Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Уральский Алюминиевый Завод Первая линия Экономика – "Норильский Никель" – стратегия развития Экономика Горное дело Цветная металлургия Машиностроение и металлообработка Атомная промышленность Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Навоийский горно-металлургический комбинат
№3' 1999 версия для печати
Статья:   
1
2

МЕТАЛЛУРГИЯ РОССИИ НА ПУТИ К 2005 ГОДУ




    В начале текущего года в Департаменте экономики металлургического комплекса Министерства экономики РФ была подготовлена своего рода концепция развития отрасли – "Перспективы развития металлургической промышленности России до 2005 года". В апреле она была рассмотрена и одобрена на заседании Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам. Этот документ публикуется с небольшими правками и сокращениями.


    Значение и сегодняшнее состояние
    Металлургический комплекс Российской Федерации включает 200 предприятий черной и 130 предприятий цветной металлургии, непосредственно производящих металлопродукцию. В настоящее время практически все они преобразованы в акционерные общества открытого типа. В комплексе занято около 1,2 млн. человек.
    Предприятия металлургии играют важную роль в формировании макроэкономических показателей экономики страны. При том, что на них сосредоточено 12,1 % стоимости основных фондов промышленности и занято 8,6 % производственного персонала, они производят 13,9 % промышленной продукции, обеспечивают около 20 % начисленных налоговых поступлений промышленности в консолидированный бюджет, более 22 % общероссийского объема валютной выручки.
    Вследствие того, что востребованность продукции как черной, так и цветной металлургии на внутрироссийском рынке резко снизилась, эти предприятия были вынуждены переориентироваться на мировые рынки. При этом их продукция оказалась конкурентоспособной. В результате спад производства в металлургическом комплексе был существенно меньше, чем в других отраслях, исключая ТЭК.
    В 1998 году по отношению к 1990 году объем производства проката составил 53,5 %, труб – 23,5 %. Но поскольку спрос на прокат в стране за этот период снизился в 3,8 раза, то лишь 33 % готового проката использовалось на внутреннем рынке. По выпуску стали Россия сегодня занимает пятое место в мире – 5,5 % от мирового производства (в 1991 г. – третье). Ее доля в мировом потреблении стали – 2,4 %.
    В 1998 году по сравнению с уровнем 1990 года производство первичного алюминия составило 103 % (наивысший объем), цинка – 106,7, рафинированной меди – 77,8, никеля – 69,8, свинца (включая вторичный) – 84,6, магния и его сплавов – 72,7, губчатого титана – 56,2, олова – 21,5 %. Добыча всех типов руд и бокситов уменьшилась на 51,5 %, причем добыча танталовых и ниобиевых руд прекращена полностью, добыча флюоритовых руд за этот период сократилась в 60 раз, вольфрамсодержащих – в 23,8, оловянных – в 7,2, свинцово-цинковых – в 6,7 раза. Четко проявилась негативная тенденция "утяжеления" структуры производства с резким падением объемов изготовления продукции высокой степени переработки. Так, выпуск алюминиевого проката за указанные годы снизился на 87,5 %, титанового – на 89,4, проката тяжелых цветных металлов – на 83,5 %. В мировом производстве основных цветных металлов доля России за 1990 – 1998 годы существенно не изменилась и в настоящее время составляет около 9,5 %, в том числе по алюминию – 13,2; никелю – 21,7; рафинированной меди – 4,5; цинку – 2,5 %.
    Емкость внутрироссийского рынка по основным цветным металлам за 1991 – 1998 годы существенно уменьшилась: по первичному алюминию – в 4,1 раза, рафинированной меди – в 4,4, свинцу (включая вторичный) – в 3,7, цинку – в 2,7, никелю – более чем в 10, губчатому титану, вольфрамовому и молибденовому концентрату – более чем в 6 – 7 раз. К тому же из-за распада СССР и кризиса в странах СНГ Россия лишилась рынка бывших союзных республик. Как следствие, ее доля в мировом потреблении основных цветных металлов резко снизилась и составляет по никелю 2,4 %, алюминию – 2,3, меди – 1,2, цинку – 1,7, олову – 1,8 %.
    В настоящее время металлургический комплекс в силу сложившихся ранее негативных тенденций отраслевого характера (прогрессирующее старение основных промышленно-производственных фондов, низкие технический уровень производства и экологичность применяемых технологий, несопряженность мощностей между базовыми переделами), но, главным образом, из-за неблагоприятного влияния общеэкономических факторов находится в довольно сложном положении. В частности, оказали сильное отрицательное воздействие: ускоренная и не всегда оправданная приватизация; либерализация цен на продукцию и услуги естественных монополий; налоговая и кредитно-финансовая политика, не в полной мере отвечающая задачам поддержки и развития реального сектора экономики. В результате длительного (вплоть до августа 1998 г.) превышения темпов роста цен на продукцию и услуги естественных монополий над металлопродукцией, инфляции, а также неплатежей серьезно уменьшились оборотные средства предприятий комплекса, стали неприемлемыми условия использования кредитов. Усилилась тенденция к дроблению металлургии на слабо взаимодействующие предприятия с оборванными и укороченными хозяйственными связями.
    Значительной проблемой, негативно повлиявшей на эффективность работы предприятий металлургии, явилась также низкая конкурентоспособность по ряду металлов ее минерально-сырьевой базы. По сравнению с зарубежными аналогами конкурентоспособны только сырьевые базы меди, никеля (сульфидные руды), сурьмы и частично молибдена. Практически неконкурентоспособны месторождения олова и вольфрама. В результате, несмотря на наличие мощной минерально-сырьевой базы с разведанными запасами по всем цветным металлам, загрузка и эффективность работы металлургических заводов все в большей степени стали зависеть от поставок сырья по импорту. Это обусловило широкое задействование толлинговых операций.

    Реализация федеральных программ
    В настоящее время в металлургическом комплексе России осуществляются две федеральные программы – Программа технического перевооружения и развития металлургии России на 1993 – 2000 годы (одобрена постановлением Правительства РФ от 24.01.94 г., № 41) и целевая Программа развития рудно-сырьевой базы металлургической промышленности Российской Федерации на 1997 – 2005 годы (программа "Руда"; утверждена постановлением Правительства РФ от 26.04.97 г., № 502).
    Реализация первой из них началась в 1993 году. Всего за период до 1999 года на эти цели из всех источников финансирования (в основном собственных средств предприятий) направлено около 44 млрд. руб. (деноминированных), что составило 46 % от запланированного уровня. Под вторую программу за 1997 – 1998 годы выделено 5 млрд. руб. Многие ее задания не выполнены и не выполняются из-за крайне тяжелого финансового состояния горнорудных предприятий, которое не позволяет им за счет собственных средств не только осваивать новые месторождения, но и восполнять мощности на действующих рудниках.
    Итоги работы по программам за предыдущие годы и сложившиеся тенденции показывают, что многие негативные факторы препятствуют стабилизации финансового состояния предприятий металлургического комплекса и экономики России в целом, затрудняют активизацию инвестиционных процессов, не позволяют создать необходимые для этого фонды на предприятиях.
    К тому же надо учитывать, что в большинстве отраслей-потребителей до сих пор продолжается, хотя и меньшими темпами, снижение объемов производства, по-прежнему ограничены инвестиционные ресурсы. Поэтому с учетом изменения экономической ситуации после августа 1998 года в программах потребовалось уточнить ряд позиций (откорректировать перечень объектов, сроки и объемы инвестиций), что и определило целесообразность подготовки "Перспектив развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2005 года".

    Цели и направления развития
    Главная цель развития металлургического комплекса страны в обозначенный период состоит в сохранении и расширении рынков металлопродукции (внутренних, СНГ, мировых) на базе повышения конкурентоспособности продукции и производств при максимально возможном сочетании государственных интересов, интересов регионов и отдельных предприятий. Данная цель предусматривает обеспечение экономической безопасности России в области производства металлопродукции, а также адекватности развития предприятий требованиям рынков.
    В соответствии с разработанными Минэкономики прогнозами динамики ВВП и развития основных металлопотребляющих производств спрос внутреннего рынка на готовый прокат в 2005 году может составить 19 – 20,5 млн. т, главным образом за счет роста его использования в металлообработке и строительстве (на 34,7 – 45,4 % больше, чем в 1998 г.), а экспорт – 19,5 – 20 млн. т (на 10,5 – 11 % ниже уровня 1998 г.).
    Расширение внутрироссийского рынка цветных металлов и прогрессивных видов металлопродукции из них в указанный период будет связано с повышением спроса со стороны наиболее важных, прежде всего социально значимых направлений: алюминия – для производства тароупаковочных материалов, строительных конструкций и транспортных средств; меди – на выпуск прогрессивных видов медного и латунного проката для автомобилестроения, авиации, производства товаров длительного пользования; цинка – на увеличение производства стальной оцинкованной продукции, прежде всего для автомобилестроения и строительства, для шин и резинотехнических изделий. Развитие названных тенденций приведет к увеличению спроса на цветные металлы к 2005 году по сравнению с 1998 годом на 12 – 15 %, а на прокат из них – на 25 – 30 %. Объемы поставок на внешний рынок основных экспортных металлов (алюминий, медь, никель) сохранятся, по меньшей мере, на уровне 1998 года (алюминия – 2,6 – 2,7 млн. т, меди – 550 – 600 тыс. т, никеля – 185 – 200 тыс. т).
    При подготовке прогноза производства важнейших видов металлопродукции до 2005 года учитывались как тенденции развития экономики России, ее металлопотребляющих отраслей и мировых рынков металлопродукции, так и современное состояние металлургии, перспективы развития конкретных предприятий, предложения региональных органов управления. В частности, предусматриваются весьма невысокие темпы прироста физических объемов выпуска продукции, но со значительным улучшением ее качественных характеристик, повышение конкурентоспособности производств и продукции в результате осуществления мер по совершенствованию технико-технологической базы предприятий.
    В 2005 году намечается увеличить выпуск готового проката до 38 – 40 млн. т (в 1998 г. – 34,1 млн.). Производство алюминия по сравнению с 1998 годом составит 103,2 %, рафинированной меди – 113,6, никеля – 100, свинца (включая вторичный) – 134,4, цинка – 114,2, олова (включая вторичное) – 158,5, магния и его сплавов – 126,9, губчатого титана – 137, алюминиевого проката – 145,4, титанового проката – 131,6, проката тяжелых цветных металлов – 147,5 %.
    Основные направления развития производственного потенциала металлургического комплекса включают:
    – модернизацию и реконструкцию перспективных прибыльных предприятий и определение мер по их адресной поддержке;
    – реформирование горизонтальных и вертикальных связей предприятий (в частности, путем создания холдинговых структур) с целью повышения эффективности и конкурентоспособности производств и металлопродукции;
    – выделение из состава предприятий непрофильных производств;
    – расширение действующих и организацию новых конкурентоспособных производств (цехов, участков);
    – ликвидацию и диверсификацию убыточных производств (цехов, участков);
    – модернизацию природоохранных объектов (цехов, участков), как неотъемлемой части производственной деятельности.
    Предполагается также проанализировать результаты выполнения условий, на которых проводилось акционирование ряда предприятий с целью передачи некоторых производств эффективным собственникам в соответствии с действующим законодательством.
    Резкий недостаток инвестиционных ресурсов обуславливает необходимость разделения всех предприятий металлургического комплекса, проводящих реконструкцию производств и нуждающихся в инвестициях, на определенные группы по их значимости в экономике России в целом и в экономике конкретных регионов. Такое ранжирование определит, в свою очередь, приоритетность государственной поддержки предприятий прямыми (непосредственное выделение ресурсов) или косвенными путями (налоговые и прочие льготы).
