Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусство и ремесла История
№6-1' 1999 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

НЕДОСТУПНАЯ ЛЬГОТА
ПОЧЕМУ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕ МОГУТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВОМ ПОКУПАТЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ЗА ПОЛЦЕНЫ



Серафим Афонин
Президент Союза экспортеров металлопродукции России
Станислав Муринец
Эксперт по энергетике

    Металлургическая промышленность страны является крупнейшим потребителем топлива и энергии. Так, потребление электрической энергии этой отраслью составляет около 30 % общероссийского промышленного потребления, коксующегося угля – более 60 % общероссийской добычи, природного газа – около 10 % общероссийской добычи. Поэтому уровень цен на покупные энергоносители и динамика изменения этих цен являются одним из важнейших факторов, определяющих финансово-экономическое состояние металлургических предприятий и конкурентоспособность металлопродукции, особенно на внешнем рынке.
    Несовершенство системы взаимоотношений между производителями и потребителями топливно-энергетических ресурсов в условиях естественного монополизма производителей, а также неэффективность существующего государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию и услуги топливно-энергетического комплекса привели к стремительному малоконтролируемому росту цен на эти ресурсы и, соответственно, к недопустимому увеличению доли этих цен в себестоимости производства энергоемкой металлопродукции. В настоящее время эта доля в черной металлургии (включая кокс) составляет 25 – 30 %, в алюминиевой промышленности – 35 – 42 %, что, в среднем, почти вдвое превышает аналогичные показатели в странах Европейского экономического сообщества. Подобное положение характерно даже для современных отечественных металлургических предприятий, имеющих относительно низкие удельные расходы энергоресурсов: ведь эта доля только на 15 – 20 % определяется величиной удельных расходов топливно-энергетических ресурсов на производство металлопродукции, тогда как остальные 80 – 85 % – результат явно завышенных цен на эти ресурсы.
    В связи с тем, что около 70 % российской металлопродукции поставляется на экспорт, необходимо отметить еще одно важное обстоятельство. В российской практике ценообразования на электроэнергию отсутствует вариант постоянства тарифов на длительный (5 – 10 лет) период. Это значительно ослабляет позицию отечественных товаропроизводителей, особенно алюминиевой промышленности, на внешнем рынке и препятствует заключению более выгодных контрактов с постоянными зарубежными партнерами.
    Государственные органы страны в последнее время приняли ряд решений по снижению цен (тарифов) на продукцию и услуги топливно-энергетического комплекса. Однако, как показывает практика, полноценной защиты металлургических предприятий от необоснованного завышения этих цен пока не произошло.

Влияние уровня цен (тарифов) основных покупных энергоносителей на себестоимость производства металлопродукции

    Постановлениями Правительства РФ от 10 августа 1998 года № 915 и № 916 на 50 % снижены тарифы на электроэнергию и цены на природный газ для промышленных предприятий при условии 100 %-ной оплаты ими этих энергоносителей "живыми деньгами". Но в обстановке острейшего недостатка оборотных средств и кризиса неплатежей реально это условие могут выполнить (и то лишь частично) только единичные металлургические предприятия. Постановлением Правительства РФ от 10 августа 1996 года № 793 определен порядок выхода энергоемких промышленных предприятий на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии и мощности (ФОРЭМ), где тарифы на электроэнергию значительно ниже, чем у региональных энергосистем. Однако попытки многих металлургических предприятий выйти на ФОРЭМ блокируются региональными администрациями, выдвигающими встречные требования по компенсации выбывающих доходов.
    Учитывая вышеизложенное, следует централизованно устанавливать каждому конкретному энергоемкому металлургическому предприятию обоснованные цены (тарифы) на продукцию и услуги топливно-энергетического комплекса, начав (в виде первого этапа) с электрической энергии. Эту работу, по нашему мнению, целесообразно поручить Федеральной энергетической комиссии РФ, которая устанавливает, по сути, аналогичные тарифы всем региональным энергосистемам (в том числе и тем, где расположены энергоемкие металлургические предприятия), а также всем субъектам ФОРЭМ.
    Следует отметить, что в течение длительного времени индекс роста цен на основные энергоносители в стране значительно (в два – три раза) превышал рост индекса роста цен на продукцию в промышленности и особенно в металлургии. Следствием этого было постоянное снижение конкурентоспособности отечественной металлопродукции на внешнем рынке и рост цен на нее внутри страны, что в условиях низкой платежеспособности потребителей, а также недостатка оборотных средств и кризиса неплатежей создавало постоянные предпосылки к спаду производства.
    В таблице в качестве примеров по рассматриваемому вопросу приводятся соответствующие показатели крупнейших энергоемких предприятий отрасли.

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение