Анатолий Сысоев Президент Ассоциации металлургов России, генеральный директор ОАО "Богословский алюминиевый завод"
Стиль руководства в стране меняется. Мы, промышленники, также должны менять свой стиль в работе с Думой и правительством, на внутреннем и внешнем рынках, в социальных взаимоотношениях внутри отрасли.
Оценивая экономическое развитие России в 1999 и 2000 годах, можно с уверенностью утверждать, что за этот период в промышленности страны произошли очевидные позитивные изменения. Отрасли реального сектора экономики после длительного спада вышли на явно выраженный подъем производства. Возрождение отечественной промышленности стало возможным в первую очередь благодаря грамотной и прагматичной экономической политике, проводившейся Правительством России с осени 1999 года. Установление реалистичного курса национальной валюты, соответствующего потребностям российской экономики, способствовало ежегодному привлечению в доход страны 1 трлн. руб., или с пересчетом курсовой разницы 1999 года к 1998 году более 50 млрд. долл. К позитивным результатам следует отнести:
естественное сокращение импорта, что способствовало увеличению производства отечественных товаров, замещающих импортируемую продукцию;
улучшение платежного баланса страны;
значительный приток в экономику "живых" денег, что способствовало росту доходности предприятий и значительному увеличению доли взаимных расчетов в денежной форме;
увеличение объема инвестиций в реальный сектор экономики;
уменьшение безработицы, погашение бюджетами всех уровней задолженности перед работниками бюджетной сферы, что привело к значительному улучшению социально-политической обстановки в стране.
Вместе с тем следует сознавать, что улучшение экономической ситуации в результате девальвации рубля это лишь временная передышка. К настоящему времени позитивное влияние данного фактора на экономику страны практически исчерпано и необходимо искать новые ресурсы для обеспечения промышленного роста и решения назревших проблем в базовых отраслях.
Одним из реальных источников, который сегодня можно задействовать, являются амортизационные отчисления предприятий. Этот важный ресурс по самой сути своей нельзя использовать иначе, кроме как на цели обновления производственного аппарата. Его, в отличие от финансовых средств другого происхождения, нельзя "увести" из промышленности. Поэтому амортизационные накопления могут и должны работать на реальный сектор экономики. Для решения этой задачи необходимо серьезно изменить амортизационную политику государства, фактически заново создать механизм формирования инвестиционного капитала за счет амортизационных отчислений. Необходимо срочно принять II часть Налогового кодекса, касающуюся прибыли и изменения норм амортизации.
В дальнейшем крупным источником инвестирования промышленного роста должны стать, как и в других странах, денежные средства населения. Для этого также необходимо создать финансовые и правовые механизмы, обеспечивающие приток частных накоплений на развитие производства, гарантировать возврат вложенных средств и получение оговоренных процентов. Тогда деньги, накопленные гражданами, будут работать на процветание страны.
Необходимо признать, что позитивные изменения в российской экономике пока еще не являются необратимыми. Причиной тому остается сформировавшийся за годы системного кризиса целый комплекс острейших проблем, без скорейшего решения которых невозможно достижение долговременного поступательного роста отечественного производства. Вследствие этого высшей исполнительной и законодательной власти России необходимо сосредоточить первостепенное внимание на следующих направлениях работы:
решение проблемы энергообеспечения отечественной промышленности и нормализация отношений предприятий с естественными монополистами;
создание условий для обеспечения притока инвестиций в производство;
решение проблемы обеспечения отечественных предприятий оборотными средствами;
создание четкого правового механизма, устанавливающего порядок взаимоотношений и взаимной ответственности между государством, акционерами и предприятиями;
разработка государственной политики по обеспечению отечественной промышленности профессиональными кадрами.
Представляется очевидным, что никакой долговременный экономический рост невозможен без полноценного обеспечения промышленных предприятий необходимыми энергоресурсами. Сегодня ситуация в энергетической системе страны находится в вопиющем противоречии с насущными потребностями отечественного производства. Обеспечение промышленности энергетическими ресурсами характеризуется следующими негативными чертами:
отсутствие у значительной части отечественных предприятий необходимых оборотных средств и, как следствие, порочная практика взаимных неплатежей между предприятиями, энергетиками и поставщиками топлива;
несвоевременность и недостаточность оплаты потребителями поставляемой им электроэнергии, что приводит к неконтролируемому со стороны государства повышению тарифов на электроэнергию и топливо, причем наиболее неблагоприятные последствия отзываются именно на тех предприятиях, которые исправно платят за услуги естественных монополий;
отсутствие источников инвестиций и программы обновления основных фондов энергетической отрасли, что привело к критической степени изношенности основных мощностей энергосистемы страны;
отсутствие государственной политики по обеспечению энергосистемы топливом и, как следствие, периодическое возникновение острых энергетических кризисов в регионах.
Для выхода из сложившейся ситуации необходим комплекс срочных мер.
1. Добиться возврата в срок до полугода долгов энергетикам и газовикам.
2. В кратчайшие сроки утвердить топливный баланс, предусматривающий единый для всей страны порядок обеспечения энергосистемы топливом с привязкой по регионам.
3. Разработать систему тарифной политики, предусматривающую, в частности, четкую периодичность пересмотра тарифов на электроэнергию, топливо и услуги МПС.
4. Разработать механизм наделения компаний естественных монополистов оборотными средствами, привлекая для этого как финансовые ресурсы коммерческих банков, так и резервы Центрального банка.
5. Выработать сбалансированный подход к реструктуризации энергетической отрасли, не допускающий, в частности, расчленение единой энергосистемы страны и переход важнейших энергетических предприятий под контроль иностранных компаний.
6. Принять государственную программу энергосбережения, включающую в себя систему нормативов по расходованию потребителями электроэнергии и механизм поощрения тех предприятий, которые предпринимают активные меры по экономии энергоресурсов.
7. Ввести в практику долговременные контракты энергосистемы с энергоемкими предприятиями по ценам и объемам поставок энергии.
Нам, промышленникам, следует более активно защищать свою точку зрения по этим сложным проблемам, привлекая к тесному сотрудничеству депутатов Государственной Думы, избранных от металлургических регионов. Так, при Комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы РФ создан экспертный совет по металлургии. Используя эти возможности, следует добиваться принятия закона о естественных монополиях, в котором предусматривались бы долговременные тарифные соглашения, ограничивалась бы возможность многоразового повышения тарифов в течение года, определялся бы механизм образования тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки.
Нельзя не коснуться такой важной проблемы, как политика государства по отношению к естественным монополиям. В настоящее время в обществе активно обсуждаются различные планы реорганизации МПС, единой энергосистемы страны, РАО "Газпром". Между тем к этому вопросу следует подходить очень взвешенно, так как состояние и деятельность естественных монополий решающим образом влияют на все другие отрасли хозяйственного комплекса. Поспешное разделение столь крупных систем может нарушить их нормальное функционирование и привести к необратимым последствиям для всей экономики и социальной сферы страны.
Жизненно необходимо принятие Горного кодекса, в частности для решения проблемы инвестирования горнорудных работ, снижения налоговой нагрузки на горные предприятия металлургического комплекса. Ведь горные предприятия весьма капиталоемки, здесь высока доля зарплаты в себестоимости, что объективно. Отсюда высокие налоги.
Износ основных фондов отечественных предприятий превысил 50 % (в металлургии он достигает 70 %). Не ведется расширение и техническое переоснащение производства. Существуют серьезные проблемы с финансированием жизненно важных для промышленного комплекса страны горнокапитальных работ. Причиной столь тяжелого состояния является недостаток инвестиционного обеспечения предприятий, под которым подразумевается несколько важнейших моментов.
1. В условиях высокой инфляции в последние годы не производилась переоценка основных фондов предприятий, что привело к падению уровня амортизации в несколько раз. Между тем переоценка основных фондов, увеличение их стоимости без перерасчета норм амортизации приведут лишь к увеличению выплат по налогу на имущество и не дадут столь необходимых средств на техническое перевооружение.
2. Существующая высокая ставка НДС на строительно-монтажные работы делает чрезвычайно затратным осуществление предприятиями комплекса работ по капитальному строительству и переоснащению производства.
3. Отмена действовавшей в советское время системы инвестирования горнокапитальных работ за счет отчисления на полную амортизацию и установление для горных предприятий налоговой нагрузки в 3 4 раза выше, чем в среднем по стране, ставит многие горнорудные предприятия на грань банкротства, сокращая до критического уровня возможности российских предприятий пополнять свою сырьевую базу.
Принимая во внимание чрезвычайность ситуации в сфере инвестиционного обеспечения, необходимо в кратчайшие сроки реализовать следующие меры:
с 1 января 2001 года ввести новые амортизационные нормы, заложенные в Налоговом кодексе (до 30 лет для зданий, 6 10 лет для оборудования);
отменить взимание НДС на строительно-монтажные работы для тех предприятий, которые ведут капитальное строительство собственными силами;
в течение 1 2 месяцев рассмотреть состояние дел в горнодобывающей отрасли страны и подготовить проект Указа Президента РФ и соответствующего федерального закона, снизив налоговую нагрузку горным предприятиям в 2 3 раза;
ввести экспортный налог для инвестирования сырьевой отрасли и использовать на ее развитие часть средств, полученных за счет экспортных пошлин;
подготовить изменения в налоговое законодательство, в соответствии с которыми налоги на воспроизводство сырьевых ресурсов и плата за сырьевые ресурсы должны направляться на развитие сырьевой базы в объеме не менее 50 % от суммы налога;
пересмотреть налогооблагаемую базу для горнодобывающих предприятий.
Одна из тех проблем, которые являются наиболее существенным тормозом поступательного развития российской экономики, острая нехватка оборотных средств у отечественных промышленных предприятий. Показателем крайнего неблагополучия служит средняя по стране доля собственных оборотных средств в общем капитале предприятий не более 1,9 % (до 1992 года она составляла 23,5 %). Острая нехватка оборотных средств является главной причиной неплатежей в бюджеты разных уровней, долгов естественным монополиям, задержек с выплатой заработной платы, высокой кредиторской задолженности.
Необходимо на государственном уровне разработать такой механизм пополнения оборотных средств предприятий, который не вел бы к росту кредиторской задолженности. Для этого требуется:
выработать систему кредитования предприятий под оборотные средства со стороны коммерческих банков и ЦБ. Предоставление кредитов должно быть увязано с исполнением предприятиями своих обязательств по погашению задолженности бюджетам всех уровней и естественным монополистам;
установить в законодательном порядке определенную долю прибыли, которая должна в режиме льготного налогообложения направляться предприятиями на создание собственных оборотных средств.
Непременным условием для нормальной работы предприятий является установление четких правовых отношений между государством, акционерами и собственниками. В период "первоначального накопления капитала" повсеместно распространилось недобросовестное отношение собственников к принадлежащим им предприятиям, что выражается, в частности, в их искусственном банкротстве, уводе финансовых потоков через посреднические фирмы, получении необоснованной прибыли за счет сокращения отчислений на нужды материально-технического развития.
Необходимо установить твердые правила, предусматривающие, во-первых, получение акционерами своих доходов только за счет прибыли принадлежащих им промышленных предприятий путем выплаты дивидендов и, во-вторых, ответственность собственников своим капиталом или даже в уголовном порядке за действия, причиняющие предприятиям преднамеренный ущерб.
Общеизвестно, что развитие современной индустрии невозможно без наличия достаточного количества профессионально подготовленных и высокооплачиваемых трудовых кадров. Между тем отсутствие у предприятий достаточных денежных средств не позволяло им выплачивать сотрудникам достойную заработную плату, что лишало людей экономического интереса. К тому же за последние годы фактически разрушена система подготовки и переподготовки промышленных кадров. Все это обернулось острейшим дефицитом квалифицированных рабочих и ИТР.
Для обеспечения промышленности России достаточным количеством квалифицированных кадров необходим комплексный подход, который бы включал следующие направления.
1. Отлаживание механизма формирования заработной платы. Очевидным стимулом для предприятий к повышению платы за труд могло бы стать снижение примерно в два раза совокупной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.
2. Разработка государственной политики в сфере подготовки квалифицированных кадров. При этом следует обратить внимание на такие аспекты:
дифференцированный подход к профессиональному образованию, углубленное изучение учащимися именно тех производственных процессов, знание которых будет в их трудовой деятельности востребовано в наибольшей степени;
психологическая подготовка учащихся, обучение их умению работать в коллективе;
постоянная переподготовка трудящихся, привитие им навыков, необходимых для освоения новых технологий, технических новшеств, современных принципов организации работы.
Для экономики сейчас очень важно сохранение социально-политической стабильности в стране. В этой связи важное значение приобретает совместная работа Ассоциации промышленников горно-металлургического комплекса России (АМРОС) и Центрального совета Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР), которые в начале 1999 года заключили отраслевое тарифное соглашение, поддержанное 224 предприятиями. В результате этого в течение двух лет на предприятиях металлургического комплекса нет забастовок, иных серьезных социальных конфликтов. В октябре АМРОС вступил с ЦС ГМПР в переговоры о тарифном соглашении на 2001 2002 годы. Это цивилизованный путь, так действуют во многих странах мира. Наша задача отшлифовать процесс заключения тарифного соглашения и коллективных договоров и на основе компромиссов добиться социального мира и стабильности.
Полагаем, что реализация всех названных выше предложений будет способствовать стабильному росту производства, ликвидации негативных явлений, предупреждению нового экономического кризиса.
|