Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Евразия, 2005 год Экономика Горное дело Черная металлургия Цветная металлургия Драгоценные металлы и камни Редкие и редкоземельные металлы Экология Наука и технологии Импэкс-металл Международное обозрение  АО «Нижнетагильский металлургический комбинат»
Искусства и ремесла История
Искусства и ремесла
№4' 1996 версия для печати
Статья:   
1
2
3

БРОНЗОВЫЙ МИР ОЛЕГА ЗАКОМОРНОГО



Григорий Климовицкий
Искусствовед

Олег Закоморный"Для того чтобы не заржаветь,
художник должен как зеницу ока хранить
нравственное здоровье, всю полноту чувств,
все кипение своего сердца".

Сергей Коненков. "Думы скульптора"







    Молодость и мастерство – составные творческого лика скульптора Олега Закоморного. Недавний выпускник художественного института им. Сурикова Олег довольно быстро обрел свою творческую манеру.
    Вслед за Максимилианом Волошиным он может повторить: "Все, что было до меня, – мое". Стиль "модерн", вобравший в себя культуру предшествовавших эпох, как нельзя лучше соответствует творческому кредо молодого скульптора: делать вещи ярко эмоциональными, заразительными и самодостаточными в художественной полноте и правде.
    По тематическому принципу произведения скульптора можно разделить на три группы: анималистическая скульптура, аллегорические композиции и произведения, посвященные балету. Анималистический жанр увлек Олега еще в детстве. Пластическая экспрессия, внутренняя динамика характерны для его произведений "Волк", "Медведь и антилопа", а изысканность линий и пропорций присущи скульптуре "Фламинго".
    В скульптурных аллегориях Олега Закоморного заметно увлечение античностью. Это увлечение испытали в начале XX века многие художники, литераторы, архитекторы. Закоморный отходит от канонов и опирается на свой вкус, как первооткрывателя красоты, создавая нечто новое и неповторимое. Здесь уместно вспомнить слова из знаменитого "Завещания" Огюста Родена: "Остерегайтесь, однако, подражать вашим предшественникам. Уважая традицию, умейте распознать то вечно плодотворное, что она таит в себе: любовь к природе и искренность – то, к чему страстно звали все гении.

Все они обожали природу и никогда не допускали лжи. Таким образом, традиция вручает здесь ключ, который поможет вам избежать рутины". Именно таким "ключом традиции" пользуется О. Закоморный. Преклоняясь перед опытом классики, он прежде всего "вопрошает действительность".
    Его композиции "Леда и Лебедь", "Сон о крабе", "Утро" и "Эос" отличаются поистине классической строгостью, законченной четкостью линий. Вместе с тем, они очень мягки, гибки, изящны, погружены в стихию плавно текущих ритмов: здесь нет и намека на сухую, угловатую геометричность контуров. Им присущи безупречное чувство стиля, цельность видения. Полнокровная чувственность и целомудрие выступают здесь в слитном единстве, и одно служит основой другого. Скульптор стремится как можно более осязаемо высказать обаяние молодого цветущего тела. Но главное в этих произведениях – тончайшая одухотворенность, претворяющая глухую безумную чувственность в светлую поэзию подлинно человеческого творческого начала.
    Как эта одухотворенность выражена пластически в композиции "Сон о крабе"? От мягко повернутой головы словно бы ток пробегает по всему телу. Композиция не расслаблена, а проникнута внутренним движением. Ритмы, паузы, сама "мелодия" этого движения подчинены поистине музыкальным закономерностям.
    Заметную роль в творческой судьбе скульптора сыграла выдающаяся балерина Ольга Лепешинская. Встреча с ней определила тему балета. Балет – искусство быстротечное, стремительное. Его жизнь и восприятие – в пределах короткого сценического действия.
    Какими пластическими средствами выразить этот вид искусства? Олег Закоморный с его стремлением подчеркнуть красоту и безупречность линии, выразительность силуэта и природное чувство ритма добился желаемого результата.
    "Душа танца" – одна из последних, ставшая уже известной, композиций скульптора. Авторитетное жюри, отмечая заслуги выдающихся артистов балета, будет вручать им эту статуэтку. Впечатление от работы такое, будто сама муза танца Терпсихора воплощена в ней. С какой бы точки зрения не взглянуть на эту скромную по размерам статую, очертания ее форм, плавные линии переходов складываются в единый мелодический поток, имеющий и свой запев, и неотразимую логику развития, и легкую, спокойную "коду" – финал.
    Особо следует сказать о любимом материале скульптора Олега Закоморного. Большая часть работ отлита в бронзе. Ваятель тонко прочувствовал пластические возможности этого материала. В анималистической скульптуре бронза выявляет тяжесть, массу, фактуру животных. Но в композиции "Сон о крабе" ее задачи совершенно другие: контраст мягкости, текучести формы обнаженного тела и жесткой поверхности панциря краба.
    Светотеневая разработка поверхности, острота линии, напряжение всех элементов в композициях, посвященных балету, подчеркивают другие качества бронзы, которые извлекает скульптор из этого материала. Это свидетельство широкого профессионального диапазона художника, его постоянного напряженного поиска пластических средств. Как подлинному художнику, О. Закоморному присуще чувство неудовлетворенности. Это вселяет надежду, что в его творчестве появятся новые яркие выразительные средства. Они позволят создать не менее интересные и значительные произведения.

Статья:   
1
2
3
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение