Сергей Беков
Заместитель Председателя Государственного таможенного комитета РФ
Для обеспечения национальной безопасности, защиты экономических, политических, военных интересов и создания условий для интеграции в мировую экономику на территории Российской Федерации установлено государственное регулирование экспорта и импорта продукции военного назначения и экспорта товаров "двойного применения". Основополагающими документами, содержащими концептуальный подход и основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в этой области, являются Федеральный Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" № 157-ФЗ от 13.10.95 и Указ Президента РФ "О мерах по созданию системы экспортного контроля в России" № 388 от 11.04.92 .
Порядок экспортного контроля России основан на получении от организаций-импортеров (фирм) и государственных органов зарубежных стран обязательств о неприменении импортируемых товаров и услуг, контролируемых соответствующими национальными и международными режимами, и о нереэкспорте их в третьи страны без разрешения российского экспортера. Эти вопросы согласуются с Комиссией по экспортному контролю РФ при Правительстве Российской Федерации (Экспортконтролем России), рабочим органом которого является Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК России).
Функционирование системы экспортного контроля базируется на обязательном лицензировании и декларировании отдельных видов сырья, материалов, технологий, научно-технической информации и услуг на основе заключений ВЭКа России о возможности экспорта. Требования экспортного контроля распространяются на всех субъектов хозяйственной деятельности, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации независимо от форм собственности.
Система экспортного контроля России затрагивает области ответственности различных ведомств, обеспечивает выполнение совокупности различных по своему характеру функций: от выработки политики и координации в области экспортного контроля до таможенного оформления. В сложном механизме экспортного контроля таможенные органы призваны обеспечить соблюдение мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности за счет:
предотвращения безлицензионного вывоза товаров, содержащихся в контрольных списках России;
выдачи сертификатов подтверждения доставки при импорте в Российскую Федерацию товаров, которые содержатся в контрольных списках страны-экспортера и в отношении которых МВЭС России был оформлен Российский импортный сертификат;
предотвращения несанкционированного реэкспорта вышеуказанных товаров.
В соответствии с действующим национальным законодательством Российской Федерации необходимым условием для экспорта и импорта продукции военного назначения и экспорта товаров "двойного применения" (независимо от страны назначения) является лицензия, выдаваемая на продукцию военного назначения Государственным Комитетом РФ по военно-технической политике (ГКВТП России), а на товары "двойного применения" Министерством внешних экономических связей РФ (МВЭС России). Таможенные органы руководствуются в своей работе актами законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля. Действующая нормативная база, регламентирующая систему оперативного и централизированного контроля за реализацией лицензий и установившая механизмы взаимодействия Государственного таможенного комитета с другими федеральными органами исполнительной власти России, позволяет эффективно контролировать соблюдение установленных нетарифных мер регулирования ввоза и вывоза продукции военного назначения и товаров "двойного применения".
Необходимо отметить, что становление и развитие российской таможенной службы проходили в сложных условиях из-за того, что большая часть таможенных пунктов пропуска как на западе, так и на юге бывшего Союза ССР, отошла в ведение новых суверенных государств. Из почти 61000 км российской границы более 12000 км вновь созданная граница, причем наиболее активная часть российской государственной границы во внешних торговых связях России.
В мае 1993 года Правительство России своим постановлением поручило Государственному таможенному комитету РФ определить зону таможенного контроля вдоль границы с бывшими союзными республиками, провести работу по строительству и открытию новых пунктов пропуска грузов через эту границу. Сложность состояла в том, что финансирование обустройства и развития таможенной инфраструктуры на новых границах осуществлялось исключительно за счет внебюджетного фонда ГТК России, в частности за счет сборов за таможенное оформление.
В настоящее время таможенные органы Российской Федерации представляют собой трехзвенную структуру управления, состоящую из Государственного таможенного комитета, 13 региональных таможенных управлений, 4 специализированных управлений, 149 таможен и 497 таможенных постов. На государственной границе по всей ее протяженности открыты и действуют 133 автомобильных и 54 железнодорожных обустроенных пункта пропуска. Продолжается работа по развитию структуры таможенных органов, намечены комплексные пути решения оперативных, социальных и кадровых проблем.
Сегодня таможни оснащены современными техническими средствами и наряду с традиционными функциями взиманием таможенных платежей, борьбой с нарушениями таможенных правил контролируют поступление валютной выручки от внешнеторговых операций. Они являются органом по контролю за таможенной стоимостью, осуществляют функции радиационного контроля, ведут статистику внешней торговли, контролируют соблюдение нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.
Подготовка квалифицированных специалистов по таможенному оформлению всегда была важной задачей. В 1995 году открылось первое высшее учебное заведение, где готовят специалистов по таможенному делу Таможенная Академия ГТК России.
Российская система экспортного контроля сравнительна молода. Широко применяемая в других странах участницах международных режимов контроля за нераспространением оружия массового поражения система внутрифирменного контроля в России еще не получила достаточного распространения и находится в стадии становления. Поэтому основная нагрузка по контролю за недопущением несанкционированного экспорта товаров "двойного применения" ложится на таможенные органы. Первый опыт работы в системе экспортного контроля показал, что таможенники, руководствуясь кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, не допускают экспорт и импорт неконтролируемых товаров, чем безусловно вызывают нарекания со стороны российских субъектов хозяйственной деятельности участников ВЭД.
В целях повышения эффективности таможенного контроля за перемещением лицензируемых товаров Государственный таможенный комитет Российской Федерации в 1994 году принял решение о создании во всех таможнях специализированных отделов нетарифного и экспортного контроля, на которые были возложены функции по контролю за соблюдением участниками ВЭД нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности. Такие отделы укомплектованы наиболее квалифицированными сотрудниками. Контроль за реализацией на экспорт импорт лицензируемых товаров осуществляется в соответствии с четко выверенной технологической схемой, приведенной в Инструкции об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров, которая утверждена приказом ГТК России № 230 от 23.05.94.
Согласно этой технологической схеме контроль за реализацией лицензии действует на трех уровнях (на уровне таможенного органа, осуществляющего оформление по лицензии, на уровне таможенного органа, в регионе деятельности которого зарегистрирован экспортер-владелец лицензии, а также централизованно, на уровне Государственного таможенного комитета) и предусматривает оперативное взаимодействие между таможенными органами всех уровней.
С момента создания российской таможенной службы (1991 год) проведена большая работа по оснащению таможенных органов информационно-вычислительной техникой и системами связи, созданию единой информационной сети (электронной почты). Разработаны качественные программные продукты. Это позволило повысить оперативность информационного обмена между таможенными органами и автоматизировать многие контрольные функции, в том числе и функции нетарифного контроля.
Практика работы таможенных органов по оформлению товаров "двойного применения" потребовала введения особого порядка их декларирования. Таможенное оформление представляет собой процедуру представления товаров, их декларирование и принятие таможней решения о возможности передачи этих товаров в распоряжение заинтересованного лица. В зависимости от характера и цели ввоза или вывоза товаров они помещаются под определенные таможенные режимы, от которых в свою очередь зависит, какие меры тарифного и нетарифного регулирования к ним применяются. В настоящее время существуют 19 таможенных режимов, в рамках которых могут перемещаться через таможенную территорию Российской Федерации товары и транспортные средства.
Одним из важных направлений работы таможенных органов России является создание и развитие сети таможенных лабораторий, которые играют важную роль в организации контроля, в частности в определении соответствия параметров вывозимых товаров соответствующим экспортконтрольным спискам России.
В настоящее время в системе таможенной службы, кроме Центральной таможенной лаборатории, созданы и функционируют лаборатории на базе Северо-Западного, Северо-Кавказского, Западно-Сибирского и Дальневосточного региональных таможенных управлений. В ближайшее время планируется открытие лабораторий на базе Уральского и Восточно-Сибирского таможенных управлений. В проведении экспертиз на предмет принадлежности экспортируемого товара к спискам и перечням контролируемых товаров участвуют органы ФСБ, ФАПСИ, МВД и Минобороны России, другие компетентные министерства и ведомства.
В целях усиления таможенного контроля за перемещением через границу радиоактивных и делящихся материалов ГТК России проводит работу по оснащению таможенных пунктов необходимыми техническими средствами.
Наряду с обеспечением таможенного контроля за ввозом и вывозом лицензируемых товаров сотрудники отделов нетарифного и экспортного контроля на всех уровнях проводят широкую профилактическую работу по разъяснению существующего порядка вывоза контролируемых товаров и ответственности за несанкционированный экспорт. Нарушение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, в отношении которых действует экспортный контроль, в соответствии с Уголовным кодексом и Таможенным кодексом РФ влечет уголовную и административную ответственность. Статья 78.1 УК РФ гласит: "Незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой либо штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения или ракетных средств его доставки и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой либо штрафом в размере до семидесяти пяти минимальных размеров оплаты труда".
Эта статья направлена на защиту государственных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности и обеспечение выполнения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения. Преступление, предусмотренное ст. 78.1 УК РФ, заключается в осуществлении незаконного экспорта вышеперечисленных товаров, научно-технической документации и услуг, т. е. в случае незаконного вывоза за пределы Российской Федерации.
Вывоз предмета преступления будет незаконным, если он осуществлен в обход установленного специального экспортного контроля, т. е. в нарушение Законодательства РФ, нормативных актов Правительства России, разрешительного порядка вывоза соответствующих товаров. Для квалификации противоправных действий по ст. 78 УК РФ размер контрабанды (стоимость противозаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации предметов (товаров) значения не имеет.
Субъектами преступления, предусмотренного ст. 78.1, могут быть должностные лица и представители предприятий, учреждений и организаций (независимо от формы собственности), уполномоченные на ведение внешнеэкономической деятельности. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица или иного представителя юридического лица по ст. 78.1 УК РФ в силу требований статей 274 и 301 Таможенного кодекса Российской Федерации не освобождает это юридическое лицо от административной ответственности за правонарушение. В соответствии со ст. 274 предусматривается наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией, либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств.
Несмотря на снятие таможенного контроля между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия, в настоящее время продолжает действовать лицензионный механизм взаимной торговли товарами "двойного применения". Государственный таможенный комитет РФ и другие компетентные министерства и ведомства оказывают всестороннюю помощь в организации эффективной системы экспортного контроля в Белоруссии, соответствующей российским требованиям. При Государственном таможенном комитете Белоруссии создано постоянно действующее Представительство российской таможенной службы.
Кроме того, в настоящее время активно ведется совместная работа над документами, касающимися совершенствования механизма контроля за перемещением продукции военного назначения и товаров "двойного применения" в рамках Таможенного союза с учетом международного права. Неоценимую помощь в организации таможенного контроля за продукцией военного назначения и товарами двойного применения оказывают консультации, проводимые с таможенными службами других стран, изучение накопленного ими опыта работы в области экспортного контроля.
|