Виктор Канайкин Генеральный директор ПО "Спецнефтегаз"
В России построена и эксплуатируется развитая сеть магистральных трубопроводов общей протяженностью более 200 тыс. км, средний выработанный ресурс которых приближается к 20 годам. Анализ аварийности показывает, что уже после 10 лет эксплуатации интенсивность отказов трубопроводов начинает резко нарастать. Таким образом практически все системы магистральных трубопроводов требуют диагностических обследований и восстановительных ремонтов.
Из количественных методов оценки технического состояния трубопроводов наибольшее распространение получила внутритрубная диагностика. С начала 90-х годов внутритрубными дефектоскопами обследовано более 80 % магистральных нефтепроводов и 30 % магистральных газопроводов. Разработанные технологии и средства внутритрубной диагностики позволяют выявить опасные дефекты геометрической формы (вмятины, гофры) и дефекты типа потерь металла (коррозионные каверны, расслоения, механические повреждения). Своевременное устранение этих дефектов позволило предотвратить рост, стабилизировать, а затем и сократить поток отказов и аварийных разрушений на магистральных газопроводах. Следует отметить, что такой результат достигнут не за счет увеличения общих объемов ремонтов, а за счет их более обоснованного (по результатам диагностики) планирования и проведения.
Однако полного обеспечения безаварийности при дальнейшем наращивании объемов диагностики не наблюдается. Это происходит по понятным причинам. Используемые в настоящее время внутритрубные магнитные дефектоскопы способны достаточно надежно выявлять дефекты геометрической формы (вмятины, гофры) и типа потерь металла (коррозионные каверны, грубые механические повреждения, расслоения), а также существенные аномалии сварных швов. По данным ПО "Спецнефтегаз" ведущего предприятия в области внутритрубной диагностики газопроводов в России, частота выявления различного типа дефектов составляет, %:
вмятины и гофры 13;
механические повреждения 4;
коррозионные каверны 71;
расслоения металла труб 1;
аномалии сварных швов 11.
Большинство выявляемых данным способом дефектов классифицируются как потери металла и относятся к коррозионным повреждениям.
Несмотря на несомненные достижения в области внутритрубной диагностики магистральных трубопроводов, в условиях недостаточности объемов диагностических обследований и при отсутствии гарантированного выявления и идентификации опасных подрастающих дефектов говорить о переходе на эксплуатацию "по техническому состоянию" преждевременно. Даже на участках, подвергнутых внутритрубной диагностике указанными дефектоскопами, из-за невыявленных опасных стресс-коррозионных повреждений и дефектов сварных соединений сохраняется возможность отказов. Отсутствие внутритрубных дефектоскопов, выявляющих стресс-коррозионные повреждения, не позволяло снизить относительно высокую аварийность газопроводов по этой причине.
Дальнейшее повышение эффективности внутритрубной диагностики требует решения ряда проблем. По основным из них ПО "Спецнефтегаз" ведет новые разработки.
Опыт внутритрубной диагностики магистральных трубопроводов указывает также на необходимость совершенствования технических условий на трубы и технологии их производства. Основными направлениями повышения качества труб являются обеспечение их стойкости против стресс-коррозионных повреждений и предупреждений расслоений металла.
|