Лев Бардин(Бишкек)
Юридический консультант горнорудной компании "СВМ" (Великобритания)
По данным Центральноазиатского Банка сотрудничества и развития, в 1995 году в Киргизии существенно возрос внешнеторговый оборот. Основные объемы экспортных поставок приходились в 1995 году на электроэнергию, хлопок, табак, медь и изделия из нее. Основной объем импорта машины и оборудование.
Уровень инфляции в Киргизии оказался за прошедший год одним из самых низких в СНГ. В потребительском секторе инфляция была самой низкой за все годы экономических реформ.
Переизбранный на новый срок Президент Киргизии Аскар Акаев постоянно подчеркивает необходимость более активного привлечения иностранных инвестиций в экономику республики. Последовательные шаги по активизации вовлечения иностранного капитала делает правительство республики. Заключены соглашения с Великобританией и США о взаимной защите капиталовложений. Из целого ряда документов, подписанных в последнее время Киргизией и Российской Федерацией, хотелось бы отметить соглашение о создании совместных финансово-промышленных групп и, конечно же, пакет документов о вхождении Киргизии в Таможенный Союз, а также соглашения, подписанные в Москве президентами Киргизии и России.
Но все эти соглашения пока всего лишь многообещающая основа для развития в будущем.
А что же сейчас?
"Чейз Манхэттэн" в торгах не участвовал
Зарубежных инвесторов привлекают в Киргизии только отрасли с наиболее быстрым оборотом средств, а также традиционные сырьевые отрасли, прежде всего горно-металлургическая. Киргизские предприниматели предпочитают размещать инвестиции в дорогое жилье, офисы для частных компаний, строительство торговых предприятий или же использовать денежные средства на торговом рынке. Не способствуют эффективному привлечению инвестиций в промышленность слабая правовая база и недостаточный профессионализм руководителей.
По темпам приватизации Киргизия на лидирующих позициях среди государств СНГ, но качественная сторона дела оставляет желать лучшего. В прессе СНГ уже сообщалось, что серьезной неудачей завершился первый международный аукцион по продаже акций приватизированных предприятий в столице Киргизии Бишкеке. Из выставленных на торги пакетов акций 12 лучших предприятий проданным оказался лишь пакет акций Балыкчинского мясокомбината. А пакет акций Киргизского горно-металлургического комбината, выпускающего монокристаллический кремний, полупроводники и различные редкоземельные металлы, не заинтересовал никого. А ведь, судя по предшествующей аукциону шумной рекламе, в торгах хотели участвовать "сотни иностранных фирм". Ожидалось даже участие всемирно известного банка "Чейз Манхэттэн". Но в зале аукциона не было ни одного представителя иностранных фирм. Эксперты считают, что фактический провал аукциона объясняется, в частности, серьезными просчетами консультантов из американской компании "Прайс Уотерхауз".
По данным Нацкомстата, в Киргизии в настоящее время зарегистрировано свыше 800 предприятий с участием иностранного капитала. Казалось бы, их вклад в развитие экономики должен быть весом. Но на поверку объем произведенной совместными предприятиями продукции составляет всего 2 % валового внутреннего продукта.
Ежегодно в Киргизию приезжают представители многих зарубежных компаний с предложениями по созданию совместных предприятий по геологоразведке, добыче и переработке полезных ископаемых. Но образованных по итогам переговоров совместных предприятий единицы.
Почему иностранные вкладчики только прицениваются и выжидают, а не раскошеливаются? Обратимся к конкретным примерам. Года два назад один крупный политик здесь заявлял, что иностранному учредителю создаваемого совместного золотодобывающего предприятия "хватит" и 20 % прибыли от добычи, абсолютно не принимая во внимание, что киргизское законодательство предусматривает освобождение совместного предприятия от налога на прибыль только в том случае, когда доля иностранного учредителя в этом СП будет составлять не менее 30 %. Мягко говоря, возникает неувязка.
По рекомендации западных экспертов в 1994 году Закон "О налогах с предприятий" был дополнен статьей 40-1 "Рентные платежи за добычу золота": "Предприятия, объединения, организации, занимающиеся разработкой и добычей золота, облагаются налогом на добычу золота (роялти) с установлением ставки налога в размере 30 % от цены реализации золота". Введенный налог сделал добычу золота нерентабельной. Кстати, аналогичные налоги существуют далеко не во всех странах, имеющих месторождения золота, да и величина этих налогов не превышает 5 %.
Ровно через полгода действие этой статьи было отменено Указом Президента Киргизии.
Концессионеры получают гарантию
Принятый в 1992 году Закон "О недрах" предусматривал конкурсный порядок предоставления недр в пользование для разработки месторождений полезных ископаемых. В связи с этим у иностранных инвесторов не было стимула для финансирования геологоразведки. В апреле 1994 года правительством Киргизии было принято постановление, предусматривающее гарантии инвесторам геологоразведочных работ на получение права разработки новых месторождений полезных ископаемых, открытых и разведанных за счет их инвестиций. Такая новелла законодательства способствовала большей заинтересованности иностранных инвесторов. За короткий срок было создано несколько совместных предприятий по разведке и последующей разработке месторождений драгоценных металлов с партнерами из Великобритании, США и Канады.
В отличие от России, где еще нет закона о концессиях, в Киргизии Закон "О концессиях и иностранных концессионных предприятиях" был принят еще в 1992 году. Конечно, этот закон не во всем безупречен, но значительные гарантии иностранным концессионерам он все же дает. Республика могла бы активнее использовать этот закон как рычаг для привлечения иностранных инвестиций.
За годы суверенного существования в Киргизии было создано столько государственных и местных органов, министерств, ведомств и прочих структур, что в нашей среде, юристов и экспертов, бытует поверье, что республика стала занимать первое место в мире по числу чиновников на тысячу душ населения. Очень часто имели место параллелизм и дублирование функций. Так, наряду с Государственным комитетом по геологии, использованию и охране недр, существовала созданная в 1994 году Государственная комиссия при правительстве Киргизской Республики по комплексному использованию минерально-сырьевых ресурсов.
В марте 1996 года в структуру и состав правительства Киргизии были внесены изменения. В частности, Государственная комиссия по комплексному использованию минерально-сырьевых ресурсов была упразднена, а ее функции были переданы Министерству геологии и минеральных ресурсов (так теперь называется бывшая Госкомгеология). В подчинение Министерства геологии и минеральных ресурсов передано Государственное агентство по геодезии и картографии. Очевидно, такое сосредоточение функций государственного регулирования в сфере инвестиций в горнодобывающую промышленность будет способствовать наведению должного порядка в предоставлении и использовании недр.
Весьма актуальной является проблема совершенствования законодательства Киргизии о недрах. Принятый в 1992 году Закон "О недрах", по оценкам местных и зарубежных экспертов, нуждается в значительных изменениях. Специально созданная в Киргизии рабочая группа (а вошли в нее как зарубежные юристы, так и местные специалисты геологи и горняки) в конце 1995 года завершила работу над новой редакцией Закона "О недрах".
"Камеко" на Тянь-Шане
Все сказанное выше вряд ли позволит назвать инвестиционный климат в Киргизии идеальным. Тем не менее, есть все основания говорить о его смягчении. В качестве оптимистичного примера назову инвестиционный проект известной канадской компании "Камеко". В 1992 году компания подписала соглашение с правительством Киргизии о разработке высокогорного тянь-шанского золоторудного месторождения "Кумтор", входящего в десятку крупнейших месторождений золота в мире. Вряд ли канадцы предполагали тогда, что им предстоит в течение полутора лет доказывать в Киргизии законность и экономическую выгоду проекта.
Тем не менее, страсти улеглись и баланс интересов выправлен. Дочерняя компания "Камеко" "Кумтор Операйтинг компани" смогла приступить к практической реализации проекта только в июне 1994 года, когда были заново подписаны в правительстве Киргизии все соглашения по Кумтору.
Надо сказать, что результаты деятельности "Камеко" впечатляют: все работы на месторождении идут по плану. Первое золото Кумтора будет получено уже в начале 1997 года. По данным национального Банка Киргизии, золото Кумтора поднимет валовой национальный продукт на 25 30 %.
|