Владимир Шитов
Доктор экономических наук, профессор
Современная мировая экономика представляет собой, как известно, не застывшую совокупность национальных хозяйств, а глобальную экономическую систему, в рамках которой происходят динамичные процессы формирования новых очагов интенсивного экономического роста и связанного с ними перераспределения экономической мощи. В этой связи внимание исследователей все больше привлекают тенденции и перспективы экономического развития так называемой «большой четверки» Бразилии, Индии, Индонезии и Китая.
Эти страны имеют ряд общих характеристик. Во-первых, все они относятся к числу наиболее населенных государств. Общее число их жителей составляет примерно 44 % мирового населения. В том числе в Китае 21,3 % населения мира, в Индии 16,6 %. Еще более внушительны данные о трудовых ресурсах. В 1995 году на долю «большой четверки» приходилось 47 % совокупной рабочей силы мира.
Во-вторых, Бразилия, Индия и Китай относятся также к числу крупнейших в мире стран по территории. А в целом «большая четверка» занимает 17,4 % земной поверхности.
В-третьих, в первой половине 90-х годов (а применительно к Индии, Индонезии и Китаю также и на протяжении 80-х годов) экономический рост в странах «большой четверки» был существенно выше среднемирового. Так, в 1992 1995 годах при среднемировом ежегодном росте реального ВВП (в ценах 1992 года, выраженных в долларах по рыночным обменным курсам) на 2,4 % аналогичный рост составил в Китае 12,5 %, в Индонезии 7,6 %, в Индии 5,5 % и в Бразилии 4,8 %. Показатели роста реального ВВП за 1982 1992 годы скромнее, но и они впечатляют: в Китае 10,3 %, в Индонезии 7,1 %, в Индии 5,4 % и только в Бразилии среднегодовой рост реального ВВП в этот период был ниже среднемирового (3 %) и составил 1,8 %.
Аналогичная картина получается и при сопоставлении темпов роста экспорта. В 1981 1994 годах среднегодовой рост мирового экспорта составил 5,5 %. В то же время аналогичный показатель по Китаю равнялся 11,9 %, Индонезии 9,5 %, Индии 7,6 %. В Бразилии среднегодовой рост экспорта составил 5 %, но это все равно выше, чем, например, в среднем по семи ведущим промышленно развитым странам (4,7 %).
Одновременно разительные перемены произошли в структуре экспорта «большой четверки». Если в 1980 году доля продукции обрабатывающей промышленности составляла в нем в среднем 37 %, то в 1993 году уже свыше 67 %. При этом наиболее значительных успехов в облагораживании своего экспорта добилась Индонезия, где доля продукции обрабатывающей промышленности возросла с 2 до 53 %. Разумеется, в структуре экспорта «большой четверки» по-прежнему велика роль товарной группы «готовая одежда» (Индия, Индонезия, Китай) и отдельных сельскохозяйственных товаров. Вместе с тем, рост в их экспорте продукции обрабатывающей промышленности происходил не столько за счет данных товарных групп, сколько за счет товаров долговременного пользования.
В начале 90 годов на «большую четверку» приходилось 4,7 % мирового ВВП, 6 % мирового экспорта и 6,4 % мирового импорта. Эти цифры, конечно, выглядят скромно, хотя, например, доля в мировом ВВП развивающейся страны Бразилии составляет 1,7 %, что несколько выше доли в мировом ВВП Российской Федерации, которую к развивающимся странам причислять не принято, да по большому счету и нет оснований.
В настоящее время Индия и Китай относятся, по классификации Мирового банка, к странам с низким доходом ВНП на душу населения (в 1995 году соответственно 340 и 620 долл.). Индонезия входит в нижний эшелон стран со средним доходом ВНП на душу населения (1050 долл.). Бразилия относится к верхнему эшелону стран со средним доходом ВНП на душу населения (3640 долл.), опережая не только Россию и остальные страны СНГ, но и государства Центральной и Восточной Европы, кроме Венгрии, Словении и Чешской Республики.
Есть все основания полагать, что удельный вес «большой четверки» в мировой экономике существенно возрастет в первые 20 лет третьего тысячелетия. Еще одним аргументом в пользу такого предположения стал опубликованный осенью 1997 года доклад Мирового банка «Глобальные экономические перспективы и развивающиеся страны», содержащий прогнозы экономического роста основных подсистем мирового хозяйства на период до 2020 года.
Согласно этим прогнозам, среднегодовые темпы роста реального ВВП в государствах «большой четверки» в период с 1992 по 2020 год должны в среднем превысить 6 % против 2,4 % для всей мировой экономики и 2 % для стран членов ОЭСР. Для стран с переходной экономикой рост реального ВВП на этот период прогнозируется на уровне вполне комфортных 5,5 %. Не стоит, однако, забывать, что в 1982 1992 годах среднегодовой рост реального ВВП в этой группе стран составил минус 0,7 %, а в 1992 1995 годах минус 5,4 %. В результате в 2020 году на «большую четверку» будет приходиться уже 10 % мирового ВВП против 6 % мирового ВВП у стран с переходной экономикой. Для государств членов ОЭСР прогнозируется понижение доли в мировом ВВП с 81,5 % до 66,7 %.
Еще более впечатляют прогнозируемые для государств «большой четверки» темпы роста экспорта, особенно для Индии (12 % в год) и Китая (10 %). А в среднем ежегодное увеличение экспорта «большой четверки» должно в период с 1992 года по 2020 год составить 9,5 %. Или примерно в 1,7 раза выше общемирового показателя (5,5 %) и в 2,7 раза выше, чем в группе стран членов ОЭСР (4 %). Для стран с переходной экономикой на период с 1992 по 2020 год прогнозируется ежегодное увеличение экспорта на 6,2 %. В результате в 2020 году доля государств «большой четверки» в мировом экспорте должна составить 18,3 % против 3,6 % у стран с переходной экономикой. Наибольший вклад в увеличение доли «большой четверки» в мировом экспорте должен внести Китай, на который, по прогнозам, в 2020 году будет приходиться 9,8 % совокупного экспорта в мире. Для государств членов ОЭСР прогнозируется понижение доли в мировом экспорте с 67,8 % в 1992 году до 40,4 % в 2020 году.
Существенно изменится и структура экспорта «большой четверки». В 2020 году товарная группа «машины и оборудование» будет являться устойчивой областью специализации Бразилии, Индии и Китая во всемирном разделении труда. Одновременно Бразилия и Индонезия сохранят свои сравнительные преимущества по продукции сельского хозяйства, а Индия, Индонезия и Китай по товарной группе «готовая одежда».
Страны члены ОЭСР, хотя и сохранят к 2020 году свои сравнительные преимущества по товарной группе «машины и оборудование», в гораздо большей степени будут специализироваться на экспорте услуг. Что же касается стран с переходной экономикой, то для них к 2020 году прогнозируется только одна устойчивая область международной специализации продукция сельского хозяйства.
Если говорить отдельно о России, то имеются основания надеяться, что она сохранит к 2020 году сравнительные преимущества лишь в производстве ряда видов минерального и энергетического сырья. Ничего не поделаешь! Развал машиностроения и других наукоемких производств происходит быстро, а восстанавливать их предстоит в условиях, когда ниши на международном рынке, некогда занятые российским индустриальным экспортом, будут освоены другими производителями.
Таким образом, к 2020 году прогнозируется, условно говоря, трехуровневая система мировой экономики. На верхнем уровне будут по-прежнему находиться промышленно развитые государства, количественный состав которых в 1997 году расширился за счет Израиля, Сингапура, Тайваня и Южной Кореи и, видимо, еще более увеличится к исходу первых двадцати лет XXI века. Эта группа стран сохранит свое лидерство на новой основе за счет преимущественной международной специализации на высокотехнологичных товарах и коммерческих услугах. Следует отметить, что уже сегодня на туризм, транспортные услуги, связь, финансовые и консалтинговые услуги в совокупности приходится порядка 20 % мирового экспорта. Причем развитие ряда видов коммерческих услуг является критически важным для обеспечения функционирования современной экономики. Достаточно сказать, что в настоящее время большинство компаний в мире тратит больше денежных средств, например, на телекоммуникационные услуги, чем на оплату потребляемого топлива. Поэтому те страны, которые в следующем тысячелетии будут иметь сравнительные преимущества по коммерческим услугам, особенно непосредственно связанным с научно-техническим прогрессом, обеспечат себе стабильный источник долговременного экономического роста и будут образовывать своего рода «технологическую элиту» в мировой экономике.
Второй уровень составят страны, специализирующиеся главным образом на выпуске индустриальных средств труда и других обработанных товаров, более трудоемких по своему характеру. Именно на этом уровне должна утвердиться «большая четверка».
И, наконец, третий уровень будут образовывать страны с преимущественной специализацией на производстве и экспорте минерального, энергетического и сельскохозяйственного сырья.
Прогнозируемое изменение роли «большой четверки» в мировой экономике ставит немало вопросов перед всеми участниками мирового сообщества. Назовем лишь некоторые из них.
Усиление международной специализации «большой четверки» на индустриальных средствах труда и других обработанных товарах (с относительно высокой трудоемкостью) потребует от промышленно развитых стран провести непростые изменения в структуре занятости своей рабочей силы. Связано это с тем, что государства «большой четверки», обладая масштабными и относительно более дешевыми трудовыми ресурсами, будут предлагать на мировом рынке продукцию, относящуюся к вышеупомянутым товарным группам, по более низким ценам, создавая тем самым депрессивную ситуацию для соответствующих отраслей в промышленно развитых странах. Не приведет ли это к социальной напряженности в данных государствах?
Прогнозируемая утрата к 2020 году Индией и Китаем сравнительных преимуществ в производстве сельскохозяйственных товаров позволяет предположить, что свои потребности в продовольствии эти две самые многонаселенные страны мира будут в растущей степени удовлетворять за счет импорта. В то же время, например, ежегодное производство зерна в мире в расчете на душу населения в период 1985 1995 годов не росло, а уменьшалось в среднем на 1,1 %. Не вызовет ли в этой связи увеличение импорта сельскохозяйственных, главным образом продовольственных, товаров Индией и Китаем существенного роста цен на мировом рынке продовольствия, столь опасного для остальной части развивающегося мира?
А как изменится в связи с перспективным индустриальным ростом «большой четверки» и повышением благосостояния их населения спрос на топливные товары? В настоящее время, например, на каждую тысячу жителей в Индии приходится всего 3 автомобиля, в Китае 10, тогда как в ФРГ 500. Рост доходов в странах «большой четверки» неизбежно увеличит и число владельцев личных транспортных средств. А как это отразится на состоянии окружающей среды?
На эти и многие другие вопросы в настоящее время невозможно дать простые ответы. Будущее мирового развития всегда многовариантно. Очень многое будет зависеть от того, получит ли дальнейшее развитие усиливающаяся в современных условиях тенденция к глобализации национальных рынков или, как это уже имело место в начале нынешнего века, на смену интеграции национальных хозяйств в мировой экономической системе придет дезинтеграция, а доминирующую ныне линию на либерализацию международных экономических отношений вытеснят протекционистские тенденции. Не вызывает сомнения только одно: в следующем тысячелетии расстановка сил в мировой экономической системе существенно изменится, и страны «большой четверки» будут играть гораздо более весомую роль и в международной экономике, и в международной политике.
|