Зинаида Бибикова
Волжский трубный завод (ОАО "ПО ВТЗ") выиграл международный тендер и стал поставщиком труб Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) для строительства нефтепровода из Тенгиза (Казахстан) в Новороссийск. 18 декабря в Москве генеральный директор ВТЗ Виталий Садыков и генеральный директор КТК Виктор Федотов подписали контракт стоимостью более 100 млн. долл. В течение 14 месяцев, начиная с февраля 1999 года, Волжскийтрубный завод должен поставить на строительство трубопровода около 130 тыс. т сварных труб большого диаметра. Столь крупного международного заказа до сих пор не получало ни одно предприятие России.
Волжский трубный завод одно из ведущих предприятий отрасли. Первая продукция была получена на ВТЗ в 1970 году, и это были сварные трубы большого диаметра. Те самые, по которым пойдет в Европу казахстанская нефть. Кстати, новый трубопровод станет продолжением существующей нитки Тенгиз Комсомольская, которая тоже в основном построена из труб Волжского трубного завода.
За почти 30 лет работы трубосварочный цех ВТЗ произвел более 16 млн. т труб, в том числе для магистральных газо- и нефтепроводов бывшего Союза. С началом реформ, когда в стране резко сократился платежеспособный спрос, самый большой спад из-за отсутствия заказов пережило трубосварочное производство. В последние годы даже вставал вопрос о его закрытии. Акционеров и руководство завода удерживало от такого шага одно все знали, цех способен производить вполне конкурентоспособную продукцию, что обеспечивается современным оборудованием и относительно дешевой технологией производства.
Выбор Каспийского трубопроводного консорциума подтвердил эти расчеты. После квалификационного отбора на заказ КТК вместе с ВТЗ претендовало еще семь компаний из Японии, Германии, Америки, Италии, а также Выксунский металлургический завод (Нижегородская область). На пресс-конференции после подписания контракта генеральный директор КТК Виктор Федотов сказал:
Волжский трубный завод предложил лучшее соотношение качества и цены, в том числе за счет снижения транспортных расходов завод очень удобно расположен.
Завод на берегу Волги в свое время строился как раз для обеспечения трубами южных регионов бывшего Союза. Сегодня волжские трубы выбрал Казахстан, через различные коммерческие компании они уже пришли в Азербайджан и Среднюю Азию. Выполнение заказа КТК, безусловно, откроет перед ВТЗ перспективы прямых поставок продукции на этот рынок.
Что касается качества, то оно, как известно, начинается с качества металла. В конкурсной заявке ВТЗ назвал двух поставщиков штрипса для выполнения заказа КТК "Северсталь" и Новолипецкий металлургический комбинат. За основу требований, предъявляемых к металлу, были взяты нормы международного стандарта API 5L. Ведущий проектировщик КТК компания Fluor Daniel в ходе специальной инспекционной проверки предложенных поставщиков была удовлетворена качеством металла. Тем более, что часть вопросов, связанных с требованиями по механическим свойствам металла, ультразвуковому контролю полосы, взял на себя ВТЗ. Дело в том, что ВТЗ имеет уникальное оборудование для термообработки труб большого диаметра по всему объему. Заводские технологии термообработки позволяют получать практически однородную структуру металла по всей трубе, как в околошовной зоне и зоне шва, так и основного металла. Эта эксклюзивная технология стала одним из решающих факторов при выборе завода в качестве поставщика КТК.
Готовиться к выполнению заказа консорциума завод начал еще в октябре. Было разработано и сейчас реализуется около сорока программ, связанных с модернизацией и обновлением оборудования трубосварочного цеха. В ходе реализации этого заказа старейший цех завода получит фактически второе рождение.
Уже смонтировано оборудование ультразвукового контроля штрипса фирмы Norden Kraft такого современного оборудования нет сегодня ни у одного металлургического предприятия России.
Начался монтаж оборудования фирмы Seifert для рентгеновского контроля качества сварного шва.
Фирма Norden Kraft поставит также установку для ультразвукового контроля швов и концов труб после гидроиспытаний. В цехе будут смонтированы новые полуавтоматы для ремонта сварных швов.
Полностью оплачен контракт, и началась поставка на завод нового сварочного оборудования, которое заменит устаревшее и позволит получать шов необходимой формы для последующего нанесения на трубу защитного трехслойного покрытия.
О трехслойном покрытии стоит сказать особо, потому что труб с таким покрытием в России еще не выпускалось, и один из основных потребителей труб большого диаметра РАО "Газпром", например, покупал их до сих пор за рубежом. По контракту с фирмой Bredero Price в апреле на ВТЗ будет пущен участок по нанесению на трубы защитного трехслойного покрытия. "Трехслойка" завершит работу специалистов ВТЗ и производителей штрипса по совершенствованию технологии и повышению качества продукции, в результате которой волжская сварная труба большого диаметра должна стать лучшей в России и, конечно, будет отвечать самым высоким международным требованиям.
|