Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение  АО «Нижнетагильский металлургический комбинат»
Искусства и ремесла История
Искусства и ремесла
№4' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2
3

КОРОЛЕВА РУССКОГО РОМАНСА
О ЧЕМ МЕЧТАЕТ ЗНАМЕНИТАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА



Евгений Хохлов

Лариса Курдюмова     Ларису Курдюмову нет необходимости представлять читателям нашего журнала – с металлургами ее связывает давняя дружба. Великолепная исполнительница романсов и русских песен, солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко не раз выступала в праздничных концертах и культурных программах, участвовала в шефских поездках на предприятия.
    В перерыве между репетициями мы беседуем о главном в творческой жизни артистки – о ее работе в театре. Меняются поколения исполнителей, но вновь и вновь появляются на сцене любимые оперные спектакли: "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Отелло", "Иоланта"... И в каждом – Лариса Курдюмова, заметная даже в небольшой роли. Интересно увидеть ее и на репетиции, пока отдельные фрагменты еще не собраны в единое целое. Вот молодые Ольга и Ленский – хорошие голоса, но движения скованы. И тут на помощь приходит няня Филипьевна (Курдюмова), одним-двумя жестами, интонациями восстанавливая гармонию – к полному восторгу исполнителей и немногочисленных зрителей, присутствующих в репетиционном зале.
    – Искусство оперного артиста заключается именно в том, чтобы соединить вокал и драматургию, – объясняет мне Лариса Алексеевна. – Мало спеть, надо представить человека с его настроениями и страстями. Именно из-за этой трудности многие певцы, обладающие прекрасными голосовыми данными, все-таки не смогли найти себя на оперной сцене.
    Прибавьте к этому искусство перевоплощения и роскошный голос, который принес Курдюмовой славу "королевы русского романса". Ее выступления в жанре музыкальной миниатюры превращены в маленькие спектакли. А потому памятны каждая песня, каждый романс в исполнении Курдюмовой: "Нет, не любил он", "Ночь светла", "Вечерний звон", "Над полями, да над чистыми", "По муромской дорожке", "Гай, да тройка"... Незабываемо и первое появление певицы на телеэкране с теперь уже знаменитой на весь мир песней "Катюша", как олицетворение славянской мощи и красоты.
    Поражает богатство творческих возможностей певицы. Кроме оперных арий, русских песен и романсов, в ее репертуаре – оперетта и мюзикл, а с другой стороны – духовные песнопения. И здесь нет ничего случайного – широта диапазона свойственна русской исполнительской школе, наследующей традиции Обуховой, Собинова, Шаляпина, Образцовой.
    В каждом творческом деле существует понятие профессиональной формы, которую необходимо поддерживать. Для исполнителей-вокалистов она особенно важна. Представьте, какую силу должен набрать голос, чтобы без микрофона преодолеть мощную стену звука, поднимающегося из оркестровой ямы, и быть услышанным в каждом из 50 рядов зрительного зала! Тренироваться приходится как спортсменам, ежедневно занимаясь дыхательной гимнастикой, вокальными упражнениями и физическими тоже. Но этого мало. Нужно, считает Лариса Алексеевна, накапливать в себе духовные силы, чтобы потом заряжать этой энергией слушателей. А берет ее Курдюмова, как сама рассказывает, "от книг и картин, от земли, от каждой травинки и листочка". И особо подчеркивает: "Ни одного дня не начинаю без молитвы".
    Кто-то, шутя, а может и всерьез, назвал ее экологической певицей. Говорят, на концертах Курдюмовой люди вылечивались – отпускали головные и сердечные боли. Не берусь утверждать наверняка, потому что не слишком-то верю в существование экстрасенсорных способностей. Но вот что несомненно: ее голос лечит душу, очищая и возвышая. А это уж точно "дар божий".
    Лариса Алексеевна воспитывалась в детском доме. Оттого преследует ее сегодня настойчивая потребность – повсюду искать свои корни. Она находит их в тамбовском селе, откуда идет линия отца, где жила его семья – семеро сестер и двое братьев. А в своей фамилии нашла тюркский корень "курдюм", что означает "домоустроитель". Порадовалась этому обстоятельству, поскольку более всего ценит и уважает людей созидающих.
    Кстати, догадайтесь, о каком турне мечтает певица? Нет, не по европейским столицам и даже не по городам и селам российским. По металлургическим комбинатам!
    – Предпочитаю держаться за заводскую трубу, – не без лукавства заявляет Лариса Алексеевна, но тут же вполне серьезно объясняет: – Металлурги – люди основательные и любят настоящее, высокое искусство. А оно в наши дни стало дефицитом.

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение