Татьяна Петракова, Вячеслав Епифанов Союз экспортеров металлопродукции России
Девальвация рубля в определенной степени благоприятно повлияла на внешнеторговую деятельность предприятий металлургической промышленности. Вместе с тем распространенное мнение, что растущий курс доллара очень выгоден металлургам-экспортерам, и в результате обесценивания национальной валюты они смогут существенно поправить свое экономическое и финансовое положение, весьма спорно.
Безусловно, резкое подорожание доллара по отношению к рублю автоматически увеличило объемы экспортных поставок в рублевом эквиваленте. Однако это не привело к прямому увеличению прибыли в металлургии, поскольку на экономическое положение предприятий влияет не только этот фактор, но и ряд других.
Фактическое прекращение действия невыгодного для предприятий-экспортеров "валютного коридора" произошло в тот период, когда цены на металлопродукцию резко снижались. Так, с января по ноябрь 1998 года снижение цен на отдельные виды продукции составило: тонкий горячекатаный лист более 40 %, тонкий холоднокатаный лист около 30 %, оцинкованый лист 32,3 %, арматурная сталь 23,6 % (табл.1). В среднем цены снизились на 20 30 %. Таким образом предприятия-экспортеры только из-за снижения цен потеряли около четверти выручки в долларовом эквиваленте.
Падение курса рубля по отношению к доллару привело к изменению соотношения внутренних и мировых цен в долларовом выражении (табл.2).
Не только конъюнктура цен, но и конъюнктура продаж на мировом рынке складывается не в пользу российских экспортеров. Произошло снижение спроса на металлопродукцию в странах Юго-Восточной Азии. Между тем на этот регион приходилось примерно 60 % экспорта российского металла. Невостребованную на азиатском рынке металлопродукцию российские предприятия стали поставлять в Северную Америку. Это вызвало жесткое сопротивление со стороны местных производителей и служб защиты внутреннего рынка США, Канады, Мексики. Антидемпинговые расследования, проводимые в этих странах, введение квот на поставку не позволяют не только увеличить экспорт черных металлов, но и сохранить его объемы на достигнутом уровне. И если экспорт проката черных металлов в 1991 1997 годах возрос с 6,6 млн.т до 25,4 млн.т (т.е. увеличился в 3,8 раза), то в 1998 году сократится до 21 млн. т (табл.3).
В декабре 1998 года поставки российской стали в США сократились сразу на 79 %. По предварительным данным американского министерства торговли, их общий объем за декабрь составил 135777 т против 658363 т месяцем ранее. Главная причина столь резких перемен угроза протекционистских санкций против иностранных конкурентов на американском рынке.
В сложившейся ситуации российские металлурги вынуждены искать новых потребителей в других регионах, повышать конкурентоспособность продукции, что приводит к дополнительным затратам на производство и реализацию продукции.
Экспортные поставки имеют для российских предприятий весьма важное значение. Сегодня на внешний рынок направляется свыше 60 % произведенной стальной продукции. И это вполне нормальное соотношение, если сравнивать с показателями других стран. Сегодня в мире основными экспортерами металлопродукции являются высокоразвитые страны. При этом их доля экспорта от объема производства составляет: в Германии свыше 35 %, во Франции свыше 65 %, в Италии свыше 50 %. Экспортируя столь значительные объемы черных металлов, страны ЕС не считают это негативным моментом.
Для российской же металлургии большая доля экспорта в объеме поставок это не просто 17 млрд. долларовой выручки, это прежде всего условие сохранения базовой отрасли промышленности.
До девальвации рубля в августе 1998 года экспорт большинства видов металлопродукции был убыточным. Рентабельность экспортной продукции к себестоимости была отрицательной и составляла в среднем от -11 до -25 %, а по отдельным видам продукции еще ниже. Убытки от экспорта предприятия "перекладывали" на внутренние поставки, расчеты по которым осуществляются в основном на условиях взаимозачета. Вследствие этого внутренние цены были на 30 40 % выше экспортных, и появлялся повод для возбуждения антидемпинговых процедур. Ответ на вопрос: "Зачем поставлять металл себе в убыток?" известен: нужны живые деньги. Оценка видов расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги по металлургии в 1998 году приведена в табл. 4.
Из приведенных данных видно несоответствие между низкой долей денежного обращения в металлургии и высокой долей денежных средств по требованиям государства и монополистов в расчетах с ними. Низкая доля денежных расчетов приводит к омертвлению даже имеющихся оборотных средств вследствие роста сверхнормативных остатков товарно-материальных ценностей, который происходит из-за невозможности получить от дебиторов более ликвидные средства. По этой же причине происходит отвлечение ресурсов в низколиквидные ценные бумаги векселя промышленных предприятий.
Предприятия-экспортеры это в основном градообразующие предприятия, и металлурги вынуждены отвлекать денежные средства на финансирование социальных программ.
Финансовое положение предприятий сложное. По данным Госкомстата РФ, количество убыточных предприятий на 1 декабря 1998 года в черной металлургии составило 46,1 % к общему числу предприятий с общей суммой убытков 7150 млн.руб., в цветной металлургии 61 % к общему числу предприятий с общей суммой убытков 7150 млн.руб.
Затраты на 1 рубль продукции в промышленности России составили 91 коп., а в металлургии 95,7 коп.
На финансово-экономическое положение предприятий металлургии оказывает влияние и такой фактор, как валютная составляющая в структуре затрат. Рост курса доллара не только увеличивает рублевые поступления от экспорта, но и приводит к увеличению издержек производства, так как контракты на поставку сырья и материалов (железорудное сырье, коксующийся уголь, ферросплавы) заключаются предприятиями-экспортерами в основном в долларовом эквиваленте. В среднем валютная составляющая в структуре затрат на производство металлопродукции составляет не менее 50 %.
Следует учитывать инфляцию издержек производства вследствие повышения цен на внутреннем рынке. Кроме этого, предприятия вынуждены в какой-то степени компенсировать рост цен на потребительские товары и услуги, т. е. повышать зарплату и отчисления на социальные нужды.
В связи с ростом курса доллара возрастает потребность в оборотных средствах. Убытки от операционной деятельности, по данным отдельных предприятий, увеличиваются практически в десять раз.
Таким образом российские экспортеры металлопродукции от роста курса доллара выиграли незначительно: экспорт из убыточного превратился в малорентабельный. Средняя рентабельность отдельных видов экспортной металлопродукции, на основании данных отдельных ведущих экспортеров, несколько возросла и колеблется в пределах 3 12 % в зависимости от конкретного предприятия и страны, в которую осуществляется поставка.
Если ввести экспортные пошлины даже в размере 10 % от цены, это снизит рентабельность экспортных поставок, а экспорт отдельных видов продукции вновь станет убыточным. Это приведет к снижению объемов производства, сворачиванию программ технического перевооружения и модернизации, массовым увольнениям работников.
В основе российского экономического кризиса лежит в том числе и неудовлетворительная структура внешнеторгового баланса. Поэтому государство должно быть заинтересовано в увеличении экспорта и поддержке экспортеров. Система валютно-экспортного регулирования должна соответствовать нынешним производственно-коммерческим отношениям. Наличие двух сессий на валютной бирже отрицательно сказывается на финансовом состоянии экспортеров: при обязательной продаже 75 % валютной выручки и необходимости последующей покупки валюты финансовые потери, например, АО "Северсталь" составляют около 1 млн. долл. Сокращение срока возврата валютной выручки до 90 дней мешает заключать контракты с конечными потребителями и вынуждает экспортеров прибегать к услугам посредников.
С экспортом металлопродукции тесно связан такой вопрос, как своевременный возврат из федерального бюджета экспортерам сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ими поставщикам материальных ресурсов при производстве экспортной продукции. За 9 месяцев 1998 года долг федерального бюджета по возврату НДС предприятиям-экспортерам металлопродукции составил 866,2 млн.руб. (цены 1998 г.). Кроме этого, есть и вопросы по взиманию налога на добавленную стоимость. В частности, не понятно, почему НДС начисляется на авансовые платежи, где еще не возникает никакой добавленной стоимости. Излишне напоминать о том, как нужны эти деньги предприятиям при существующем дефиците оборотных средств.
Для сохранения достигнутых объемов экспорта черных и цветных металлов необходимы повышение конкурентоспособности, сертификация металлопродукции в соответствии с требованиями международных стандартов, увеличение выпуска прогрессивных ее видов, пользующихся повышенным спросом у потребителей. Разумеется, требуются значительные инвестиции для модернизации предприятий металлургии. От государства в сложившейся ситуации необходимы разумные законы и сбалансированная налоговая политика, поддерживающие отечественного товаропроизводителя.
|