Валерий Бадов
«Истина на острие долота!» Эту присказку мне доводилось слышать от помбура геологоразведки на Самотлоре. Два миллиарда тонн нефти добыли здесь до рыночной реформы. Сегодня 39 тыс. скважин на тюменских промыслах бездействует. Ровно втрое больше допустимого норматива ремонтов, за соблюдение которого прежде отвечали головой. Добыча нефти в России в 90-е годы упала в 1,7 раза. Нефтяная «Мангазея златокипящая» скудеет на глазах. «Горько видеть, как рушится дело всей жизни». Слова эти принадлежат человеку, за которым почти легендарная слава первооткрывателя тюменской нефти.
Фарман Курбанович Салманов издал откровенную, острую и своевременную книжку под заголовком: «Кто толкает Россию к экономической катастрофе?» (издательство «Пресса», 1997 г.). Это взгляд компетентного технократа на экономическую политику и состояние производительных сил. Но сначала несколько слов об авторе. Фамилия Салманов в 60 70-е годы была у всех на слуху. Герой, академик, лауреат... Помню, в коридорах тюменского обкома Салманова за глаза величали удачником и «все-таки авантюристом». На самом-то деле он был предпринимателем. Из тех, кого в прошлом веке в Сибири называли воротилами. Масштаб его личности и способность повести за собой позволили выходцу из горного Азербайджана создать крупнейший в мире геологический концерн, полем разведки которого была вся необозримая Западно-Сибирская низменность от Карского моря до Казахстана. Под руководством Салманова и во многом благодаря его интуиции ученого и геолога-практика были открыты десятки газовых и нефтяных месторождений, от которых народное хозяйство кормится и по сей день. Не раз он ставил карьеру на карту ради интересов дела и всегда одерживал верх.
Конечно, для многих сановников он был бельмом в глазу, и доставалось ему крепко. Неспроста треть страниц своей книги Ф. К. Салманов посвятил незабвенным воспоминаниям об этой жреческой касте в номенклатуре КПСС, тягостным спутникам всей его беспримерной геологической одиссеи. С той самой поры, как он, молодой, энергичный начальник геологической экспедиции, в 50-е годы высадился со своими людьми на дикий берег Оби. И видно, как не остыла, не примирилась его память. Дело не в личных обидах или злопамятстве, которые чужды его жизнелюбивой натуре. Дело в убеждениях. Автор подводит нас к мысли неочевидной: и при старой, жесткой плановой системе, и при нынешней квазирыночной вольнице все тот же неизменный замкнутый номенклатурный слой заедает экономику, не дает ей ожить, а людям дела по-настоящему возобновить инвестиции и товарные потоки. Бюрократия, по Салманову, сущая собака на сене. Салманов, который возглавлял тендер по сахалинскому шельфу, сетует, что годы переговоров с иностранными инвесторами прошли впустую из-за бюрократических рогатин, которые прикрывались лжепатриотической риторикой. Дескать, чтобы иноземцам мало не показалось. Таким радетелям Салманов не без иронии напоминает, что контрольный пакет крупнейшего месторождения нефти США Пратхо-Бей принадлежит иностранной «Бритиш петролеум», которая выиграла тендер. Вся загвоздка не в флаге, а в условиях соглашения с иностранным инвестором. Кому перепадет львиная часть горной ренты? И жизнь показывает, что у бюрократии нет никакого другого образа действий, кроме своекорыстного. «Частная бюрократия правит в своих собственных интересах. Но то же самое делает государственная бюрократия. Зачем менять одну бюрократию на другую?» – утверждает экономист Дж. Кеннет Гелбрейт. Его мнение перекликается с мыслями Салманова, когда тот ищет ответ, почему же в такой длительный упадок погрузилась отечественная экономика после 1992 года, когда было снято, казалось бы, «табу» с предпринимательства.
Тюменский инвестиционный проект, которому по размаху, затратам и эффективности соперников сыскать трудно, был последним апофеозом советской школы планирования. За 20 лет в болотах и тундре, с первого колышка создана нефтегазовая империя и урбанизированная среда обитания для 1,5 млн. новоселов. Тюменский мега-проект не только не надорвал нашу экономику, но и создал ей такой мощный энергетический ресурс для развития и модернизации, какого не имела к порогу 1985 года ни одна страна в мире.
Уренгой Ужгород, Сургут Полоцк... Трансконтинентальные трубопроводы прокладывались со скоростью новых трамвайных маршрутов. «За миллион тонн суточной добычи тюменской нефти, за миллиард кубометров природного газа!» С таким дерзким призывом выступили руководители Тюмени. И это сбылось с лихвой. Но при Горбачеве дела в Тюмени, во всей стране пошли вспять.
Почему, с болью в душе размышляет Салманов, нефтяная Тюмень покатилась под гору, когда, казалось бы, рыночная реформа раскрепостила предпринимательскую свободу? Спешно акционированные нефтяные компании недолго процветали, а сегодня проедают основной капитал. Делается только треть необходимых капвложений в поддержание добычи, а прирост разведанных запасов в два три раза отстает от опустошения недр. За 2005 годом, по достоверным расчетам Салманова, если не будут приняты упреждающие меры, нефтяную отрасль ждет обвальное падение.
Автор приводит неопровержимое и простое доказательство несостоятельности «революции» 1992 года в ценообразовании святая святых экономики. Цены стали у нас вольными после «Юрьего дня» «шокотерапевтов». И что? К аптекарским весам эквивалентного обмена всякий монополист приладил магнитик. Салманов отсылает нас к индексам изменения оптовых цен по отраслям промышленности с 1990 по июль 1996 года. В черной металлургии индекс роста составил 13577, в электроэнергетике 20413, а в газовой промышленности только 4070. Выходит, цены на природный газ на внутреннем рынке росли в пять раз медленнее, чем цены на электроэнергию. А ведь половина наших электростанций сжигают в котлах газ! Вот в какие дебри завело «рыночное», только по названию, ценообразование. Добавим к этому, что 38 % цены газа составляют налоги. И только 7 % (!) потребленного газа потребители оплатили сполна деньгами. Это хорошая иллюстрация к расхожему мифу о «монстре-Газпроме», которого тщатся выставить эдаким «кулаком-мироедом».
Отчего же тогда, по Салманову, РАО «Газпром», которому потребители безнадежно задолжали 50 трлн. руб., не прикрывает никому задвижку и держит цену на газ 60 % от мировой, тогда как бензин на колонках в Москве дороже, чем в Нью-Йорке?.. Потому что Газпром, контрольный пакет в котором за государством, мощная интегрированная, технологически связанная корпорация, подстать самым эффективным транснациональным корпорациям (ТНК). Сегодня Газпром обеспечивает половину потребности страны в энергии. Его доля в топливном балансе будет расти и расти. Это единственная российская корпорация, сохранившая способность к саморазвитию, эффективному использованию основного капитала. А единая система газоснабжения страны, которой нет равных, за 30 лет не дала ни одного крупного сбоя. И каждый третий экспортный доллар газпромовский. В свете сказанного, по мнению Ф. Салманова, непорядочными и суетными предстают попытки «демонизировать» Газпром, раздробить его на россыпь «газпромчиков». Делается это, утверждает автор книги, под сомнительным и смутным, с точки зрения специалиста и просто здравомыслящего человека, лозунгом создать «конкурентный рынок природного газа». Пойди правительство по этому ультралиберальному пути, последствия для всей экономики окажутся плачевными. Энергетический голод, холод и потемки в городах Приморья наглядная перспектива того, что грядет, если Газпром «через колено» «демонополизируют», проворно распродадут и раздробят на частные компании с анонимными владельцами контрольных пакетов. А частный владелец капитала не имеет иной цели кроме прибыли, в нашем сегодняшнем обиходе сиюминутной. «Неплательщиков» недрогнувшей рукой отключат от сети.
Салманов приводит более чем красноречивый пример метаморфозы приватизированных нефтяных компаний. После приватизации они не только не стали более эффективными, но выявили интересную закономерность. Чем меньше доля, а, стало быть, влияние государства в управлении ими, тем плачевнее выглядят годовые балансы. Зачем же, обжегшись раз, бросать в приватизационную молотилку «коренника» всей экономики РАО «Газпром»? Так ставит вопрос ребром Ф. Салманов.
«Алчность является филантропией, когда она служит другим». Этот острый афоризм о том, какое преображение претерпевают ценностные установки крупных корпораций в развитых странах, где собственность и стратегическое управление разграничены с далеко идущими последствиями. В крупных западных компаниях давно уже не акционеры, для которых весь свет в окошке размер годового дивиденда, а корпорация менеджеров вершит дела и управляет капиталом. Целью и символом веры современной корпорации являются, по определению, стабильность и рост, а только во вторую очередь размер прибыли и дивидендов. Видимо, такая иерархия ценностей морально ответственного предпринимательства близка и Ф.Салманову, который, и в этом пафос всей книги, всю свою жизнь прожил на самоотдаче для людей, товарищей, страны и ее славы.
Эти неприкосновенные ценности своего поколения организаторов промышленности он с большой силой убеждения и отстаивает в книге. Его глубоко тревожит завтрашний день экономики, когда только-только забрезжил выход из депрессии. Он приводит убедительные доводы, что прогнозируемый подъем экономики до 2005 года, ориентиром которого является рост валового продукта до величины, составляющей 74 % от уровня 1990 года, совершенно несбыточен, если в корне не изменить ситуацию с инвестициями в нефтегазовый комплекс России. Опираясь на строгую логику старого доброго балансового метода, беря за основу энергоемкость единицы ВНП, он точно, по годам дает расклад критически необходимых инвестиций, иначе...
Они технократы советской школы со своим кругозором, здравым смыслом и острым чувством ответственности за порученное дело всегда незримо противостояли сонму партийных бонз, руки которых никогда не касались ни нефти, ни чернозема. Салманов прямо отождествляет себя с той традицией промышленников и экономистов-практиков, которая повелась от Красина к Косыгину, Байбакову, Устинову. Увы, эта негласная, но настоящая промпартия никогда не брала верх в непрекращавшемся противоборстве вокруг экономической стратегии с номенклатурными обывателями в застегнутых на все пуговицы френчах и пиджаках.
Книга Фармана Салманова не свидетельство человека, отошедшего от дел. Годы над ним не властны, он все так же весь в делах. Без большого Дела себя не мыслит. После того, как оставил пост первого заместителя министра в упраздненном Министерстве геологии, он осмотрелся и вскоре возглавил акционерную компанию «Роспан интернейшнл», которая ведет разведку и обустройство месторождения в Ямало-Ненецком национальном округе.
«Мы высадились в совершенно неосвоенном районе, где имелась всего одна заброшенная аварийная скважина, рассказывает Салманов. Четыре года строили дороги, базы, буровые, вели разведку. Никаких времянок. Все объекты с полным обустройством. В месторождение вложено уже около 150 млн. долл. кредитных ресурсов. А в нынешнем году добудем до 1 млн. т конденсата, который еще дороже нефти. На этих глубинах еще никто не добывал».
|