Виктор Дыгало
Профессор, кандидат военно-морских наук, контр-адмирал
В этом году отмечается славная дата 300-летие Российского флота. Поистине весомый вклад в его становление и развитие внесли и люди металлургических специальностей. Они ковали якоря и отливали пушки. Потом поставляли железо, сталь, броню, титан и алюминиево-магниевые сплавы для корабельных корпусов, надстроек и машин. Сегодня мы рассказываем о первом отечественном металлическом судне.
Идея создания корабля из железа уходит в далекое прошлое. Еще в 1644 году французский ученый Марен Марсенн рекомендовал применять в судостроении вместо дерева железо. Однако лишь после того, как на смену кованым железным плитам пришли катаные листы, английский инженер Дж. Уилкинсон построил в 1787 году в Виллее первое железное судно длиной 21,5 м. На рубеже XVIII XIX веков к металлическим кораблям относились как к чуду. По свидетельству современников, в 1818 году по случаю спуска на воду небольшого железного судна в Клайде (Англия) со всех концов страны устремились люди, "дабы лично убедиться в том, что судно из железа действительно может плавать по воде".
Россия приступила к строительству железных судов позднее западных стран. Но зато российский металлический первенец оказался кораблем уникальным...
| Карл Шильдер |
Более 160 лет назад, в августе 1834 года, в сорока верстах от Петербурга проходили испытания необычного судна. В ту пору, когда в составе русского флота еще не имелось ни одного корабля из железа, да и к самой идее металлического судостроения относились с нескрываемым недоверием, Александровский литейный завод спустил на воду корабль, сделанный целиком из металла. Однако его необычность была не только в этом. Судно могло погружаться, идти под водой и снова появляться на поверхности. Словом, это была первая отечественная цельнометаллическая подводная лодка.
Строил ее на собственные средства военный инженер генерал-адьютант Карл Андреевич Шильдер. Служить Отечеству он начал рано. Когда ему было 20 лет, принял участие в сражении под Аустерлицем. А в 1806 году получил чин подпоручика инженерных войск. Шильдер выдающийся фортификатор. Он внес также заметный вклад в мостостроение, создание бурового оборудования, морских мин и ракет. И, наконец, стал "отцом" первого русского металлического корабля подводной лодки.
Корпус лодки, слегка сплющенный с боков, имел продолговатую яйцевидную форму и был изготовлен из котельного железа толщиной около 5 мм. Обшивка крепилась к пяти шпангоутам. Лодка имела длину около 6, ширину около 2,25, высоту 1,85 м и водоизмещение 16 т. Глубина погружения 13 м. Экипаж 8 человек. Для входа в лодку имелись две башни (рубки) около 1 м высотой и 0,8 м в диаметре. Обе башни закрывались сверху прочными металлическими крышками на шарнирах, которые прижимались к срезам комингсов при помощи винтовых задраек. Для обеспечения непроницаемости крышки по краю комингса была уложена резина. В средней части лодки имелся еще один люк, служивший для погрузки твердого балласта и различных материалов. Этот люк закрывался такой же крышкой, что и рубочные.
Для погружения лодки Шильдер применил оригинальную систему. В днищевой части были установлены конусные ниши, где крепились свинцовые гири. В верхней части этих "воронок" внутри лодки имелись отверстия, через которые пропускались канаты, которые крепились к грузу. Посредством лебедки можно было стравливать груз из "воронки" до грунта подобно тому, как отдают якоря на надводных судах. При стравливании обоих грузов на дно вес лодки уменьшался на 1280 кг.
На лодке имелись и балластные цистерны. При их заполнении забортной водой у лодки с отданными грузами плавучесть погашалась почти полностью и на поверхность выступали лишь небольшие части башен (рубок). Тут достаточно было начинать выбирать канаты отданных грузов с помощью лебедок, чтобы лодка начала погружаться под воду, так как вес лежащих на дне грузов превосходил вес воды в объеме выступающих частей башен. Для всплытия лодки предпринималась обратная операция. Лодка Шильдера погружалась на 13 м как с отданными, так и с поднятыми грузами якорями при условии, что ее плавучесть была близка к нулевой. Вода поступала в балластные цистерны через специальные краны, а удалялась из них поршневым насосом. Устойчивость лодки обеспечивалась свинцовым балластом, отлитым по форме внутренних обводов трюма.
Для движения лодки изобретатель применил особые гребки (весла лопатки), расположенные вне корпуса по два с каждого борта. Гребки были устроены по принципу утиных лапок: при движении вперед для уменьшения сопротивления они складывались, а в рабочем движении назад, т. е. к корме, раскрывались и вся их поверхность встречала сопротивление воды. И таким образом лодка двигалась вперед.
Важно отметить, что можно было изменять угол качания гребков и заставлять лодку двигаться не только прямолинейно, но и всплывать или погружаться. В этом случае работа гребков напоминала движение рук пловца под водой, который благодаря соответствующему наклону рук может погружаться или всплывать. Действием гребков лодку можно было уводить на перископную (и большую) глубину и держать на ходу на заданной глубине, которую контролировали по глубиномеру. Использование гребков с качательным движением на разных углах исключало необходимость применения горизонтальных рулей. Для заднего хода гребки переводились в соответствующее положение.
Для управления лодкой Шильдер применил вертикальный руль, имевший форму рыбьего хвоста с закругленным концом. Руль поворачивался ручным приводом.
В кормовой башне имелась оптическая труба перископ самого примитивного устройства, впервые примененный на подводной лодке. Он состоял из коленчатой медной трубы с двумя отражательными зеркалами. Пользуясь перископом, наблюдатель, находящийся внутри башни, мог обозревать горизонт. Труба могла подниматься и опускаться.
В крышке передней башни была устроена выдвижная вентиляционная труба для освежения воздуха в лодке прообраз современного шнорхеля. Причем этой трубой можно было пользоваться на "перископной глубине". Вблизи неприятеля вентиляционную трубу следовало убирать. Воздуха хватало на часовое подводное плавание.
Вооружение лодки предназначалось для действий против деревянных парусных кораблей того времени. В носовой части, на форштевне, был укреплен горизонтальный бушприт длиной около 2 м и диаметром 12 см. Бушприт заканчивался небольшим гарпуном, шток которого свободно вставлялся в оконечность (нок) бушприта. На штоке подвешивалась пороховая мина весом 16 кг. От нее в лодку шел электрический провод, который соединялся с гальванической батареей. По идее Шильдера, лодка, сблизившись с кораблем противника, вонзала в его борт гарпун с подвешенной миной. Затем лодка отходила, разматывая провод, на безопасное расстояние, после чего производился подрыв мины.
Кроме мины лодка имела ракетное оружие. Вдоль обоих бортов устанавливались трехтрубные станки. Чтобы предохранить уложенные в трубы ракеты от соприкосновения с водой, в передние концы труб вставлялись пробки, прикрытые резиновыми колпаками. При воспламенении ракет с помощью гальванического тока они выбивали пробки и вылетали из труб. При удачном их попадании на деревянном корабле неприятеля мог возникнуть пожар. Кроме зажигательных предусматривался и фугасный вариант ракет. Их изобретателем был прославленный русский артиллерист генерал-лейтенант Александр Дмитриевич Засядко участник итальянского похода А. В. Суворова и Отечественной войны 1812 года. Работая над созданием пороховых ракет, он внес конструктивные изменения в фейерверочную ракету, превратив ее в боевое оружие. Им же была разработана технология производства ракет и созданы специальные станки для стрельбы.
Так более 160 лет назад в России появился первый подводный ракетоносец, которому суждено было получить дальнейшее развитие во второй половине XX века, поскольку лишь в наше время удалось разрешить проблему применения подобного оружия на подводных лодках.
Для перевозки своих лодок водным путем Шильдер разработал проект плавучей базы в виде понтона. Он буксировался вместе с лодкой к месту ее боевого применения. Такая система специальной плавучей базы-матки впервые в мире предложена Шильдером. Базу предполагалось вооружать тремя ракетными станками той же конструкции, что и на лодке.
|