    Все предприятия металлургии разделены на две основные группы: федерального и регионального значения. Основным при отнесении предприятий к конкретной группе стал подход с позиций экономической безопасности России в области производства металлопродукции. Она предусматривает определенный уровень развития и сопряженности мощностей (по объемным показателям и техническому уровню, по технологической цепочке от руды до выпуска конечной продукции), создание необходимых видов импортозаменяющих производств и, что сегодня не менее важно, обеспечение достаточных объемов экспортных поставок с целью формирования валютного резерва государства.

    Техническое перевооружение и необходимые инвестиции
    В целом на реализацию мероприятий по техническому перевооружению металлургических и горнорудных предприятий федерального значения в 1999 – 2005 годах потребуется 96 – 97 млрд. руб., в том числе в черной металлургии – 62 – 63 млрд. (в металлургическом переделе – 46 – 47 млрд., горнорудном – 16 млрд.), в цветной – 33,5 млрд. руб. (соответственно 17,8 и 15,6 млрд. руб.). Кроме того, около 5,5 млрд. руб. нужно на выполнение НИР.
    В качестве основных источников инвестиций прогнозируются собственные средства предприятий – 64 % (в том числе: амортизация – 50 %, прибыль – 14 %). Остальные источники: российские и иностранные кредиты и инвестиции – 21 %, "Бюджет развития " – 15 %.
    Реализация намеченных мероприятий позволит улучшить производственную структуру металлургии. Это произойдет в первую очередь за счет повышения доли конкурентоспособных мощностей (горнодобывающих, металлургических и IV передела), а также благодаря использованию технологий и оборудования мирового уровня (в том числе менее ресурсоемких по сравнению с действующими в настоящее время).
    В черной металлургии будет обеспечен ввод мощностей: по производству холоднокатаного листа – на 2 млн. т, высококачественного сортового проката – на 1 млн., кислородно-конвертерной стали – на 2 млн., электростали – на 3,5 млн., по разливке стали на МНЛЗ – на 11,9 млн., по производству пылеугольного топлива для выплавки 14,6 млн. т чугуна. Кроме того, намечается увеличить долю непрерывной разливки стали с 52 до 75 %; прогрессивных способов ее выплавки – с 72 до 92 %, листового проката – с 48,4 до 51 %, повысить рентабельность продукции с 9,5 до 18,5 %.
    В цветной металлургии на алюминиевых заводах будут модернизированы электролизные мощности с их приростом по выпуску первичного алюминия на 171,5 тыс. т, введены мощности по выпуску глинозема – на 123 тыс., алюминиевого проката и изделий из него – на 330 тыс., плоского проката и труб из тяжелых цветных металлов – на 50 тыс., цинка – на 20 тыс., магния и его сплавов – на 20,8 тыс., обожженных анодов – на 360 тыс., графитированных электродов (включая спецэлектроды) – на 54,5 тыс., доменных блоков – на 5 тыс., ферромолибдена – на 8 тыс. т и т.д.
    Кроме того, намечается ускорить ввод горнорудных мощностей (в основном взамен выбывающих), что позволит нормализовать объемы поставок сырья на заводы и снизить зависимость от импорта. Так, в черной металлургии будут введены мощности на выпуск 18 млн. т товарной железной руды. В цветной металлургии предусматривается ввод мощностей по добыче 48,6 млн. т руды в год, в частности запуск предприятия по добыче титана с переработкой 1 млн. м3 рутил-ильменит-цирконовых песков. Это позволит ликвидировать зависимость титановой промышленности от импорта сырья и создать для нее собственную рудно-сырьевую базу. В результате запланированных мер в 2005 году почти вдвое к уровню 1998 года увеличится производство первичного алюминия из российского сырья и, соответственно, сократится импорт глинозема (как из стран СНГ, так и из дальнего зарубежья); выпуск меди, свинца, цинка и олова в концентратах вырастет соответственно в 1,4; 6; 2,8 и 2 раза.
    В цветной металлургии повысится использование производственных мощностей: в среднем до 85 – 86 % в металлургическом и до 20 – 25 % в четвертом переделах по сравнению с 56 – 65 % (за исключением производства первичного алюминия) и 12,6 % соответственно в 1998 году.
    Ожидается увеличение эффективности экспорта единицы продукции металлургии на 10 – 12 % за счет повышения технической готовности и сертификации. Ежегодная валютная выручка составит около 14 млрд. долл.
    В результате технологического структурного сдвига (за счет применения технологий мирового уровня) удельные затраты топливно-энергетических ресурсов сократятся в горнорудной промышленности на 5 – 7 %, в металлургическом переделе – на 14 – 15 (в том числе в наиболее энергоемком производстве алюминия – на 20), издержки производства (в целом по металлургии) – на 10 – 15 %.
    Технический прогресс в отрасли, включая создание прорывных технологий и комплекса перспективных материалов, предполагается обеспечить работами отраслевых научных учреждений.
    В районах действия предприятий металлургии улучшится состояние окружающей среды, вредные выбросы в атмосферу сократятся в 2 – 2,5 раза. К 2005 году практически на всех предприятиях будут соблюдаться действующие в настоящее время экологические нормы и нормативы.
    Федеральный, региональные и местные бюджеты получат за 1999 – 2005 годы от предприятий металлургической промышленности около 240 млрд. руб. в виде налоговых поступлений, в том числе федеральный бюджет – около 50 млрд. руб.
    Для достижения прогнозируемых результатов развития металлургии необходимы следующие условия:
    1. Развитие спроса на внутрироссийском рынке на продукцию металлургического комплекса. Решение данной задачи предполагает как защиту российских производителей от необоснованного импорта машин, запасных частей и металлопродукции, так и совместную с металлопотребляющими предприятиями деятельность по реализации проектов их развития. При этом будет увеличен выпуск импортозамещающей продукции и продукции высокой степени технологической готовности для потребителей.
    2. Снижение налоговой нагрузки на предприятия металлургической промышленности. Тяжелое финансовое положение предприятий связано с высокой налоговой нагрузкой, которая в целом по комплексу в 1,3 раза выше, чем в обрабатывающих отраслях промышленности, а также с высокой долей безденежных расчетов за поставленную продукцию. Это приводит к увеличению стоимости продукции не только на предприятиях комплекса, но и, как следствие, отраслей-потребителей металлопродукции (каждый процент повышения цены на продукцию металлургической промышленности увеличивает на 2 – 5 % стоимость конечной продукции), а в результате сужается спрос на рынках. В наиболее тяжелом положении находятся предприятия горнорудной подотрасли, которые помимо общих налогов дополнительно уплачивают налог за право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Без принятия законодательных мер по снижению налоговой нагрузки и расшивке неплатежей предприятия металлургического комплекса не смогут стабилизировать свое финансовое положение. Целесообразно дифференцировать налог на имущество в зависимости от фондоемкости производства, пересмотреть условия начисления налога на пользователей автодорог (не взимать его пропорционально выручке от реализации продукции), обеспечить сокращение сроков возврата НДС при экспортных поставках и др.
    3. Необходимо разработать и ввести в действие механизм индексации оборотных средств предприятий по мере роста инфляции, поскольку в условиях ее скачка и увеличения кредитных ставок предприятия оказались в тяжелом положении с обеспечением оборотными средствами.
    4. Поддержание взаимоприемлемого с отраслями-монополистами паритета цен на продукцию и связанное с этим сокращение затрат на производство металлопродукции до уровня ведущих стран. В первую очередь этого надо добиться по затратам на сырье и топливно-энергетические ресурсы. Решение данной задачи связано как с приемлемыми ценами на ресурсы, так и с целенаправленным техническим перевооружением и повышением загрузки мощностей. Помимо этого предполагается максимально возможный вывод из эксплуатации неэкономичных производств и агрегатов, работающих с высокими расходами материальных и трудовых ресурсов, а также переориентация предприятий, имеющих низкую загрузку мощностей в течение длительного периода.
    5. Создание условий для укрепления экспортного потенциала металлургического комплекса, увеличения объемов поставок на внешние рынки и валютной выручки. Решение этой проблемы требует участия Правительства в правовой поддержке предприятий-экспортеров металлопродукции на мировых рынках. В последнее время российские экспортеры металлопродукции подвергаются сильной дискриминации за рубежом как продуценты из страны с нерыночной экономикой (в отношении них применяются тарифные и нетарифные ограничения в виде квот и антидемпинговых пошлин). Экспортонаправленные производства (предприятия) целесообразно освободить от обязательной продажи доли валютных поступлений, направляемых на инвестирование капитального строительства.
    6. Необходимо ввести экспортные пошлины на лом и отходы черных и ряда видов цветных металлов. В настоящее время около 6 млн. т качественных лома и отходов черных металлов экспортируется, а отечественные металлургические предприятия не могут их приобрести.
    7. Следует отменить взимание железнодорожного тарифа на экспортные перевозки в условных единицах (в валюте).
    8. Необходимо активизировать работы по санации предприятий, включая реструктуризацию просроченной задолженности перед федеральным, региональными и местными бюджетами, в том числе накопленные пени и штрафные санкции.
    8. Требуется ускорить реальное использование "Бюджета развития" Российской Федерации (предусмотрев направление средств данного источника и на нужды предприятий металлургического комплекса) в соответствии с федеральным Законом "О бюджете развития Российской Федерации", а также ускорить функционирование вновь созданного Российского банка развития, который будет распоряжаться этим бюджетом и другими средствами финансирования.
    9. Создание вертикально интегрированных структур. Опыт работы крупных зарубежных металлургических компаний свидетельствует об экономических преимуществах функционирования холдинговых структур, охватывающих дочерние предприятия, специализированные на производстве широкой номенклатуры продукции. Учитывая, что при приватизации были нарушены производственные связи между смежниками, представляется целесообразным принять организационно-экономические меры по созданию ряда интегрированных структур на базе крупных металлургических комбинатов (с учетом технологической кооперации), а также предприятий других отраслей. В частности, целесообразно создание ряда вертикально интегрированных структур холдингового типа с высокой долей участия государства. Проведение этих мер, возможно, потребует определенных изменений в приватизационном законодательстве.
    10. Необходимо обеспечить трудоустройство высвобождаемых работников, поскольку повышение конкурентоспособности металлопродукции в условиях ограниченного роста масштабов производства может быть достигнуто лишь благодаря росту производительности труда и высвобождению излишних сотрудников. Учитывая градообразующий характер большинства предприятий металлургического комплекса, проблему трудоустройства высвобождаемого персонала необходимо решать на региональных и государственном уровнях.
    11. Выполнение федеральных и региональных программ по оздоровлению окружающей среды в центрах металлургической промышленности. Решение данной проблемы предполагает также усиление природоохранной деятельности в отрасли, в том числе за счет средств экологических платежей, которые целесообразно оставлять в распоряжении предприятий в полном объеме.
    Выполнение предложенных мероприятий позволит сформировать в России высокоэффективный, конкурентоспособный в условиях рыночной экономики металлургический комплекс, обеспечивающий потребности страны в конструкционных и стратегических материалах, пополнение валютных резервов государства, решение экологических проблем, сбалансированное развитие и социальную стабильность регионов. При этом сумма налоговых поступлений, внесенных предприятиями металлургического комплекса в федеральный бюджет, вдвое превысит заимствования из него.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение