Юрий Кирильченко Корр. ИТАР-ТАСС специально для журнала "Металлы Евразии" (Нью-Йорк)
Будь нынешние времена поспокойнее, биржевые аналитики с Уолл-стрит наверняка отметили бы годовщину события, ставшего значительной вехой в истории рынков ценных металлов. Жизнь, конечно, не стоит на месте, и на смену старым сенсациям приходят новые. Но то, что зимой прошлого года на мировом рынке серебра действительно произошла сенсация, никто не будет отрицать и сейчас.
Баффетт открывает карты
На финансовых рынках начало 1998 года выдалось относительно безмятежным. Еще не появились на горизонте тучи, предвещавшие бурю, которая заставит содрогнуться экономические системы самых разных стран. Финансистов занимала совсем иная новость: мультимиллиардер Уоррен Баффетт, самый удачливый инвестор в США, приобрел еще один титул, став "серебряным королем" мира. Его холдинговая компания "Беркшир Хатауэй" объявила о том, что скупила 129,7 млн. унций серебра. Получалось, что Баффетт сосредоточил в своих руках примерно пятую часть ежегодных мировых поставок этого металла, исключая то количество, которое используется в ювелирных и промышленных изделиях. Стоимость приобретения оценивалась примерно в 850 млн. долл. Вот что по-настоящему поражало воображение! Первая закупка, согласно официальному сообщению, была произведена 25 июля 1997 года, последняя 12 января 1998-го.
Из объяснения корпорации следовало, что перед тем, как пойти на столь решительный шаг, Баффетт более 30 лет следил за состоянием рынка серебра и в конце концов уловил многообещающую тенденцию: в последние годы якобы появились сведения о физическом уменьшении запасов серебряных слитков в связи с повышением спроса, удовлетворить который горнорудная промышленность была не в состоянии. Таким образом, извещала "Беркшир Хатауэй", ее глава Уоррен Баффетт и заместитель председателя совета директоров Чарли Мангер пришли "к выводу, что равновесие между спросом и предложением, по всей вероятности, может быть достигнуто лишь вследствие некоторого повышения цены" на благородный металл. Действительно, кто же в таких условиях упустит очевидную выгоду?
На вопрос о том, почему Баффетт столь внезапно воспылал страстью к серебру, специалисты дают разноречивые ответы. И многим объяснение "Беркшир Хатауэй" представляется вполне обоснованным. "Вероятно, ставку на серебро Уоррен Баффетт сделал, прежде всего сознавая, насколько сильны фундаментальные показатели серебряного рынка, отметил в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС президент Института серебра в Вашингтоне Пол Бейтмэн. Судя по всему, он понял, что когда-нибудь в предстоящие несколько лет металла, лежащего в хранилищах, попросту не хватит для удовлетворения спроса".
Другое дело, как было сделано это объявление. Фирма Баффетта, никогда не отличавшаяся склонностью к огласке своей инвестиционной стратегии, утверждала, что выступить со специальным заявлением до опубликования регулярного ежегодного отчета ее заставили запросы насчет предшествовавших движений на рынке серебра. Дело в том, что накануне в Нью-Йорке прозвучали утверждения о манипуляциях на этом рынке, противоречащих правилам "честной игры". И "Беркшир Хатауэй", судя по ее заявлению, спешила демонстративно раскрыть карты. Вот у кого впору поучиться некоторым специалистам "по связям с общественностью"!
Все дешевеет, кроме серебра
Жест, что и говорить, получился эффектным. Общественность восприняла его как выстрел из стартового пистолета. Все от биржевых спекулянтов до ювелиров и производителей фотопленки бросились покупать серебро. Да и как не поверить Баффетту, если свою беспрецедентную закупку он совершил как раз в тот момент, когда запасы серебра, контролируемые мировыми биржами, упали, по некоторым оценкам, до самой низкой отметки за 12 лет? Рынки тут же отреагировали стремительным подорожанием благородного металла. Первые слитки в основание своих серебряных гор Баффетт бросил в 1997 году, скупая этот металл по цене 4,32 долл. за унцию. А в середине февраля прошлого года, на волне ажиотажа, цена серебра достигла своего пика 7,81 долл. за унцию. Через каких-нибудь два дня после сенсационного объявления "Беркшир Хатауэй" серебро вздорожало на 10 %.
"Определенно, в первом квартале 1998 года этот шаг привел рынок в возбуждение", соглашается президент Института серебра. А дальше? Серебряная лихорадка оказалась скоротечной. Через год после описанных событий, по состоянию на конец января, унция серебра в Нью-Йорке стоила 5,28 долл. И никаких возбужденных возгласов. Комментаторы телевизионных выпусков экономических новостей говорят ныне о серебре скороговоркой, уделяя основное внимание нефти, стали и прочей промышленной продукции, имеющей более близкое отношение к нынешнему финансовому кризису, подобно гриппу, гуляющему по свету от Японии до Бразилии.
Рынок успокоился, но Баффетт не остался внакладе. Ведь если разобраться, в среднем цена серебра за 1998 год составила 5,54 долл., а это наилучший средний ценовой показатель за все 90-е годы.
"Фундаментальные показатели серебряного рынка, как и раньше, очень сильны, настаивает Пол Бейтмэн. Почти все промышленные товары на биржах идут сейчас вниз, будь то нефть, сахар, золото или медь. Серебро является исключением в том плане, что в 1998 году продемонстрировало наилучшие рыночные показатели за минувшие восемь лет. Спрос в целом по-прежнему опережает предложение товара, который дает горнорудная промышленность. Причем опережает существенно. Таким образом, можно говорить о растущей необходимости того, чтобы рынок был сбалансирован за счет серебра из частных запасов, которые лежат в хранилищах. Это значительный фактор, оказывающий влияние на рынок". По его словам, на протяжении 90-х годов отмечается постоянное сокращение надземных запасов серебра. Например, насколько известно, серебряные активы Нью-Йоркской товарной биржи за четыре года снизились на три четверти.
"Величайший инвестор в истории"
Достаточно хотя бы беглого знакомства с основными фактами биографии Уоррена Баффетта, чтобы понять, что "ненадежный товар" этого воротилу не интересует. Глава компании "Беркшир Хатауэй", которому ныне 68 лет, познал азы бизнеса еще мальчишкой. Будучи разносчиком газет, он всегда разрабатывал оптимальный маршрут, чтобы в кратчайшее время обойти максимальное число подписчиков. Сбор и перепродажа потерянных мячей для игры в гольф были одним из первых его деловых начинаний. А играть на фондовом рынке Уоррен начал в 11-летнем возрасте. Теперь баснословный рост акций "Беркшир Хатауэй" обеспечивает ему огромное состояние. По данным журнала "Форбс", опубликовавшего в октябре прошлого года список 400 богатейших американцев, в настоящее время Баффетт "стоит" около 30 млрд. долл. По этому показателю его обходит лишь глава корпорации "Майкрософт" Билл Гейтс, чье состояние, согласно тем же сведениям, составляет более 58 млрд. долл. Кстати, обоих богачей, несмотря на значительную разницу в возрасте, связывают приятельские отношения.
За четыре с лишним десятилетия в бизнесе, да еще таком рисковом, Уоррен Баффетт ни разу не прогорел. Благодаря своей проницательности, он заслужил уважительное прозвище "оракула из Омахи", поскольку именно в этом городе в штате Небраска расположена штаб-квартира "Беркшир Хатауэй". Еще его сравнивают с легендарным царем Мидасом, обладавшим способностью превращать в золото все, к чему бы ни прикоснулся. Но почему "американский Мидас" решил прикоснуться к серебру, со стопроцентной уверенностью до сих пор не возьмется сказать даже самый искушенный биржевой эксперт.
Вряд ли помогут здесь и исторические параллели. Можно, конечно, вспомнить о неудавшемся эксперименте братьев Хантов Нельсона Банкера и Уильяма Герберта. Двадцать лет назад эти техасские нефтяные магнаты также начали активно скупать серебро, но просчитались: после непродолжительного роста цена на благородный металл, подскочившая в начале 1980 года до 50 долл. за унцию, резко упала, едва не разорив Хантов. Правда, между ними и Баффеттом есть немалые различия. Техасцы вложили в серебро практически все, что у них было. А у Баффетта, хотя он купил значительно больше серебра, чем в свое время Ханты, эта сделка заняла в инвестиционном портфеле менее 2 %. И известен этот инвестор тем, что не бросается сломя голову в темные комбинации, а занимается долгосрочными капиталовложениями в компании, находящиеся под надежным управлением.
Игра втемную
И все-таки в умении водить за нос ближнего ему не откажешь. "Уоррен Баффетт обаятельный человек, который с простонародной прямотой говорит о том, как любит бейсбол, толстые бифштексы, мягкое мороженое и корпорацию "Кока-Кола", пишет общенациональная американская газета "Ю-эс-эй тудей". Но едва речь заходит о том, куда пойдет курс тех или иных ценных бумаг, "оракул" напускает такого словесного туману, что из его слов каждый может выбирать то, что понравилось". Некоторые солидные эксперты в сфере торговли драгоценными металлами сразу же после "серебряной сделки века" призвали не слишком доверять репутации Баффетта как долгосрочного инвестора. По их словам, массовая закупка известным финансистом серебра не обязательно должна быть частью какой-то долгосрочной стратегии. Баффетту всегда было свойственно стремление извлечь быструю выгоду, и есть конкретные примеры, когда он проворачивал крупные спекуляции в считанные дни и недели.
А потому не пришлось долго ждать, прежде чем появились сообщения о том, что "Беркшир Хатауэй" спускает свой серебряный запас. Сведения об этом поступали из солидных источников, в том числе лондонской "Файнэншл таймс". Шли разговоры о том, что Баффетт продал по меньшей мере часть серебра, причем не от хорошей жизни. В частности, вице-президент финансовой корпорации "Бэнкерс траст" по металлам и горнорудной промышленности Эдриан Лисмор полагает, что Баффетт, несмотря на всю свою проницательность, попросту "попался", неверно оценив запасы серебра и динамику цен на него.
Так что же такое серебро Уоррена Баффетта сегодня сокровище или призрак? "О серебре Баффетта появляется множество сообщений, противоречащих друг другу, отвечает на этот вопрос Пол Бейтмэн. Одни говорят, что он продал свои запасы, другие что он до сих пор их держит. Это неиссякаемый источник спекуляций. Думаю, никто ничего не знает наверняка, кроме самого господина Баффетта и его финансовых консультантов. И боюсь, мы ничего не узнаем до тех пор, пока "Беркшир Хатауэй" не опубликует свой очередной годовой отчет".
Правда, может оказаться, что "объяснения начистоту", подобного тому, которое прозвучало год назад, ждать придется довольно долго.
Блеск серебра на рынке не тускнеет
Мировой серебряный рынок имеет репутацию малопрозрачного и "непредсказуемого", причем связано это в первую очередь со сделками, заключаемыми в Лондоне, подробности которых зачастую окутаны тайной. "Мы не знаем, что находится в лондонских хранилищах, поскольку от них не требуют отчетов, как это делается в Нью-Йорке, на нашей товарной бирже, посетовал президент Института серебра. Нью-Йоркская товарная биржа, известная также под названием "Комэкс", подчиняется требованию отчитываться о своих активах. Между тем примечательно то, что все серебро, которое Баффетт приобрел со второй половины 1997 года до начала 1998-го, куплено им в Лондоне, где нет требования об отчетности. Это очень умный, проницательный человек, умеющий правильно строить свою стратегию".
С Баффеттом или без него серебро в ближайшее время сохранит свой скромный, но притягательный блеск, уверен эксперт, представляющий интересы производителей этого металла. "Уже первый месяц 1999 года оказался для него очень неплохим, отметил П. Бейтмэн, и это, на мой взгляд, в первую очередь благодаря разнообразию его применения. Серебро не привязано намертво к какому-то определенному сегменту рынка. Сила серебра заключается в разнообразии его использования. Три основных компонента спроса на серебро фотография, производство ювелирных изделий и столового серебра, а также промышленные технологии в широком смысле слова. Последний компонент, бесспорно, самый значительный. Сильный и постоянно растущий сегмент применения серебра электроника, производство зеркал, элементов питания, каталитических устройств. Продолжается рост потребления в фотографии мы ожидаем, что реализация серебра в этой области вырастет на 10 % в предстоящие пять лет. А на ювелирные украшения и столовое серебро с 1990 по 1997 год зафиксирован 50 %-ный рост".
Особые надежды производители серебра возлагают на передовые технологии, в том числе в области космических исследований. Примером здесь может служить высокоэффективная серебряно-цинковая электробатарея, примененная на космическом зонде "Марс патфайндер", который длительное время с успехом исследовал "красную планету".
Джордж Сорос своего не упустит
Естественно, международный финансовый кризис не мог обойти серебро стороной. Экономические невзгоды в Азии привели к определенному падению спроса на этот металл. С другой стороны, в условиях, когда цена серебра взлетела столь высоко в начале 1998 года, спрос на него упал на таком ключевом рынке, как Индия. Она является вторым в мире потребителем серебра. Оказавшись в невыгодных условиях, индийцы быстро сориентировались и начали в больших количествах закупать золото, которое подешевело до рекордно низкого уровня за 20 лет. Существенным фактором, подорвавшим спрос на серебро в 1998 году, стала мощь американского доллара. На мировых рынках цены серебра определяются в долларах, но из-за сильных позиций доллара зачастую получается, что в местных валютах серебро на деле стоит дороже.
Как бы то ни было, считает президент Института серебра, перспективы серебряного рынка в общем неплохие, и единственное, что способно нанести ему по-настоящему болезненный удар, так это глобальный экономический спад. А пока этого не случилось, инвесторы найдутся, причем Баффетт не единственный "сребролюбец". Например, в последнее время внимание специалистов привлекает компания по добыче серебра, базирующаяся в США, под названием "Апекс силвер майнэ". Самое примечательное в этой фирме то, что стоит за ней Джордж Сорос, известный в финансовых кругах не меньше, чем "оракул из Омахи". "Баффетт вкладывает капиталы в серебряные слитки, а Сорос в добычу серебра, причем избрал для инвестиций совершенно новую компанию, отметил Пол Бейтмэн. По-моему, это говорит кое о чем. Ведь эти двое принадлежат к числу наиболее прозорливых инвесторов в мире. Наверняка в фундаментальных показателях серебряного рынка они увидели нечто важное.
В своем мнении глава Института серебра не одинок. "Эти ребята покупают действительность, а не иллюзии", так оценивает интерес Баффетта и Сороса к серебру руководитель аналитической фирмы "Чилпорт пропрайетори рисерч" Ричард Сигел.
Российский "Дукат" головокружительные перспективы?
Россия, несомненно, является одним из ведущих производителей всех цветных металлов. Хотя в том, что касается серебра, мировым лидером ее, пожалуй, не назовешь. Как сообщил в ходе беседы президент вашингтонского Института серебра Пол Бейтмэн, в 1998 году добыча этого металла в России приближалась к 24 млн. унций, или примерно 4,5 % от общемирового производства, составившего 530 млн. унций. "Количество, конечно, значительное, говорит эксперт, но оно не идет ни в какое сравнение с уровнем добычи в Мексике, которая дала 95 млн. унций серебра, или в Перу, где было произведено 65 млн. унций серебра. Соединенные Штаты также опережают Россию".
"Впрочем, подчеркнул П. Бейтмэн, сейчас на востоке России разрабатывается очень важное месторождение "Дукат". Работы ведет канадская компания "Пан-Америкэн силвер". Она пытается наладить на этом месторождении производство, и если ей это удастся, то оно станет крупным новым прииском, сулящим головокружительные перспективы".
В то же время, напомнил он, в 1997 году 78 % всего произведенного серебра было получено в виде сопутствующего продукта на разработках других металлов. И если по-прежнему будет происходить падение цен на медь, цинк или золото, предупреждает руководитель Института серебра, то можно ожидать сокращения разработок этих металлов по всему миру, а это, в свою очередь, повлечет за собой снижение производства серебра.
|