|
|
Журнал |
|
Архив |
|
Подписка |
|
Реклама |
|
САММИТ |
|
Книжная полка |
|
Контакты |
|
В начало |
|
|
|
| |
|
|
|
№3' 1996 |
версия для печати
|
НА"СОКОЛЕ" ПО ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ |
|
Владимир Тулаев
Генеральный директор РАО "Высокоскоростные магистрали"
Проблема расширения, а по сути, восстановления потребления металлопродукции в России одна из животрепещущих в отрасли. Ее способны решить проекты, для реализации которых потребуются десятки тысяч тонн металлоконструкций и материалов. К числу таких начинаний относится проектируемая высокоскоростная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург Москва.
Российское акционерное общество "Высокоскоростные магистрали" (РАО ВСМ) создано в декабре 1991 года в соответствии с Указом Президента РФ № 120 от 13 сентября 1991 года. Основными задачами РАО ВСМ являются строительство и эксплуатация первой в России высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург Москва и выпуск электроподвижного состава специальных высокоскоростных поездов и электропоездов общего назначения. Хочу подчеркнуть: после длительного перерыва в России реализация столь большого по масштабам проекта осуществляется на акционерной основе без прямого бюджетного финансирования.
РАО ВСМ представляет собой общество со смешанным капиталом других предприятий и организаций, государств и частных лиц. В соответствии с уставом РАО государство имеет пакет акций не менее 51 % уставного капитала.
| Сборочный цех АО "Завод Трансмаш" |
Капитал акционерного общества формируется отдельными этапами за счет вкладов акционеров в виде денежных средств, имущества, земли. Материально-финансовую базу для реализации проектов РАО ВСМ создают Указ Президента РФ № 786 от 17 июля 1992 года "О строительстве высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург Москва и организации производства электроподвижного состава" и Постановление Правительства Российской Федерации № 671 от 15 июля 1994 года "О финансовой поддержке государства в создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург Москва". В счет своего вклада в уставной капитал государство передало РАО ВСМ крупные пакеты акций ряда предприятий. Сегодня компания является совладельцем десятков предприятий, в частности Торжокского вагоностроительного завода, Тихвинского объединения "Трансмаш", Волховского алюминиевого завода и нескольких других.
Главная задача компании реализация проекта сооружения первой в России высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург Москва. Построенная в середине прошлого столетия и отвечавшая в свое время самым высоким техническим требованиям Николаевская железная дорога линия Санкт-Петербург Москва полностью исчерпала резервы провозной способности.
Новая специализированная высокоскоростная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург Москва, рассчитанная на движение со скоростями до 350 км/ч, решит проблему пассажирского сообщения между двумя российскими столицами, существенно облегчит транспортную ситуацию в Северо-Западном регионе страны.
| Скоростные поезда в Японии "бегают" уже десятки лет |
Расстояние в 654 км от центра Санкт-Петербурга до центра Москвы высокоскоростные поезда преодолеют без остановки за 2,5 часа. В расписании будут предусмотрены также поезда, делающие остановки на промежуточных станциях, что обеспечит быстрое и удобное сообщение старинных русских городов Новгорода, Твери, Валдая, Крестцев и других между собой, а также с Москвой и Санкт-Петербургом. На магистрали будут эксплуатироваться высокоскоростные экологически чистые поезда нового поколения "Сокол", на которых будет обеспечен широкий диапазон услуг в зависимости от запросов пассажиров.
На данном этапе к программам РАО ВСМ привлечены ведущие проектные, научно-исследовательские институты и университеты страны, конверсируемые предприятия оборонного комплекса, машиностроительные заводы, известные российские и зарубежные фирмы и предприятия, специализирующиеся на проектировании и строительстве высокоскоростных железных дорог, подвижного состава, средств связи и т. п. Среди них Петербургский проектно-изыскательский институт АО "Ленгипротранс", Петербургский государственный университет путей сообщения, Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", ВНИИ "Трансмаш", французская фирма "Софрерай" (СИСТРА), американская компания "Эндрю", архитектурно-проектная компания "Эйч Оу Кей" из Великобритании, Тихвинский завод АО "Трансмаш", акционерное общество "Сила", Торжокский вагоностроительный завод и другие.
К настоящему времени осуществлены экспертизы ТЭО проекта. Их провели Экспертиза при Президенте Российской Федерации, Межведомственная Госэкспертиза Госстроя России и Государственный экспертный совет Минэкономики Российской Федерации. Независимую экспертизу проекта по заказу Российского акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" выполнила французская компания "Софрерай". Исследования подтвердили актуальность и экономическую рентабельность проекта.
На всем протяжении трассы выполнен землеотвод, проведено согласование с владельцами и арендаторами. На участке от Петербурга до Новгорода проводятся работы по очистке от взрывоопасных предметов, оставшихся со времен Великой Отечественной войны. Создается высокоточная геодезическая сеть по всей магистрали. ЦКБ МТ "Рубин" завершает технический проект высокоскоростного поезда "Сокол", а на Тихвинском заводе "Трансмаш" уже осуществляется строительство первого экспериментального состава.
Следует отметить, что и вокзальные комплексы ВСМ в Москве и Санкт-Петербурге являются важными элементами проекта. Высокоскоростная магистраль должна обеспечить прорыв не только в скорости передвижения между двумя столицами, но и поднять на новую высоту планку сервиса, обслуживания пассажиров, которое, как известно, начинается на вокзале.
Специалистами РАО ВСМ совместно с сотрудниками проектных институтов различного профиля был тщательно изучен отечественный и зарубежный опыт проектирования и сооружения крупных вокзалов, аэропортов, других общественных зданий. Сформулирована концепция и подготовлены условия на проектирование вокзально-коммерческих комплексов Москвы и Санкт-Петербурга как крупных транспортно-общественных центров, подобных которым еще не знала отечественная практика. Эти комплексы будут включать собственно вокзалы, а также коммерческо-торговую зону: пассажи и крытые галереи с магазинами, ресторанами, кафе общей площадью около 20000 м2, помещения, предназначенные для сдачи в аренду под офисы, площадью 70000 м2 и гостиничный комплекс площадью 50000 м2, стоянки для автомашин и инфраструктуру взаимодействия с городским транспортом. Естественно, что проектирование и строительство подобных крупных многофункциональных объектов, размещаемых в центре столичных городов, требуют очень ответственного подхода.
РАО ВСМ имеет прочную поддержку своего проекта со стороны городских властей Москвы и Санкт-Петербурга. Мэр Москвы Юрий Лужков провел совещание, на котором принято решение о размещении вокзала ВСМ в районе строящегося "сити" на Красной Пресне. В Санкт-Петербурге мэром Анатолием Собчаком на основании проработок, осуществленных архитектурно-планировочными организациями, определено место для сооружения вокзала ВСМ в районе существующего Московского вокзала на Лиговском проспекте.
| Перед продувкой модели поезда "Сокол" в аэродинамической трубе ЦКБ МТ "Рубин". Экспериментом руководит академик Игорь Спасский (на фото слева) |
К настоящему времени готова концептуальная схема вокзально-коммерческого комплекса ВСМ в Санкт-Петербурге, разработанная архитектурной компанией "Эйч Оу Кеу" (Великобритания) при участии Петербургского института "ЛенНИИПроект". Эскизный проект вокзала представлен на градостроительно-архитектурный совет. Одновременно началось расселение обветшалого фонда с тем, чтобы уже нынешним летом начать строительство Московского вокзала-2.
Параллельно, как уже отмечалось, идут работы по созданию высокоскоростного поезда "Сокол". Осенью прошлого года в Тихвине на базе АО "Завод Трансмаш" состоялось открытие линии по производству таких поездов. К концу этого года опытный образец "Сокола" будет передан компании РАО ВСМ для испытаний. Поезд может эксплуатироваться на всех электрифицированных линиях России, стран ближнего зарубежья и Финляндии. Одновременно РАО ВСМ, владеющая 51 % акций АО "Торжокский вагоностроительный завод", осуществляет выпуск отечественного электропоезда "Былина" для пригородных пассажирских перевозок.
Недавно успешно завершен один из важнейших этапов проекта получено положительное заключение экологической экспертизы. Это вызвало к проекту повышенное внимание со стороны финансовых кругов. Впервые на российском фондовом рынке появились корпоративные ценные бумаги с государственной гарантией облигационный займ РАО ВСМ. Первый выпуск облигаций зарегистрирован МФ России 24 января нынешнего года. Его объем составляет 120 млрд. руб.
Пресса достаточно благосклонна к проекту, объективно освещает все этапы его реализации. В наиболее глубоких публикациях подмечено, что претворение проекта в жизнь это не только создание самой магистрали с соответствующим подвижным составом. Это, в первую очередь, прорыв России в сферу высоких технологий, вхождение ее в мировой клуб стран, способных организовать высокоскоростное движение. Это создание десятков тысяч рабочих мест как внутри РАО, так и во всей смежной структуре, многомиллиардные заказы самым различным отраслям российской промышленности, в частности металлургии. Производство одних только рельсов потребует более 170 тыс. т стали, а изготовление систем электрификации, сигнализации и связи около 6 тыс. т цветных металлов.
Создание высокоскоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом не только вопрос престижа России, а объективная потребность, подтвержденная целым рядом экспертиз. В РАО ВСМ всегда готовы рассмотреть предложения предприятий, связанных с производством и обработкой металлов, по их возможному участию в реализации проекта.
|
|
|
|
текущий номер
предыдущий номер
|
|