Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Черная металлургия Нефть-газ-трубы Драгоценные металлы и камни Наука и технологии Импэкс-металл Редкин и редкоземельные металлы Международное обозрение Искусства и ремесла
Первая линия
№4' 2004 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5
6
7

"МИРОВАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ. ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ."
2-Й МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ САММИТ В МОСКВЕ



 Вильям Шор
 Вице-президент группы СУАЛ

"КОМИ-АЛЮМИНИЙ" - КРУПНЕЙШИЙ ПРОЕКТ
КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ РЕСУРСОВ

Мое выступление будет посвящено проблеме развития российской алюминиевой промышленности и, в частности, крупнейшему проекту создания алюминиевого комплекса в республике Коми, который реализует наша компания. Это производственное объединение, управляемое ОАО «СУАЛ-Холдинг», является одной из двух ведущих вертикально интегрированных компаний российской алюминиевой промышленности, в составе которой осуществляется законченный производственный цикл, включающий добычу бокситов, производство глинозема, выпуск первичного алюминия и изделий из него. Мы располагаем активами в 9 регионах Российской Федерации. Годовой доход компании – около 1,7 млрд. долларов. На предприятиях нашего холдинга занято около 62 тысяч человек.
     Одним из стратегических приоритетов компании является задача сырьевого самообеспечения и создание собственной рудной базы. Эта проблема является ключевой в развитии всей алюминиевой промышленности России. В настоящее время Россия занимает седьмое место по добыче бокситов. Это сырье среднего по мировым стандартом качества сосредоточено в основном на Севере страны и на Урале. Группа СУАЛ контролирует около 83% всех запасов бокситов. Из-за дефицита бокситов страна вынуждена импортировать глинозем, причем в последние годы в связи с ростом производства первичного металла ежегодный импорт глинозема возрос до 4 млн. т. Проект «Коми-Алюминий», предложенный нашей компанией, должен в первую очередь способствовать снижению напряжения в проблеме сырьевого обеспечения.
     Что представляет же проект «Коми-Алюминий»? Речь идет прежде всего о создании крупномасштабного алюминиево-глиноземного комплекса мирового уровня с полным производственным циклом от добычи руды до выпуска первичного металла, в котором интегрированы все современные достижения проектирования, строительства и производства, способы сохранения окружающей среды и социальной защиты работающих. В мировой практике подобные заново создаваемые объекты называют «green field» (то есть строятся фактически с нуля на нетронутой «зеленой лужайке»). Основой проекта «Коми-Алюминий» является Средне-Тиманское месторождение бокситов в Республике Коми, самое крупное на Евразийском континенте, запасы которого оцениваются сегодня в 250 млн. т. Экономическая целесообразность разработки месторождения, открытого более 30 лет назад, была доказана еще в 80-е годы, однако его промышленному освоению препятствовало отсутствие инфраструктуры и отдаленность от транспортных магистралей. Начало освоения Средне-Тиманского месторождения было положено в 1997 году. В то время немногие верили, что за короткое время в тайге при полном отсутствии дорог будет создан мощный горнодобывающий комплекс, отвечающий самым современным технико-экономическим и экологическим требованиям. Предполагается, что в составе комплекса будут развиты мощности действующего Средне-Тиманского бокситового рудника до 6,5 млн.т в год, на базе которых будут созданы мощности по производству глинозема в объеме 1,4 млн.т и по производству первичного алюминия от 300 до 500 тыс.т в год.
     Основные стратегические преимущества проекта «Коми-Алюминий» состоят в следующем:
    -во-первых, значительные запасы бокситов, которых должно хватить, по расчетам, не менее чем на 30 лет. Кроме того, мы ведем разведку в этом регионе, и уже сегодня есть предпосылки для дополнительных месторождений в объеме не менее 50 млн.т;
    -во-вторых, выгодное географическое положение сырьевой базы: месторождение расположено сравнительно недалеко от Санкт-Петербурга и Мурманска; регион имеет неплохое железнодорожное сообщение с промышленными центрами страны;
    -в-третьих, достаточные энергетические ресурсы Республики Коми, в частности наличие запасов природного газа и угля, что позволяет рассчитывать на определенный профицит электроэнергии;
    - в-четвертых, большой практический опыт компании СУАЛ в развитии всех переделов алюминиевого производства;
    - в-пятых, заинтересованность и политическая поддержка на федеральном и региональном уровне.
     Исключительно важным моментом является ввод в эксплуатацию в сентябре 2002 года железнодорожной ветки, которая связала бокситовый рудник с федеральной магистралью, по которой боксит начал поступать на уральские заводы.
    Проект «Коми-Алюминий» можно назвать «зеленым проектом», так как уже в процессе строительства железной дороги мы применили принципиально новые подходы к решению вопросов экологии, тщательно соблюдая все нормативы и используя мировой опыт в области сохранения и охраны естественной окружающей среды. При этом мы постоянно учитывали мнения местного населения.
     С какими проблемами столкнулась наша компания в процессе реализации проекта? Это прежде всего долгосрочные контракты на обеспечение энергоресурсами и привлечение инвестиций.
    Реализация проекта позволит обеспечить прирост производства глинозема в России почти на 50% и позволит существенно сократить дефицит этого сырья.
     Что достигнуто в настоящее время? Во-первых, работает рудник, мощность которого в прошлом году достигла 1 млн.т боксита, а в текущем году составит не менее 1,5 млн.т. Во-вторых, функционирует, как было уже сказано выше, железная дорога, которая обеспечивает поставку боксита на уральские алюминиевые предприятия. В-третьих, завершается подготовка ТЭО на строительство глиноземного и алюминиевого заводов в Ухте и Сосногорске. После согласования соответствующей технической документации компания предполагает уже в этом году начать строительство этих объектов. И наконец, мы ведем активные консультации и переговоры с ЕВRD и другими финансовыми организациями по вопросам кредитования второй очереди проекта.
     Проект «Коми-Алюминий» можно рассматривать как начало нового этапа в экономическом развитии региона, располагающего уникальными природными ресурсами. Реализация проекта существенно повысит экономический потенциал Республики Коми, увеличит ее возможности в развитии перерабатывающих отраслей промышленности, что, в свою очередь, расширит возможности роста занятости населения. Руководство компании СУАЛ-Холдинг уверено, что ввод в строй самого современного производственного комплекса существенно повысит потенциал российской алюминиевой промышленности и ее конкурентоспособность на мировом рынке. 


 Дмитрий Пумпянский
Президент Трубной металлургической компании

ОБЪЕМ ЭКСПОРТА БЕСШОВНЫХ ТРУБ РОС ОПЕРЕЖАЮЩИМИ ТЕМПАМИ
У
важаемые участники конференции, в первую очередь разрешите поблагодарить организаторов за возможность выступить на таком представительном саммите. Я хотел бы поделиться с вами некоторыми соображениями о состоянии и перспективах российского рынка бесшовных труб, их производственных возможностях и путях интеграции в мировой рынок. Как известно, трубная отрасль занимает важное место в экономике Российской Федерации. По итогам 2003 года это 6,1 млн т произведенных стальных труб на сумму 3800 млн долл., 9,5 % объемов черной металлургии страны, более 20 % внутреннего рынка стали. Трубная отрасль — это мощности по производству более 11 млн т сварных и бесшовных труб и около 2 % стоимости основных производственных фондов России. На трубных заводах трудится более 100 тыс. человек.
    Важно отметить, что сегодня российская трубная отрасль на 80 % ориентирована на потребителей внутри страны, которые представляют практически все сектора национальной экономики. Основу отрасли составляют 7 крупнейших заводов, обеспечивающих более 80 % выпуска стальных труб. Доля каждого из этих предприятий составляет от 9 до 14 %.
    Как и большинство других капиталоемких отраслей, требующих консолидации значительных ресурсов, в этом секторе промышленности имели место интеграционные процессы. Крупнейшим из отраслевых холдингов является Трубная металлургическая компания (ТМК), созданная в 2001 году и объединяющая в настоящий момент около 45 % производственных мощностей всей трубной промышленности России. Устойчиво развиваясь с момента своего образования, ТМК нарастила свою долю в отрасли с 19 % в 2001 году до 42 % в — I-м квартале 2004 года. За этот период объемы отгрузки увеличились с 1 млн т до 2,5 млн т стальных труб, а выручка от реализации по итогам 2003 года составила 1750 млн долл.
    Начиная с масштабного освоения новых нефтегазовых месторождений в Западной Сибири в 70-х годах прошлого века, импортные поставки стальных труб на территорию Российской Федерации всегда превышали экспорт. Однако два года назад ситуация изменилась, и впервые объем экспорта труб из России превысил импорт — в 2002 году на 42 %, в прошлом году на 9 %. В изменившихся рыночных условиях увеличение доли российских предприятий в мировой торговле является объективным условием их дальнейшего успешного развития.
    Таким образом, увеличение экспорта – это основа для постепенной интеграции в мировой трубный рынок, что является одной из стратегических задач для всех отечественных трубных предприятий. За 2003 год российский экспорт стальных труб вырос по сравнению с 2002 годом на 26 % и достиг 1014 тыс. т. При этом объем экспорта бесшовных труб рос опережающими темпами по сравнению со сварными, что, на наш взгляд, является закономерным явлением.
    Лидером в экспортных поставках выступает Трубная металлургическая компания. Ее доля в минувшем году составила 58 %. В сегменте бесшовных труб доля ТМК достигла 72 % российского экспорта, а по обсадным и бесшовным линейным трубам — более 95 %. Это, наверное, обусловлено и возрастающим спросом на российские бесшовные трубы, потребляемые мировым энергетическим сектором.
    Следует отметить, что трубная промышленность России всегда занимала одно из ведущих мест в мировом производстве стальных труб. Известно, что на предприятия, расположенные на территории бывшего Советского Союза, в 80-х годах прошлого века приходилось до 30 % объемов мирового производства, при этом доля Российской Федерации составляла около 20 %. За последние 10 лет доля России в мировом производстве стальных труб изменялась в диапазоне от 4,8 до 10,4 %, и начиная с 1998 года мы наблюдаем позитивную динамику этого роста (см. рисунок).
    После некоторого спада в 2002 году общемировое производство стальных труб в 2003 году увеличилось и, по разным экспортным оценкам, составило от 69 до 73 млн т. Страной-лидером продолжает оставаться Китай, который в минувшем году произвел около 15 млн т труб. Российское производство составило 9,5 % от общемирового, в сегменте бесшовных труб доля России достигла 13 %.
    Обострение ценовой конкуренции и критическое снижение рентабельности бизнеса в начале 90-х годов прошлого века послужили основой процесса консолидации производственных активов мировой трубной отрасли. Как результат в течение 5—7 последних лет было практически завершено формирование горизонтально-интегрированных трубных холдингов, таких, как Tenaris, V&M Star, ТМК, которые стали лидерами мирового производства бесшовных труб. В 2003 году доля Трубной металлургической компании в мировом производстве труб составила около 4 %, а в секторе бесшовных труб — 8,8 %. Четыре ведущих мировых производителя бесшовных труб — Tenaris, ТМК,V&M Star, Sumitomo — от 30 % до 75 % своей продукции поставляют за пределы регионов местоположения своих заводов. Тем самым они контролируют более половины мировой торговли бесшовными трубами.
    Созданный три года назад новый игрок на этом рынке, холдинг ТМК пока уступает другим лидерам по доле экспорта. Значительная доля экспорта крупнейших мировых производителей обусловлена тем, что более 50 % объемов их продаж — бесшовные трубы, потребляемые в топливно-энергетическом секторе, а основные районы потребления — традиционные регионы нефте- и газодобычи, разбросанные по всему миру. В последние годы потребление труб мировым топливно-энергетическим комплексом колеблется от 13 до 15 млн т, в том числе нарезных труб, используемых при бурении и добыче углеводородного сырья, так называемых OCTG — до 6,5 млн т, а линейных труб — до 8,5 млн т. По объему выпускаемых бесшовных труб, предназначенных для топливно-энергетического комплекса, ТМК является мировым лидером, а в сегменте технологически наиболее сложной продукции OCTG по итогам 2003 года входит в число трех крупнейших мировых производителей.
    Текущая и прогнозируемая на ближайшие два года ценовая конъюнктура на нефть и газ обеспечивает достаточные денежные потоки нефтегазовым компаниям, позволяя им перевести в активную фазу разработку труднодоступных нефтегазовых месторождений, таких, как российское Приполярье, канадский Север, континентальный шельф Каспия и Сахалина, глубоководный шельф Западной Африки и многие другие регионы, запасы которых раньше не разрабатывались. Такая ситуация обеспечивает на ближайшие два-три года стабильный спрос на трубы, главным образом, бесшовные нефтегазового сортамента и сварные большого диаметра для магистральных трубопроводов.
    Кроме того, процесс слияния и образования крупных мировых нефтегазовых компаний позволяет реализовывать средне- и долгосрочные проекты вне зависимости от колебаний мировых цен на нефть и газ. Это, в свою очередь, уменьшает колебание конъюнктуры и способствует стабилизации мирового рынка бесшовных труб нефтегазового сортамента и сварных труб для магистральных трубопроводов. Вышеуказанная тенденция освоения новых труднодоступных месторождений обуславливает сложность всего технологического процесса добычи, особенно в части увеличения объемов буровых работ. Усложнение за последние 10 лет условий бурения и добычи почти в 3 раза, а также создание соответствующей трубопроводной инфраструктуры повлекли за собой ужесточение требований к техническим и эксплуатационным характеристикам трубной продукции с целью повышения эффективности в долгосрочном плане. Для потребителя она определяется как совокупность показателей качество—цена—срок эксплуатации—сервисные и эксплуатационные расходы. Ограниченность потенциальных возможностей использования сварных труб в условиях высокой эксплуатационной сложности выступает дополнительным фактором, который будет обеспечивать неизменный рост спроса на бесшовные трубы.
    В течение последних 5 лет мировой рынок стальных труб, в отличие от других видов металлопродукции, не испытывал значительных колебаний и наряду с некоторой региональной конкуренцией на нем сложился определенный маркетинговый порядок. На Tenaris, V&M Star и Sumitomo приходится 45 % международной торговли бесшовными трубами. В 2003 году ТМК имеет в ней около 5,4 %, и эта доля по сравнению с 2002 годом увеличилась на 20 %. По нашим оценкам, в ближайшие три-пять лет в результате интеграции национальной трубной отрасли в мировую экономику и при наращивании экспортных поставок доля России в мировом производстве составит около 12 %, а в сегменте бесшовных труб — около 16 %. В мировой торговле бесшовными трубами, которая имеет меньшую географическую привязку и транспортную составляющую экспортных цен по сравнению со сварными, ТМК рассчитывает на увеличение своей доли до 10 %, в первую очередь, благодаря укреплению позиций продукции с высокой добавленной стоимостью — труб для топливно-энергетического комплекса. 


 Анатолий Седых
Президент Объединенной металлургической компании

СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ ТРУБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Н
а долю топливно-энергетического комплекса России приходится около 30 % объема промышленного производства России. В федеральном бюджете эта доля еще выше – 54 %. Протяженность магистральных трубопроводов составляет 217 тыс. км, из которых 151 тыс. км — газопроводные, свыше 46 тыс. км – нефтепроводные и более 19 тыс. км — нефтепродуктопроводы. По этим магистралям перемещается 100 % добываемого газа, 99 % нефти, более 50 % продуктов нефтепереработки. Основные мощности трубопроводной системы были созданы в 70 — 80-е годы прошлого века, а около 10 % — еще в 50 — 60-е годы. Это заставляет с повышенным вниманием относиться к обеспечению безопасной эксплуатации. Не менее важная проблема заключается в том, что существующих мощностей недостаточно, а потому в повестке дня стоит разработка новых экспортных направлений.
    Дальнейшее развитие трубопроводной системы России, а значит и трубной отрасли зависит в основном от следующих факторов:
    — глобальной экономической ситуации и структурных изменений на мировом рынке энергоносителей;
    — эффективности государственной политики в топливно-энергетическом комплексе;
    — масштабов инвестиционной деятельности нефтегазодобывающих компаний и «Транснефти», темпов роста добычи нефти и газа;
    — уровня безопасной эксплуатации трубопроводных систем;
    — качества трубной продукции и нефтегазового оборудования.
    Долгосрочные планы развития отечественного ТЭК находятся в прямой зависимости от тенденций мирового рынка энергоносителей. В мировой экономике произошли заметные структурные изменения. Рост цен на энергоносители — всего лишь следствие более глубоких процессов. На наш взгляд, меняется годами складывавшаяся мировая структура потребления энергоносителей: США, Западную Европу, Японию стремительно догоняют по росту спроса на углеводороды молодые экономики стран Юго-Восточной Азии, Индия, Китай. Так, за последние 20 лет китайская экономика выросла вчетверо, и сегодня КНР реально является вторым после США крупнейшим потребителем энергоносителей.
    Рост потребления обусловлен и ростом населения планеты. Как ожидается, к 2015 году оно возрастет на 1 млрд. и составит 7200 млн. человек. По расчетам Мирового энергетического агентства, спрос на энергоносители в мире увеличится к 2015 году до 240 млн. баррелей в день в нефтяном эквиваленте против сегодняшних 190 млн. баррелей. Для его удовлетворения потребуется на 50% больше газа и почти на треть больше нефти. Географическое распределение спроса не совпадает с крупнейшими центрами производства энергоносителей. По оценке экспертов ВР, более 80 % мировой торговли нефтью сосредоточится в трех регионах — в Западной Африке, в районе Персидского залива и в России.
    Другая заметная тенденция развития мирового рынка энергоносителей, а, следовательно, и всей мировой экономики заключается в том, что ряд регионов-лидеров нефтегазодобычи постепенно сходят со сцены. Истощаются крупные месторождения углеводородов в Северном море, Мексиканском заливе, на Аляске. Напротив, значительный рост производства демонстрируют ряд стран Западной Африки, Каспийский регион и, конечно, Россия. Меняется структура предложения: мировые поставки нефти и газа стали более диверсифицированы.
    Геологическое агентство США прогнозирует, что в ближайшей перспективе предстоит открыть и разведать около 800 млрд баррелей нефти и 4500 трлн кубических футов природного газа. Значит, совсем скоро потребуются масштабные инвестиции в нефтегазодобывающую отрасль. По оценкам экспертов ВР, для удовлетворения прогнозируемого к 2015 году спроса на энергоресурсы потребуется суммарно инвестировать в отрасль более 2 трлн долл. Отсюда следует, что объем инвестиций должен на 40 млрд превысить нынешние 160 млрд долл. ежегодных вложений.
    В России нет новых месторождений-гигантов, подобных Самотлору, а разработка месторождений Восточной Сибири, сахалинского шельфа, Тимано-Печорской провинции требует значительных финансовых вложений. Согласно оценкам экспертов, инвестиции в нефтедобычу в России должны вырасти с 11,5 млрд долл. в 2003 году до 15 — 17 млрд долл., обеспечивая темпы роста отрасли на уровне ежегодных 8 – 10 %.
    Каждый из наиболее крупных мировых потребителей — США, страны Европы, Индия, Китай — крайне заинтересованы в расширении круга поставщиков энергоносителей на свои внутренние рынки. К примеру, США и Китай прорабатывают различные варианты удовлетворения спроса, изучают экспортные возможности России, каспийских стран, других государств СНГ. Персидский залив как всемирный нефтяной центр многих участников рынка уже не устраивает.
    Россия, являясь одним из крупнейших поставщиков энергоносителей на мировой рынок, может стать основным элементом новой инфраструктуры глобального рынка нефти. Но для того, чтобы играть такую принципиально важную роль, надо уже в ближайшее время построить несколько собственных крупных трубопроводов. Это уникальный шанс, и упустить его было бы большой ошибкой.
    Правительство РФ в 2003 году приняло и одобрило Энергетическую стратегию России до 2020 года. В этом документе определены приоритеты развития ТЭК. При этом главным является формирование цивилизованного рынка, и государство, постепенно ограничивая свои функции хозяйствующего субъекта, будет усиливать свою роль в формировании рыночной инфраструктуры. Основные механизмы государственного регулирования предусматривают, в первую очередь, реализацию комплекса мер по созданию рациональной рыночной среды и повышению эффективности управления государственной собственностью.
    «Энергетическая стратегия» — документ, безусловно, замечательный и важный. Но вся беда в том, что он живет сам по себе, в отрыве от реальности. Мы считаем, что, к сожалению, в России нет четкой государственной политики в развитии топливно-энергетического комплекса. То мы развиваем СРП и привлекаем зарубежные инвестиции, то резко меняем налоговые режимы и уповаем на свои нефтегазовые компании. Управление государственной собственностью сводится к участию в работе «Транснефти» и «Газпрома», но нет четких позиций в совершенствовании режимов пользования непосредственно недрами.
    Сегодня государство заявляет, что строит такой-то нефтепровод, а завтра отменяет строительство. Сегодня наш приоритет — Восток, завтра — Запад. Приведу только один пример, связанный с планами строительства нефтепровода из Восточной Сибири. Первоначально планировали построить трубопровод «Ангарск — Находка». Затем появились еще два варианта — «Тайшет — Перевозная» и «Нижняя пойма — Находка». Таким образом, если раньше трубопровод в Находку конкурировал с трубопроводом в Дацин, то теперь обозначилось соперничество между двумя новыми вариантами трассы к Тихому океану: один из них предлагается «Транснефтью», другой — правительством Якутии. Вся эта чехарда в значительной степени сдерживает развитие трубопроводной системы, при том, что ход большинства крупнейших российских нефтегазовых и трубопроводных проектов закреплен в официальных правительственных документах! Но сроки их реализации не соблюдаются, а маршруты меняются в зависимости от лоббистских возможностей сторон.
    Президент страны Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию дал оценку ситуации, потребовав от правительства определиться с выбором новых маршрутов экспорта нефти из России. Минпромэнерго моментально отреагировало на критику, и готово в ближайшее время представить на утверждение проекты развития трубопроводного транспорта по всем направлениям. Мы напрямую заинтересованы в решении этого вопроса: чем раньше правительство обнародует планы, тем быстрее компании приступят к строительству новых нефте- и газопроводов. Неопределенность приводит не только к росту дефицита экспортных мощностей, но и вносит значительные инвестиционные риски в осуществление проектов модернизации производства на трубных предприятиях страны.
    По данным «Транснефти», в 2007 — 2008 годах дефицит транспортных мощностей составит 80 — 120 млн т в год. Сейчас он оценивается в 40 млн т. Прогнозируемый дефицит транспортных мощностей «Газпрома» в связи с возрастающими поставками газа с месторождений Заполярья составит в 2007 году 60 млрд м3 в год — свыше 10 % добываемого в стране газа.
    Такой дефицит должен потребовать значительного увеличения объемов строительства нефтегазотранспортных систем. Из тех проектов, которые с большой долей вероятности будут реализованы, — развитие Балтийской трубопроводной системы до пропускной способности 62 млн т нефти в год, повышение пропускной способности КТК до 67 млн т в год и завершение интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Планируется также строительство новых нефтепроводов на морских шельфах (сахалинские проекты), а также на шельфе Баренцева моря, в рамках освоения Штокмановского нефтегазового месторождения. В сфере транспортировки природного газа основные трубопроводные проекты связаны со строительством магистральных газопроводов, таких, как «Ямал — Европа» и Северо-Европейский. Но строительство перечисленных трубопроводов остается под вопросом.
    С 2000 по 2003 год рост добычи нефти в России составил более 30%. В 2003 году ее было добыто 420 млн т, в этом году прогнозируется 432 млн т. Казалось бы, все благополучно. Но вот что говорилось на завершившейся недавно в Москве конференции «Нефть России: настоящее и будущее». По мнению специалистов, сегодня наращивание добычи происходит при сокращении темпов открытия новых месторождений. Запасов нефти, готовых к разработке, в последние годы стало меньше. Кроме того, через пять лет доля труднодоступных месторождений достигнет 70%. Эксперты предполагают, что к 2010 году объемы добычи нефти в стране начнут снижаться.
    По расчетам, капитальные вложения в нефтегазовое оборудование и трубы должны возрастать на 5 – 10 % ежегодно в соответствии с увеличением добычи и экспорта сырья. В реальности ничего подобного не происходит. Общее недофинансирование поставок трубной продукции за последнее десятилетие составило, по мнению экспертов Союза производителей нефтегазового оборудования, около 5 млрд долл. Растущий дефицит средств, необходимых для нормального воспроизводства основных фондов, сродни снежному кому и может привести к катастрофе. Мы считаем, что государству надо занять конструктивную позицию, и если недостаточно своих источников, надо привлекать частный капитал.
    При любых вариантах развития топливно-энергетического комплекса трубопроводному транспорту необходимо обеспечить надежную и безопасную работу. «Транснефть» начинает реализацию долгосрочной Комплексной программы диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов на 2004 — 2006 годы. Программа 2004 года предусматривает финансирование работ на сумму более 50 млрд рублей. И другие предприятия ТЭК проводят техническую политику, основанную на поддержании трубопроводов в состоянии безопасной эксплуатации. Это выборочные ремонты дефектов, выборочная реконструкция участков трубопроводов по результатам внутритрубной диагностики. Но, к сожалению, выборочный ремонт охватывает лишь около 1,5 % наиболее опасных дефектов. Устранение же основной их массы переносится на отдаленные сроки.
    Есть еще один гарант безопасности трубопроводов – масштабы нового строительства. И в этом смысле особую тревогу вызывает состояние газотранспортной системы. 24 % газовых магистралей эксплуатируется от 20 до 30 лет, а 20 % — более 30 лет. При этом среднее ежегодное обновление труб составляет 600 — 800 км при расчетной потребности около 2000 тыс. км. Если такие темпы сохранятся, то на полное возобновление линейных частей газопроводов уйдет более 100 лет. По мнению специалистов Всероссийского института нефтегазового оборудования, обновление труб в объеме 0,5 % в год не обеспечивает безопасную эксплуатацию газопроводов. Реально необходимая потребность — 2,5 % общей протяженности. Но «Газпром» снизил свои оценки потребления труб за последние пять лет в два с лишним раза, а реальные закупки зачастую были и того меньше. Как результат, интенсивность аварий на российских магистральных газопроводах в пять раз выше, чем на нефтепроводах, и этот показатель продолжает расти. Вывод однозначен: те меры, что принимаются для обеспечения безопасной эксплуатации газопроводов, явно недостаточны.
    ТЭК стоит перед необходимостью сооружения трубопроводов нового поколения, срок эксплуатации которых составит не 30 – 40, а 60 — 70 лет. Так, на Ямале специалисты советуют строить газопроводы, рассчитанные на давление 120 атм. Это позволит сократить капиталовложения на освоение газовых месторождений и значительно уменьшит затраты на транспортировку газа.
    Чтобы удлинить сроки эксплуатации трубопроводов, необходимо масштабное внедрение инноваций не только в трубное, но и в металлургическое производство, а также в средства пассивной и активной защиты трубопроводов, очистки транспортируемых сред. В трубной отрасли более 700 млн долл. в ближайшие три года будет направлено на реконструкцию предприятий. Но такие же усилия должны прилагать и металлурги. Не секрет, что лист российского производства по своему качеству существенно уступает листу из Японии, Германии и даже Украины. Кроме того, с повышением требований к металлу при его производстве на российских предприятиях происходит резкое снижение производительности, что приводит к росту цен на металл.
    Сегодня мы не видим ясных перспектив расширения производства листа с повышенными потребительскими свойствами, в том числе из марок стали более высоких групп прочности, таких, как Х-80. А между тем в мире уже используется сталь Х-100, получена сталь Х-120. В этом году TransCanada объявила об успешном пуске в эксплуатацию и испытаниях магистральных труб Х-120. Они на 50% выше по прочности, чем Х-80, значительно снижают расходы на строительство трубопроводов и облегчают технологические процессы.
    Внедрение новых технологий, следование жестким стандартам качества требует от трубников новых подходов в диалоге с потребителем. Сегодня не все предприятия ТЭК готовы пойти на дополнительные расходы, приобретая трубу с повышенными потребительскими свойствами. Мы сталкиваемся с тем, что крупнейшие газо- и нефтетранспортные компании ставят задачу производить трубы с новыми качественными характеристиками, но не готовы покупать эту продукцию по соответствующей цене. Эта ситуация крайне негативно сказывается на эффективности инвестиционных вложений на одних предприятиях и не стимулирует рост инвестиции на других.
    Считаем, что именно высокое качество продукции становится главным критерием и основой успеха в конкурентной борьбе. Взяв курс на технологическое обновление, Объединенная металлургическая компания победила в международных тендерах на поставку труб для проектов Сахалин-1 и Сахалин-2. Наш Выксунский завод стал единственным среди других российских производителей ТБД поставщиком труб для этих проектов.
    Мы реализуем крупный инвестиционный проект по строительству на Выксунском заводе линии по производству одношовных прямошовных труб диаметром 1420 мм, которые ранее в России не производились. Выпуск первой продукции запланирован в 1-ом квартале 2005 года. К реализации аналогичного проекта приступила «Северсталь», о намерении создать производство прямошовных труб большого диаметра заявил «ЕвразХолдинг». Это, безусловно, обострит конкурентную борьбу, так как потребности предприятий нефтегазового сектора в трубах диаметром 1420 мм, по нашим данным, не превышают 700 тыс. т. А существующие и планируемые к вводу мощности превысят эти потребности в три раза. Именно потому, что рынок ТБД является высококонкурентным, трубная отрасль нуждается в более точных ориентирах для определения потребностей предприятий нефтегазовой отрасли в трубной продукции. Сегодня трубники направляют инвестиции в модернизацию производства с достаточно высокой долей риска.
    Дальнейшее эффективное развитие трубопроводной системы страны возможно лишь при существовании единой и долгосрочной государственной политики. Успешность трубного бизнеса сегодня – это работа «на опережение», способность удовлетворять перспективные запросы клиентов. Поэтому стратегическая задача трубной промышленности России – максимальное насыщение рынка отечественной продукцией высокого качества по приемлемой для потребителя цене. 


 Виталий Садыков
Генеральный директор группы ЧТПЗ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ТРУБНОГО РЫНКА
М
ое выступление посвящено тому, как процессы глобализации повлияют на российский трубный рынок. Прежде несколько слов о нем. Российский трубный рынок в 2003 году превысил 6 млн т. Вместе с другими странами СНГ объем потребления труб составил 8,3 млн т и приблизился к 15 % мирового, что свидетельствует о большой емкости и привлекательности трубного рынка Содружества. Спрос в России за 5 лет увеличился в 1,7 раза и сохраняет положительные тенденции роста. Однако если обратиться к статистике, картина не так уж радужна. Производство труб в России представлено семью специализированными предприятиями, четыре из которых объединены в ТМК, три других являются основой созданных групп и холдингов. Суммарно эти компании выпускают более 80 % всех российских труб, остальные 20 % производятся мелкими и средними заводами, а также металлургическими комбинатами.
    Бизнес на российском трубном рынке имеет особенности, которые, с одной стороны, снижают уровень конкуренции и не стимулируют инновационную деятельность, а с другой, создают благоприятные условия для проведения экстенсивной инвестиционной политики. На наш взгляд, есть некоторые специфические особенности этого рынка.
    Трубный рынок России представлен большим количество сегментов потребления, отличающихся по платежеспособности, инвестиционной активности и темпам развития. Программа социально-экономического развития до 2010 года предусматривает темпы роста ТЭК свыше 10 %, промышленности – 6 – 7 %, электроэнергетики – 3 – 4 %, строительства и ЖКХ – 4 – 5 %. Это скажется на характере и структуре спроса на трубы. Названная выше особенность требует от трубников при реализации стратегии развития непрерывно оценивать риски и преимущества присутствия в различных сегментах потребления, проникать на новые рынки.
    Производство первоначально формировалось под нужды, в первую очередь, ВПК. Это стало причиной создания, в частности, значительных мощностей по производству бесшовных труб. При развитии топливно-энергетического комплекса возникла необходимость создания новых мощностей сварных труб большого диаметра и адаптации существующих прокатных переделов под его нужды.
    Ввиду низких требований, предъявляемых рынком к качеству трубной продукции, ведущая роль в соотношении цена-качество принадлежит ценовой форме конкуренции.
    Трубный рынок находится под давлением двух самых активных российских отраслей, признанных конкурентоспособными на мировом рынке, – металлургической, поставляющей металл для производства труб, и топливно-энергетической, являющейся их конечным потребителем. В чем суть этой особенности? В бизнес-цепочке: закупка металла — производство труб — потребление. Конечный потребитель при значительном перевесе предложения над спросом на нашем рынке, имеет возможность минимизировать цены, полностью регулировать структуру, объем и сроки поставок. Рынок металлов, на котором производится закупка исходных материалов, задает цену и качество товара. Таким образом, он практически полностью формирует затраты трубников. Трубным предприятиям, находящимся между молотом и наковальней, необходимо не только соглашаться на минимальную рентабельность, но и выискивать средства для поддержания конкурентоспособности.
    Что нам даст знание специфических особенностей российского трубного рынка? С одной стороны, поможет оценить его привлекательность. С другой, — выявить проблемы, ограничивающие приход на него иностранного капитала.
    Российский рынок трубной продукции имеет значительный потенциал роста в связи с возрастающим спросом на энергоресурсы и незавершенной и неизбежной структурной перестройкой экономики страны. Высоки объемы ремонта вследствие морального и физического износа фондов труб, особенно магистральных нефте- и газопроводов. Так, ежегодное обновление нефтепроводных труб составляет 1,8 %, газопроводных — 0,8 %, из-за чего сегодня находятся в эксплуатации до 25 % полностью изношенных трубопроводов и их состояние продолжает ухудшаться. Общее недофинансирование за последнее десятилетие, по оценке, составило 5 млрд долл. Вместе с тем, это обуславливает долговременность спроса на трубном рынке, что привлекательно с точки зрения объемов продаж. Предполагаемое увеличение доли высококачественной продукции конкурентоспособных российских отраслей, относительно низкая, в сравнении с мировой, стоимость энергоресурсов и труда создают благоприятные условия для роста доходности поставщиков труб.
    Но почему иностранные компании слабо представлены на российском трубном рынке? Здесь есть ряд проблем. Нет определенности в реализации крупных и перспективных проектов по срокам, объемам инвестирования и вероятности реализации. Низка доходность трубного рынка в сравнении с нефтяным и металлургическим. Высока зависимость эффективности трубной отрасли от конъюнктуры рынка металла и энергоресурсов. Нет прозрачности, открытости трубных компаний для инвесторов. И, наконец, отсутствует благоприятный инвестиционный климат – несовершенство налогового, таможенного и ценового регулирования, сохранение высокого уровня инфляции.
    Есть и вторая группа проблем. Одна их них является определяющей – это высокая конкурентоспособность отечественных производителей на внутреннем рынке из-за привлекательного соотношения цена-качество. Зарубежных производителей сдерживают и высокие транспортные расходы на доставку трубной продукции в Россию, несовершенство системы закупок. Однако для сохранения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе нам, трубникам, необходимо выровнять качество своей продукции с мировым уровнем за то время, пока мы имеем преимущество на внутреннем рынке.
    Для отечественных производителей определяющей является проблема качества. Для потребителя качество должно означать возможность удовлетворить эксплуатационные требования и обеспечить надежность трубопроводных систем. К сожалению, сегодня на рынке сложилась парадоксальная ситуация. Основной потребитель, ТЭК, относится к трубам не как к готовому продукту, а как к материалу, используемому в строительстве, диктует требования к маркам стали, технологиям производства, создании дополнительных характеристик и т.п., в то время как у западных компаний ситуация совершенно иная. Сегодня потребитель нужно не то, из чего и как изготовлен продукт под названием труба, а его конкретные свойства: размеры, отклонения, толщины, характеристики и т.д. Для трубников понятие качества означает, в первую очередь, качество металла, проката, технологий.
    В связи с тем, что производство бесшовных труб создавалось в комплексе с металлургическим производством, катаные трубы в значительной степени до сих пор изготавливаются из собственной заготовки. Но полностью обеспечить себя трубники еще не могут. Для металлургических предприятий производство круглой трубной заготовки малоинтересно. В сравнении с заготовкой под сортовой прокат она заготовка составляет малую долю в производстве металла. Трубникам в этой ситуации необходимо создавать дополнительные мощности для производства заготовок, качество и объемы которых в этом случае будут под их контролем.
    Совсем иная ситуация с обеспечением трубного производства плоским прокатом. Мощностей по его производству у российских металлургов хватает, и эти мощности достаточно загружены. Пути обеспечения растущих требований к качеству плоского проката у российских и зарубежных производителей различны. Зарубежные достигают цели совершенствованием технологического процесса. Российские добиваются требуемого качества стали за счет изменения химического состава. При неудовлетворительном составе по вредным примесям металлурги доводят качество с помощью, в первую очередь, легирующих добавок. Цена на металл при этом становится столь высока, что делает конечный продукт непривлекательным не только для трубников, но, в первую очередь, для потребителей труб.
    Это только один из примеров. Не нужно считать это упреком металлургам. Тут наша общая беда — так сложилась наша металлургическая промышленность. Как решать эти проблемы, мы пока не знаем. Но при таком подходе задача создания высококачественного проката будет откладываться до тех пор, пока металлурги и трубники не найдут взаимовыгодных форм сотрудничества, возможно, вплоть до слияния. Или же металлурги начнут строить сварные станы. Но без решения этой проблемы, одной из основных, мы однозначно проиграем западным металлургам и трубникам, которые вдруг задумают придти на наш рынок.
    Вторая по важности задача повышения качества труб – создание современных технологий их производства. Объявленная трубниками инвестиционная программе производства качественных труб, как бесшовных, так и сварных, содержит современные технические и технологические решения. Однако это решает только часть существующих проблем. На их реализацию потребуется минимум 3 года, инвестиции в объеме до 800 млн долл. Для полной модернизации выпуска бесшовных труб необходимо создать собственное производство качественной заготовки и установить современные непрерывные станы. Сегодня только Волжский трубный завод может производить качественные катаные трубы. Все остальные не способны удовлетворить требования рынка.
    Для модернизации производства электросварных труб, главным образом, труб большого диаметра, необходим переход на новые способы формовки и сварки. Вся программа модернизации трубных производств в полном объеме потребует 5 — 7 лет, не менее 3 млрд долл. инвестиций. Кроме того, необходимо решить еще задачи создания качественного сервиса и формирования системы сбыта на базе западных стандартов логистики. Отмечу, что здесь явно наметились положительные тенденции.
    Подведу итог. Неизвестно, сколько времени есть у трубников для решения названных проблем, но в любом случае в запасе у нас не десятилетия, а всего лишь несколько лет. 


 Джанпьетро Бенедетти
Президент и исполнительный директор компании Danieli

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ И РЕСУРСЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
К
онкурентоспособность российской черной металлургии базируется на богатых природных ресурсах, сравнительно дешевых источниках энергии, высокой профессиональной подготовке инженеров и рабочих. Перед отраслью стоят две главные задачи: повышение эффективности за счет снижения производственных затрат и обеспечение качества металлопродукции. Очевидно, что для реализации этих задач необходимы инвестиции в модернизацию производственных мощностей. Нет сомнений, что результатом этого станет интенсификация производства как с точки зрения сокращения производственных трудозатрат на тонну продукции, так и повышения качества металлопродукции и уровня обслуживания потребителей.
    Все это будет способствовать росту конкурентоспособности, что не только приведет к увеличению экспорта, но и заметно расширит внутренний спрос на качественные металлопродукты. Поэтому я не сомневаюсь, что через несколько лет российская черная металлургия по темпам роста окажется впереди сталелитейной промышленности Европы. В первую очередь, это отразится на экспорте полуфабрикатов, таких, как слябы и заготовка, конкурентоспособность которых в основном определяется стоимостью энергии и сырья.
    Сегодня в России производится 65 — 70 млн т стали в год, причем большую часть производства контролируют в основном три промышленных группы, каждая из которых выпускает от 8 до 17 млн т в год. Оставшуюся долю делят между собой 3 — 4 небольших компании с годовым объемом производства 0,6 — 2 млн т, к числу которых относятся также производители специальных и нержавеющих сталей.
    Большинство предприятий реализуют программы модернизации и реконструкции основных переделов, в первую очередь, сталеплавильного. Это ликвидация мартеновских печей, внедрение конвертерной и электродуговой плавки, агрегатов «ковш-печь» и машин непрерывного литья. Устаревшие заводы, лишенные возможности вести модернизацию, бесперспективны и обречены на закрытие.
    Инвестиционные проекты ведущих российских компаний имеют следующую направленность:
    — развитие и расширение сырьевой базы;
    — развитие инфраструктуры (транспорт, порты, предприятия сбыта);
    — сокращение трудозатрат и повышение производительности труда;
    — развитие ресурсосберегающих технологий и снижение производственных затрат;
    — расширение сортамента и повышение качественных характеристик металлопродукции.
    Эти направления охватывают все переделы металлургического цикла и в целом соответствуют основным тенденциям развития мировой металлургии в последние 15 лет. Так, основными направлениями совершенствование технологии доменной плавки является снижение потребления кокса и рост производительности. В сталеплавильном переделе широко используется технологическая схема «конвертер (или электропечь) – агрегат внепечной обработки (печь-ковш)». Современное производство немыслимо без применения машин непрерывного литья различной модификации, оснащенных системами регулировки и контроля качества.
    В прокатном переделе широко используются различные устройства контроля термомеханических параметров деформации металла, механизмы для повышения качества поверхности и точности размеров проката, приборы неразрушающего контроля и дефектоскопии. Так, в производстве сортового проката нашей фирмой разработаны конструкции клетей повышенной жесткости, специальные калибровочные блоки, намоточные устройства. В последние годы опережающими темпами растет спрос на металлопродукцию с антикоррозионными покрытиями, поэтому современные заводы оснащаются высокопроизводительными непрерывными линиями для оцинкования металла.
    Внедряя и развивая в процессе модернизации эти технологии, российские компании выйдут на уровень ведущих мировых производителей металла. Следующим этапом, по-видимому, явится совершенствование организационной структуры отрасли, создание и рационализация эффективной системы маркетинга и металлоснабжения на базе современных информационных технологий.
    За годы реформ в металлургии был сформирован динамичный производственный и управленческий менеджмент, способный, как показала практика, решать оперативные и стратегические задачи любой сложности. За это время коренным образом изменилась ментальность российской управленческой элиты, сумевшей не только обеспечить получение прибыли и завоевать мировые рынки, но и удовлетворить потребности клиентов.
    Сегодня производимая Россией сталь конкурентоспособна благодаря ее природным ресурсам и ноу-хау, разработанным техническими специалистами и инженерами. Но при этом у российской металлургии есть существенные резервы повышения конкурентоспособности, прежде всего, за счет снижения затрат материальных ресурсов и повышения качества металлопродукции.
    Основными целями проводимой на российских сталеплавильных предприятиях широкомасштабной модернизации в конечном итоге являются увеличение внутреннего спроса и рост экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Это предусмотрено в инвестиционных программах металлургических компаний. Такие программы осуществляются полным ходом. При этом совершенствуются и развиваются модели и методы корпоративного управления и производства. Все это должно обеспечить выход компаний и предприятий на современный уровень. Сказанное выше ведет российскую сталелитейную промышленность к закономерному успеху, к коммерческой состоятельности. В распоряжении ваших металлургов для этого есть руда, уголь и энергия, чем не могут похвастаться многие сталелитейные компании мира. 

Статья:   
1
2
3
4
5
6
7
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение