, задержки в освоении месторождений, безлицензионная добыча общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, самовольная застройка площадей их залегания и др. Среди мер воздействия на предприятия, которые допускают подобные нарушения, сообщения в налоговые инспекции, представления в отделы внутренних дел и прокуратуру. На десятках объектов органами, выдавшими лицензии, досрочно прекращено право пользования ими.
Министерство природных ресурсов получило возможность осуществлять комплексный контроль геологический, водный, лесной, экологический. Соединение этих функций в одном ведомстве позволило более эффективно влиять на все формы и способы недропользования.
Главный результат контрольной деятельности должен выражаться, конечно, не в количестве изъятых лицензий или представлений в юридические инстанции, а в улучшении качества пользования недрами, повышении экономической эффективности освоения месторождений, сохранении разумного баланса между добычей и переработкой полезных ископаемых, восстановлении сырьевых запасов, охране окружающей среды. На это направлены усилия по дальнейшему совершенствованию всей системы контроля, побуждению недропользователей к разумному и бережному использованию ресурсов. Ответственность за недра неразделима, она лежит на всех и тех, кто выдает лицензии, и тех, кто ими владеет.
|