Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

ОАО "Уральский завод тяжелого машиностроения" Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение История Искусства и ремесла Акционерная компания "Алмазы России – Саха". Великий алмазный путь
История
№5' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2

ДЖЕНТЛЬМЕН ИЗ УЭЛЬСА В КОВЫЛЬНОЙ СТЕПИ
КНЯЗЬ КОЧУБЕЙ УСТУПИЛ КОНЦЕССИЮ НЕКОМУ ДЖОНУ ЮЗУ. И РОДИЛАСЬ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ – ДОНБАСС



Ирина Поткина
Институт российской истории РАН

Панорама Юзовки
Панорама Юзовки
    История Юзовского завода – первенца южной металлургии – насчитывает уже более ста лет. Рождение старейшего английского акционерного предприятия в России датируется 18 апреля 1869 года – днем, когда был утвержден договор, заключенный российским правительством с британским инженером-техником Джоном Юзом. В кратчайшие сроки он должен был наладить разработку каменного угля и основать производство рельсов. Условия договора были жесткие, но в то же время заманчивые и перспективные.
Джон Юз
Джон Юз (1814 – 1889), учредитель Новороссийского общества и основатель завода. За заслуги перед Россией император Александр II пожаловал Юзу бриллиантовый перстень, серебряные, чайный и кофейный сервизы с подносом, что в семье Юзов впоследствии передавалась как семейная реликвия из поколения в поколение
    Августейшее благословение
    Принимая на себя его исполнение, Дж. Юз рисковал. Ему был известен суровый приговор французского геолога Ле Пле, исследование которого стало для Юза настольной книгой. Признанный авторитет еще в 1837 году утверждал, что в Екатеринославской губернии невозможно организовать самостоятельное металлургическое предприятие по причине скудости железной руды. Правильность выводов геолога, казалось бы, подтверждала неудача с постройкой казенного металлургического завода в Лисичанске, работавшего на местном сырье. Да и князь Сергей Кочубей, который переуступил под обеспечение акциями концессию Юзу, так и не смог сдвинуть дело с места.
    Юз сумел самостоятельно разобраться в этом непростом и рискованном деле. Он тщательно обследовал местность, внимательно осмотрел залежи железной руды и каменного угля, выходившего пластами на поверхность, исследовал пробы и подолгу расспрашивал местных крестьян, промышлявших добычей угля и руд.
    За плечами уроженца городка Мертир-Тидвил Джона Юза (1814 – 1889) был богатый опыт работы на металлургических предприятиях Южного Уэльса. К тому же у себя на родине он прославился еще и как изобретатель. Юз впервые в Англии устроил подъемную машину прямого действия. А в начале 60-х годов XIX века появились и знаменитые "юзовские" лафеты для дальнобойных орудий. Инженерный опыт практика и престиж изобретателя позволили ему привлечь к учреждению "Новороссийского общества каменноугольного, железоделательного и рельсового производств" очень известных и уважаемых в Великобритании людей: железнодорожных подрядчиков, фабрикантов оружия и инженеров. Устав был принят в Лондоне спустя два месяца после утверждения Александром II договора.

    Как привечали инвесторов в старину
    Деньги на строительство завода были собраны в результате открытой подписки на акции. В числе кредиторов оказалась и лондонская банкирская контора "Martin Co", первоначально оставив за собой 1 тыс. акций на сумму 50 тыс. фунтов стерлингов. Со своей стороны правительство России предоставляло ряд льгот: право беспошлинного ввоза из-за границы всех видов продукции, необходимой для устройства и первоначального действия заводов и копей, в течение 10 лет с начала выпуска рельсов попудную премию сверх стоимости на произведенные по казенному заказу рельсы. Заинтересованное в скорейшем пуске чугуноплавильного и рельсового завода правительство гарантировало Юзу дополнительную помощь в виде ссуды в 500 тыс. кредитных рублей, после того как общество употребит на свои цели не менее половины акционерного капитала, т. е. более 1 млн. руб.
Сыновья Джона Юза: Джон Джеймс (сидит) и Айвер.
Сыновья Джона Юза: Джон Джеймс (сидит) и Айвер. Они попе- ременно занимали пост директора-распорядителя.
    Когда 24 апреля 1871 года задували первую домну, Юз не предполагал, что испытает горечь поражения. Через 3 дня работу печи пришлось остановить из-за невозможности поддерживать нужную температуру. Но оказалось, что Юз умеет превращать в победу не только чужие неудачи, но и свои собственные. И все это благодаря таким свойствам характера, как целеустремленность, упорство и работоспособность. Он сумел добиться оптимального режима работы печи, значительно улучшил состав шихты, отрегулировал дутье. Но главное – он первым в железном производстве России использовал минеральное топливо – кокс. 24 января 1872 года Юза ждал заслуженный успех: домна заработала безостановочно и началась выплавка чугуна. Отрадным было и то, что на соседнем Сулинском заводе Пастухова, основанном одновременно с Юзовским, правильная выплавка была достигнута только в 1887 году.
    Одновременно с домной строились заводы по производству железа и рельсового проката с подсобными цехами, начались разработка камня, извести, глины и производство огнеупорного кирпича. В 1874 году Юзовский завод освоил выделку сортового железа и получил казенный заказ на изготовление рельсов. В 1876 году задували вторую домну, с 1879 года стали производить марганцевый чугун. Тогда же получена первая плавка мартеновской стали, и вскоре предприятие перешло на производство стальных рельсов, не уступающих по качеству английским.
    Еще одна удача выпала на долю владельцев Новороссийского завода, во главе которого после смерти Юза стояли его сыновья Джон и Айвор. В 1889 и 1895 годах было приобретено в собственность обширное имение князей Ливенов (потомок этого рода живет сейчас в Лондоне и занимается русской историей), которое более известно под названием Кривой Рог. Завод повысил качество выплавляемого чугуна при экономии средств, добавляя к первоклассной криворожской руде примесь местной, с которой начинал дело Юз.


Доменные печи Юзовского завода
Доменные печи Юзовского завода

    Гран-при российской рельсовой стали
    Географическое положение и экономические условия предприятия оказались чрезвычайно выгодными. Завод был построен при слиянии двух рек над угольными платами. Уголь подавался непосредственно из забоя, так что у Юза не было необходимости сооружать угольные склады. Некоторое время завод страдал от недостатка воды. Но и эта проблема была решена неординарно. В естественных оврагах насыпкой плотин и запруд образовались огромные пруды, которые отлично держали воду в степном климате в сухое летнее время.
Отделение Государственного банка
Отделение Государственного банка
С тех пор искусственные пруды, по здешнему – ставки – стали неотъемлемой частью местного пейзажа. По сей день в Донецке синие терриконы и голубые ставки составляют неповторимый пейзаж.
    Первые 20 лет работы предприятия Юза увенчались успехом. Объемы производства по ряду показателей возросли в десятки раз, например,чугуна – в 18,8, а рельсов – в 24,2 раза. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде общество награждено правом изображения государственного герба, а на Всемирной выставке в Париже в 1900 году продукция завода удостоилась Гран-при. И в начале XX века общество сохраняло прочные позиции в российском производстве, хотя и уступило пальму первенства более молодым предприятиям юга России: Дружковскому, Днепровскому и Петровскому заводам.

Преображенская церковь
Преображенская церковь
    Забывчивые с Даунинг-стрит
    Впервые сведения о продаже контрольного пакета акций Новороссийского общества проникли в печать весной 1911 года. И, как водится, пресса стала основным поставщиком разнообразных слухов, частью неверных, частью сильно преувеличенных. В 1913 году газетчики недвусмысленно указали на причину, почему лорд А. Бальфур (председатель Правления и крупный акционер) решил "выпустить из рук столь значительное предприятие". По утверждению "Биржевых ведомостей", это было связано с техническим отставанием завода, якобы не поспевавшего за прогрессом. На самом деле к этому времени Новороссийский завод пережил реконструкцию, когда была выстроена мощнейшая домна, соперница которой на тот момент имелась только в Америке, и широкомасштабную модернизацию 1909 – 1913 годов, когда были полностью электрифицированы все заводы и шахты. Тем не менее эта крупнейшая сделка не была выдумкой журналистов. Заполучить завод за 33 млн. руб. выразили желание Русско-Азиатский и С.-Петербургский Международный коммерческий банки.
Пожарная команда Новороссийского общества
Пожарная команда Новороссийского общества
    В декабре 1913 года была произведена предположительная оценка предприятиям: минимальная стоимость всех активов определялась в 39102000 руб.
    Первая мировая война на два года задержала осуществление давно обсуждавшейся покупки. В апреле 1916 году могущественный Русско-Азиатский банк выступил в качестве единственного покупателя контрольного пакета акций. Спустя два месяца А. И. Путилов переуступил его Русскому обществу для изготовления снарядов и военных припасов – предприятию, находившемуся под патронатом Русско-Азиатского банка.
Алексей Иванович Путилов
Алексей Иванович Путилов, председатель правления Русско-Азиатского банка, купившего контрольный пакет акций Новороссийского общества
Любопытно заметить, что, несмотря на состоявшуюся сделку, в результате которой сменились хозяева Новороссийского общества, британское правительство в 30-е годы предъявило на него претензии Советской России на сумму 6 млн. фунтов стерлингов. На Даунинг-стрит не хотели уступать ни пенса, но иск вчиняли не сведущие стряпчие, а закусившие удила политики "владычицы морей".
    Талантливый английский предприниматель Джон Юз построил завод в голой степи, дал работу людям и жизнь будущему городу. В благодарность за это поселок был назван в его честь Юзовкой. Быстро разраставшийся фабричный поселок по сути дела уже в начале XX века превратился в город, хотя и не приобрел официально этого статуса. В нем обосновалось несколько частных коммерческих банков, открыл отделение Госбанк, работал международный телеграф, были построены приличные гостиницы, вели торговлю множество лавок, французские буфетные, немецкие пивные бары, русские трактиры.

    Юзовка – образцовый капгород?
    По благоустройству Юзовка превосходила многие губернские города России. Во избежание холерных эпидемий летом улицы поливались обеззараживающей жидкостью. Гордостью Юзовки стал православный пятикупольный собор на 5 тысяч человек, построенный на пожертвования заводоуправления, рабочих и жителей поселка (увы, разрушен людьми, возомнившими, что имеют право переделывать историю). Славилась во всей округе хорошо оборудованная больница на 120 коек с образцовым хирургическим отделением. Говоря о заводском училище, где за небольшую плату учились дети рабочих, современники обязательно вспоминали его огромный актовый зал, предназначенный для занятий гимнастикой, спектаклей и концертов. Рабочие завода играли в духовом оркестре, а ученики училища – в струнном. О социальных начинаниях Новороссийского общества можно говорить еще очень много, но это уже другая история.


Здание Коммерческого училища в Юзовке
Здание Коммерческого училища в Юзовке

    В XX веке Донецк (Украина) превратился в крупный индустриальный город, утратив во многом связь с прошлым. И все-таки вечным памятником Джону Юзу останется построенный им и работающий по сей день металлургический завод.

Статья:   
1
2
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение