|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№6-1' 1999 |
версия для печати |
МАСТЕРА СЕРЕБРЯНЫХ УЗОРОВ |
ПОДЛИННОЕ ХУДОЖЕСТВО ЗАКЛЮЧЕНО В РУЧНОМ ТРУДЕ ЭТУ ИСТИНУ ПОДТВЕРДИЛ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПЕРВЫХ МАШИН НА ЮВЕЛИРНЫХ ФАБРИКАХ РОССИИ |
Надежда Сабурова Научный сотрудник Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства
|
Сухарница.
Москва, 1882 г. Фирма "Сазиков", мастер П.Лоскутов.
Серебро, чеканка, гравировка.
|
Во второй половине XIX века было завершено техническое переоснащение российских ювелирных предприятий. Среди первых механизированных производств была фирма Игнатия Сазикова. Следом за ней, в 1850 1880-е годы, последовали и другие фабрики: Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Петра Абросимова, братьев Захаровых.
Штамповальные машины, приспособления для гальванического золочения, различные механизмы, приводимые в движение силой пара, позволяли наладить массовый выпуск дешевой серийной продукции при небольшой занятости рабочих на производстве. Несмотря на длительную бюрократическую волокиту, сопровождавшую приобретение и установку техники, владельцы ювелирных заведений все чаще и чаще заказывали оборудование на лучших европейских заводах.
Машинные методы работы применялись для изготовления простейших предметов церковного обихода, столовых приборов и незатейливых туалетных принадлежностей. В 1860-е годы малоизвестный московский фабрикант Отто Крумбюгель начал массовое производство штампованных ювелирных украшений, что сделало этого предпринимателя знаменитым не только в России, но и за ее пределами.
Однако к началу 1880-х годов серийные предметы перестали привлекать внимание покупателей. Массовый характер и общая монотонность такой продукции наводили на мысль о снижении уровня художественного мастерства российских ювелиров.
Золотое и серебряное ремесло являлось не той областью обрабатывающей промышленности, где можно было полностью отказаться от кропотливого ручного труда. Эту мысль в значительной степени подтвердили безупречные по технике машинного изготовления, но однообразные и бесцветные по художественному исполнению экспонаты Всероссийской художественно-промышленной выставки, состоявшейся в Москве в 1882 году. Представляя их, мастера руководствовались правилами, установленными организаторами выставки. Так, одно из правил рекомендовало жюри обращать особое внимание на техническое вооружение предприятий-конкурсантов. Это и заставило некоторых участников "блеснуть" прежде всего механической обработкой изделий.
Между тем экспозиция выявила не только степень технической оснащенности предприятий, но и отношение покупателя к выпускаемой ими продукции. Подводя итоги выставки, председатель торгово-промышленного съезда Евгений Андреев отмечал: "...однообразные фабричные произведения надоедают. Удобство и комфорт заключены в ручном труде".
|
Лампада с нагарником.
Москва, 1908 1917 гг.
Серебро, монтировка, литье, чеканка, штамповка, гравировка.
|
Покупатель испытывал ностальгию по тем временам, когда при создании ювелирного произведения в одном лице соединялись автор-художник и ремесленник-исполнитель. Еще в начале прошлого столетия мастер месяцами трудился над единственным, не имеющим аналогов изделием, следуя собственной фантазии и прибегая к услугам лишь немногочисленных подмастерьев и учеников. Такое произведение ценилось чрезвычайно дорого, однако не представляло для ремесленника большой материальной выгоды, поскольку на его создание уходило немало времени и сил. Кроме того, подобные изделия были доступны далеко не каждому покупателю, что сужало круг потенциальных клиентов.
Владельцам ювелирных заведений было ясно, что только в искусной ручной обработке материала заключается истинное совершенство ремесла. Не случайно практически на всех предприятиях механический труд сочетался с индивидуальной работой. Штампованные формы коробочек, портсигаров, коптильников лампад, сухарниц, столовых приборов украшались ручной гравировкой. По резным контурам на стенках серебряных сосудов наносился черневой узор, благодаря которому изделия выглядели чрезвычайно эффектно и самобытно.
Интересный опыт сочетания индивидуальной работы с чисто механическими методами был поставлен на знаменитой фирме Карла Фаберже. Лучшими профессионалами изготавливалось оригинальное произведение. Затем его в точности повторяли во множестве экземпляров на штамповальных машинах. При этом стоимость предмета значительно снижалась, а его внешний вид соответствовал изготовленному вручную образцу. Выполненные таким образом изделия выглядели эстетично и были доступны широкому кругу покупателей.
Ювелирные предприятия, стараясь разнообразить свой ассортимент и поднять художественный уровень выпускаемых изделий, заключали контракты с профессиональными скульпторами и художниками на изготовление эксклюзивных моделей и рисунков Евгением Лансере, Федором Шехтелем, Виктором Васнецовым. В конце XIX века многие ошибочно полагали, что ключевой фигурой в производственном процессе является автор идеи, воплощение которой удел рутинного ремесла. Однако даже при наличии прекрасного эскиза успех в конечном итоге зависел от искусства мастера, воплощавшего замысел скульптора. "Ремесленник во многих случаях должен быть художником: он не работает как заводской или фабричный рабочий, рабски подражая данному ему шаблону, а создает, руководствуясь художественным чутьем, при отсутствии которого многие из ремесленных работ никогда не могут быть совершенны," отмечала в 1881 году газета "Ремесло".
К сожалению, нам известны имена далеко не всех выдающихся мастеров, принесших громкую славу известным ювелирным фирмам. Среди них чеканщики Петр и Герасим Лоскутовы, Федор Ларионов, Пучков, работавшие на предприятиях братьев Сазиковых, Павла Овчинникова и Ивана Хлебникова. Их изделия были технически совершенны и отличались большим художественным вкусом. Только талантливый мастер мог во всех тонкостях воссоздать в серебре мягкие складки ткани, передать фактуру бересты или лыка, скопировать резной орнамент деревянного наличника, украсить великолепным ложчатым узором корпус лампады. Работа русских чеканщиков была настолько безупречна, что в 1876 году на Всемирной выставке в Филадельфии члены жюри приняли чеканное блюдо с видами московского Кремля, выполненное на фабрике Павла Овчинникова, за гальванопластику и, следуя установленным правилам, не включили его в конкурс.
|
Коробочка для туалетных принадлежностей.
Петербург, 1900-е гг. Фирма "Фаберже".
Серебро, монтировка, гильошировка, эмаль, золочение.
|
Восхищение современников вызывала работа русских монтировщиков, вручную собиравших портсигары, туалетные коробочки, табакерки, пудреницы. Плотность затворов была настолько хороша, что не позволяла на полированной или эмалевой поверхности предмета обнаружить линию, разделяющую крышку и корпус. Кроме того, все коробочки закрывались мягко, без малейшего звука. Прекрасные образцы создавали монтировщики, специализирующиеся на чисто ювелирных работах закрепке драгоценных камней, оправах изделий из нефрита, горного хрусталя, малахита, яшмы.
Благодаря непревзойденному рукотворному творчеству мастеров, серебряные и золотые изделия неизбежно становились произведениями искусства. Писатель Николай Лесков в рассказе "Тупейный художник" с осуждением высказывался в адрес тех, кто сомневался в возможности создания художественных утилитарных предметов, для кого "Сазиков и Овчинников... не больше как "серебряники".
Бережное сохранение традиций ручного ремесла и умелое сочетание его с новейшими техническими приемами позволило русскому ювелирному производству занять одно из ведущих мест в прикладном искусстве.
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|