Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение Искусство и ремесла История
№6-1' 1999 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4

ГОСУДАРСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ
СПОСОБНА ЛИ МЕТАЛЛУРГИЯ СПАСТИ РОССИЙСКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ?



Игорь Буданов
Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН

    Экономика России на протяжении всего периода рыночных реформ развивается в условиях кризисного спада во всех хозяйственных сферах и отраслях. Этот спад объясняется не только дефицитом инвестиционных ресурсов, но и отсутствием достаточно внятной структурно-инвестиционной промышленной политики. Предприятия металлургического комплекса, хотя и сумели извлечь определенную выгоду от либерализации внешней торговли и государственной поддержки внешнеторговых операций, все-таки испытывают экономические трудности. В последние годы постоянно падает эффективность экспорта металлопродукции вследствие неуклонного снижения мировых цен, резкого ужесточения антидемпинговых мер со стороны государств-импортеров, кризисных явлений в экономике ряда стран, являющихся крупными потребителями российского металла.
    Августовские события прошлого года придали кризису новые, более жесткие формы. Замораживание долгов по государственным обязательствам, развал банковского сектора при сохраняющемся влиянии негативных факторов во внешней торговле – все это резко ухудшило ситуацию в металлургическом комплексе.

    Экспорт уже не поможет
    Попытки металлургии решить имеющиеся проблемы за счет встраивания в систему мирового рынка смягчили последствия кризиса отрасли, но не обеспечили стратегической стабильности.
    За период реформ мощности по добыче железной руды сократились более чем на 30 %, по добыче руд цветных металлов – почти в 2 раза. Из-за ресурсных и спросовых ограничений простаивает более 40 % плавильных мощностей и почти 70 – 80 % мощностей по выпуску продукции повышенной технологической готовности.
    На большинстве предприятий ощущается нехватка средств не только для воспроизводства основных фондов, но и для простого поддержания производства. Около половины предприятий работают с убытками, а металлургия в целом имеет задолженность перед поставщиками, значительно превышающую размер задолженности со стороны потребителей металлопродукции.
    При существующих тенденциях маловероятными представляются рост внутрироссийского спроса на металл под влиянием саморегулирующих рыночных процессов и повышение эффективности металлургического производства за счет обновления основных фондов.
    В настоящее время только 35 % металлургического производства определяется спросом отечественных потребителей. Низкий объем внутреннего спроса на металл вынуждает металлургию придерживаться экспортно-ориентированного варианта развития. Данный вариант развития полностью соответствовал господствующей в течение всего периода реформ идеи вхождения России в мировой рынок. Это обеспечивало предприятиям, ориентированным на экспорт, неизменную государственную поддержку (разрешение на проведение толлинговых операций, постепенная отмена экспортных пошлин, разрыв в уровне цен на внутренние поставки и на экспорт).
    У сторонников развития металлургии как экспортно-ориентированной отрасли существуют довольно веские аргументы. Назовем основные.
    1. Мировой и отечественный опыт указывает на возможность успешного развития металлургии по экспортно-ориентированному варианту. Примеров более чем достаточно: экспортерами металлов являются экономически развитые страны (Япония, Германия, Канада, а до 70-х годов и США). Благодаря экспортной ориентации металлургия Японии стала не только одной из наиболее конкурентоспособных отраслей, но и явилась важным фактором мощного экономического роста этой страны.
    2. Мировой рынок фактически спас российскую металлургию в период кризиса отечественного металлопотребления (до 80 % цветных металлов и свыше 60 % черных металлов экспортируется). Работа на стабильном рынке с отлаженными правилами, эффективной трейдерской сетью, в условиях реальных финансовых потоков несомненно более привлекательна для предприятий металлургии, чем работа на формирующемся российском рынке в условиях бартерных расчетов.
    3. Ввиду отсутствия надежной отечественной базы металлургического машиностроения преодоление технологического отставания во многом зависит от поставок импортного оборудования. Воспроизводственные проблемы металлургии предполагается решать за счет широкого привлечения иностранных кредитов (более 3,3 млрд. долл. по проекту Федеральной программы на 1998 – 2005 гг.).
    Вместе с тем необходимо напомнить, что первоначально вывоз металла рассматривался как временная мера, необходимая для спасения металлургического производства и позволяющая предприятиям этой отрасли перестроиться и затем обеспечить вывод из кризиса всей промышленности. Однако в дальнейшем экспортные поставки превращаются в самодостаточную цель, не связанную с общими задачами народно-хозяйственного развития. В отличие от Японии и стран Юго-Восточной Азии, где развитие металлургии позволяло наращивать экспорт всего спектра промышленной продукции, отечественные производители были ориентированы только на решение своих собственных проблем. Экспортная стратегия металлургии так и осталась стратегией выживания и не смогла стать стратегией развития.
    В настоящее время чрезмерный крен металлургии в сторону экспорта имеет существенные отрицательные моменты.
    1. Россия поставляет на западные рынки металл, как правило, для последующей переработки на металлургических заводах (металл в слитках, заготовки, простые виды металлопроката). Попытки выйти на мировой рынок с высококачественной продукцией повышенной степени технологической готовности (алюминиевый и медный прокат, стальные трубы и т.п.) неизменно приводят к конфликтным ситуациям и жестким ограничениям российского экспорта.
    2. Экспортно-ориентированный сектор металлургии, как показывает практика, не приводит к развитию обрабатывающей промышленности, а во многих случаях сдерживает его. В результате вывоза металлопродукции, предназначенной для обеспечения внутриотраслевой кооперации в металлургическом комплексе, мощности передельных, трубных, метизных заводов и предприятий по обработке цветных металлов лишились ресурсного обеспечения, что привело не только к простоям мощностей (многие из которых оснащены самым современным оборудованием и имеют высокий технический уровень), но и к резкому сокращению сортамента металлопродукции на отечественном рынке. Одновременно значительные объемы металлопродукции закупаются по импорту. Концентрация средств на реализацию экспортно-ориентированных программ предприятий неизбежно обостряет дефицит в финансировании программ стимулирования отечественного спроса.
    3. На протяжении всего периода реформ эффективность экспорта постоянно снижалась. В силу технологического отставания металлургии России сам по себе экспорт металла не мог стать высокодоходным. Эффективность экспорта определялась валютно-финансовой политикой страны. Для большинства предприятий экспортные поставки не только не обеспечивают необходимое обновление производственного аппарата, но и не компенсируют текущие затраты. Убытки от экспорта перекладываются на отечественных потребителей металла, трансформируются в задолженность перед поставщиками. В результате из России вывозится не только металл, но и капитал, вложенный в отрасль и в сопряженные производства.

    Индустриализация XXI века
    Несмотря на то что позиции сторонников экспортного варианта развития металлургии укрепились после девальвации рубля в 1998 году, отношение к экспорту приниципиально изменилось по сравнению с начальным периодом реформ. Сегодня практически ни у кого нет сомнений, что в стратегическом плане металлургия должна развиваться как отрасль, ориентированная прежде всего на внутренние потребности страны.
    Россия, находясь по большинству видов металлопродукции в числе пяти ведущих производителей в мире, производит не так много металла, чтобы удовлетворять собственные потребности. В то время как в США, Германии и Японии потребление металла на душу населения составляет соответственно 375, 400 и 620 кг, в России этот показатель не превышает 300 кг при конечном потреблении около 100 кг на человека. Аналогичное отставание отмечается и в уровне накопленного металлофонда страны. В течение 90-х годов в России происходило абсолютное сокращение объема металлофонда, так как потребление металла не обеспечивало компенсации его выбытия при ликвидации основных фондов и при сокращении запасов в оборотных фондах. В обозримом будущем перед Россией могут возникнуть реальные ресурсные ограничения индустриального развития.
    Государство, если оно обеспокоено перспективой своего экономического развития, не может оставаться безучастным к процессам, происходящим в металлургии. Необходимость усиления государственного влияния в реальном секторе и, в частности, в металлургической промышленности стала одним из основных тезисов в заявлениях Правительства РФ.
    Однако в большинстве случаев задачи государства сводятся к созданию косвенных предпосылок для экономического роста (известные по действиям предыдущих правительств) и льготных условий для отдельных производителей. На этой основе ранее была принята Федеральная программа технического перевооружения и развития металлургии России (1993 – 2000 гг.) и в настоящее время подготовлен проект Федеральной целевой программы структурной перестройки металлургии Российской Федерации на 1998 – 2005 годы. Подготовленный Министерством экономики РФ при участии ведущих институтов проект программы поддерживается многими руководителями предприятий отрасли.
    Основу программы составляют проекты, разработанные самими предприятиями. Они связаны с совершенствованием базовых переделов (вдувание угольной пыли в доменном производстве, непрерывная разливка стали, обожженные аноды в производстве алюминия и т.п.). Инвестиционные проекты, направленные на совершенствование структуры и качества выпускаемой продукции, должны обеспечить повышение экспортного потенциала и импортозамещение.
    Вместе с тем возникают сомнения, что таким путем удастся изменить структуру отрасли и мобилизовать имеющиеся в металлургии резервы. В программе отсутствуют меры, призванные исправить положение с обеспечением металлопродукцией потребности России и способные создать импульсы к возрождению металлообрабатывающей промышленности. Отсутствие гарантированного рынка сбыта металла не позволит реализовать эффект от инвестиций в производственный аппарат отрасли. Невостребованный металл сводит на нет все усилия по модернизации производственного аппарата, технологическому совершенствованию оборудования.
    Невозможность решить проблемы металлургии только усилиями предприятий очевидна. Факторы, определяющие перспективы долгосрочного развития отрасли, выходят за рамки внутренних проблем металлургического комплекса и сопряжены с развитием межотраслевых связей, прогрессом в области производства конструкционных материалов. Существует необходимость в разработке новой программы, которая была бы составной частью общей концепции построения национальной экономики.
    Одним из определяющих моментов такой программы является необходимость проведения нового этапа индустриализации, неизбежно приводящего к резкому росту металлопотребления. В отличие от предыдущих этапов (реформы начала XVIII века, реформы конца XIX – начала XX веков, индустриализация советского периода), когда присутствовала политическая воля (догнать передовые страны) и отсутствовали ресурсы, в настоящее время реально ощущается нехватка именно политической воли. От правительства требуется существенная корректировка экономического курса. В силу политических причин реализация нового курса может начаться не ранее 2000 года. К этому времени необходимо подготовить программу и создать механизмы ее реализации.
    Построение программы экономического развития РФ должно стать не только результатом объединения имеющихся в стране отраслевых и региональных целевых программ. В рамках Федеральной программы должны найти отражение новые механизмы государственного регулирования, способные аккумулировать ресурсы развития, имеющиеся в стране. Необходимо создать исполнительный и контролирующий механизмы. Включение самостоятельных предприятий в реализацию стратегических целей программы предполагает использование системы бизнес-планов, системы государственного заказа и государственных гарантий.
    В рамках государственной программы металлургия, обладающая по сравнению с другими отраслями более высоким техническим уровнем, способна выполнить структурообразующую для промышленности России функцию.
    Основой программы должно стать решение вопросов взаимодействия металлургии с отраслями ТЭК и транспорта (формирующими основные издержки в металлургии) и отраслями машиностроения и строительства (формирующими спрос на металлопродукцию). На этой основе можно наладить внутриотраслевое взаимодействие в металлургии и нормализовать воспроизводственные процессы.
    Результатом реализации программы станет возрождение внутреннего рынка металлопродукции, межотраслевая сбалансированность материальных и финансовых потоков на основе долгосрочных взаимовыгодных соглашений, вовлечение в народно-хозяйственный оборот простаивающих мощностей в энергетике, металлургии и обрабатывающей промышленности.

    Государство – партнер предприятия
    Условия и предпосылки для развития металлургической промышленности в настоящее время имеются. Отрасль обладает свободными мощностями, в стране имеются ресурсы первичного и вторичного сырья, существуют значительные возможности повышения эффективности производства. Мобилизация при государственном участии существующих источников развития должна осуществляться параллельно по нескольким направлениям.
    Развитие экономики на собственной ресурсной базе предполагает возрождение отечественной металлообрабатывающей промышленности. Металлургия при государственном участии должна обеспечить расширение доступности металла для отечественных потребителей как по объему и сортаменту, так и по ценам. Данная задача предполагает активное участие правительства в создании условий для удешевления металлопродукции, решения проблем с накопленными долгами потребителей.
    Стратегическое значение имеет работа по формированию перспективной потребности в материалах и созданию условий для их удовлетворения. Необходимо инициировать программу учета потребления металла на предприятиях, находящихся под контролем государства, и формирование пакета заказов на перспективу. На этой основе можно перейти к системе долгосрочных договоров, отражающих политику партнерства правительства и предприятий металлургии.
    Для обеспечения на внутреннем рынке достаточной гаммы металлопродукции необходимо навести порядок прежде всего в самой металлургии, обеспечив передельные заводы материалами, постепенно восстанавливая внутриотраслевые связи в рамках СНГ путем создания транснациональных финансово-промышленных групп. Это не только позволит сэкономить средства на создание дублирующих производств, но и задействует простаивающие мощности передельных заводов, трубных и метизных предприятий, подготовит экономическую базу под дальнейшие интеграционные процессы. Результатом повышения степени кооперирования производства станет рост выпуска продукции, появятся условия для расшивки узких мест на производстве, рационализации подходов к реструктуризации производственного аппарата отдельных предприятий.
    Для оживления простаивающих металлургических заводов, лимитированных сырьевыми ресурсами, должны быть использованы ресурсы вторичного металла, полученные в процессе обновления производственного аппарата страны. Одним из приоритетов структурной перестройки в отрасли должно стать повышение доли металлолома в балансе сырья. Активное развитие малой региональной металлургии на базе вторичного сырья обеспечит снижение общего уровня монополизации металлургии и степени концентрации металлургического производства.
    В проекте Федеральной целевой программы структурной перестройки металлургии эта отрасль рассматривается как одна из наиболее привлекательных для долгосрочных вложений. Несомненно, что вложения в металлургию могут быть рекомендованы организациям, в стабильности которых заинтересовано государство: внебюджетным фондам, инвестиционным компаниям, банкам с государственным участием. Активное участие государства в инвестиционной политике металлургических предприятий следует рассматривать как один из действенных рычагов влияния на политику металлургических компаний. Исчезает необходимость в ориентации предприятий на правительственные программы под давлением угрозы банкротства или национализации (реализация инвестиционных проектов с соответствующим изменением уставного капитала предприятий приведет к повышению доли в нем правительственных и связанных с ними структур).
    Конкретный план мероприятий, реализующих Федеральную программу, должен быть основан на управлении следующими процессами.
    1. Разработка долгосрочной промышленной политики государства (концепции построения национальной экономики), включая приоритеты развития комплекса конструкционных материалов в стране и принципов обеспечения российских потребностей в металле.
    2. Обеспечение подготовки программ, реализующих государственную промышленную политику. Создание механизмов и условий для реализации Федеральной программы развития на базе стратегического планирования.
    3. Осуществление перехода к политике взаимовыгодного партнерства между правительственными и негосударственными (коммерческими) организациями на основе принципов, принятых в мировой практике.
    Практически все меры по государственному регулированию экономики предполагают воздействие на металлургию, а следовательно, успешными они будут в том случае, если встретят поддержку, а не сопротивление со стороны металлургических предприятий.

Статья:   
1
2
3
4
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение