Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Содержание Первая линия Черная металлургия Нефть-газ-трубы Драгоценные металлы и камни Наука и технологии Импэкс-металл Редкин и редкоземельные металлы Международное обозрение Искусства и ремесла
Искусства и ремесла
№4' 2004 версия для печати

И РОЖДАЕТСЯ ЧУДО



Наталья Баратова

Ю
велир Андрей Ананов считает, что он вывел формулу бессмертия. Во всяком случае, для себя. Его лаконичное послание в вечность — это несколько граммов золота, чуть-чуть бриллиантов, немного эмали, частица души и ветерок вдохновения. И русское клеймо «Ананов».
    Андрей Ананов – заслуженный деятель искусств России, член совета Конгресса интеллигенции России, председатель Российского творческого союза работников культуры, генеральный директор ЗАО «Ананов – Русское ювелирное искусство».
    Персональные выставки произведений фирмы состоялись в Париже, Лондоне, Генуе, Монте-Карло, Мадриде, Стокгольме, Сан-Пауло, Москве, Санкт-Петербурге. В 2000 году произведения фирмы Ананова экспонировались в Оружейной палате московского Кремля. Изделия с этой маркой находятся в коллекциях их величеств королевы Великобритании Елизаветы II, королевы Испании Софии, принца Монако Ренье III, многих знаменитостей, в том числе Альберта Гора, Монсерат Кабалье и других видных деятелей политики, культуры, искусства.
    Андрей Ананов награжден международной премией «Серебряный лев» (Париж, 1991), Большой золотой европейской медалью (Генуя, 1992), орденом имени Карла Фаберже первой степени и званием «Лучший ювелир столетия» (Москва, 2000). 11 июня этого года Общественный совет северной столицы вручил Ананову свою высшую награду – «Признательность Санкт-Петербурга».
    Начало его творческого пути как ювелира обозначено названным клеймом в 1989 году. Именно тогда появилась компания «Ананов – Русское ювелирное искусство». Но тропинку, что привела его к признанию и славе, следует искать раньше этой даты. В 1974 году 29-летний Андрей, имевший диплом Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, уже состоявшийся актер и режиссер, в гостях у приятеля впервые взял в руки хитроумный ювелирный инструмент, попилил надфилем кусочек серебряной проволоки, отполировал на волосяном круге. И… «заболел» ювелиркой. В свободное от работы время Ананов осваивал эту труднейшую профессию. Появились заказы. Сам себе сварщик, кузнец, художник, менеджер, коммивояжер, кассир, шофер, Андрей разрывался между театром, кино и ювелирным делом. Он, уже поставивший много спектаклей, понимал, что в театре не станет Мейерхольдом, А почему не попробовать себя в ювелирном деле? Может, удастся достичь вершин? Андрей рискнул и не ошибся. Сегодня Ананов признан лучшим ювелиром столетия у себя на родине, а на Западе он считается самым известным и дорогостоящим российским ювелиром.
    Андрей Георгиевич считает себя человеком азартным и тщеславным. Может, так оно и есть? Ему всегда хотелось стать звездой. Что ж, в этом вряд ли можно увидеть что-либо предосудительное, тем более если идти к цели совершенствованием мастерства. Именно такой путь выбрал А.Г.Ананов. Правда, время в стране было не самое лучшее для творчества – шла смена формаций, сопровождавшаяся бурными страстями.
    Тем не менее, 15 лет назад в Питере появилась первая в России частная ювелирная мастерская. А через два года знаменитая на весь мир парижская фирма предложила ему контракт. Новая мастерская получила громкое имя «Faberge par Ananov».
    В начале своего ювелирного пути Андрей Ананов четко сформулировал сверхзадачу, выражаясь театральным языком. Он решил добиться возвращения ювелирного искусства на тот уровень, до которого в свое время дошла фирма Фаберже. Думал, это и будет его собственным максимумом. Но высочайшего успеха добился уже через семь лет.
    Сегодня, считает А.Г.Ананов, мастера его фирмы во многом превзошли большинство мастеров времени Фаберже. Будучи поставщиком Двора Его Величества, знаменитый ювелир мог распределять заказы, на которых ставил потом собственное клеймо. У Фаберже было много своих мастеров, но были и такие, с кем он работал по контракту, не успевая подчас контролировать качество работы. Так появлялись совершенно разные изделия, и высочайшего класса, и средние, задавленные обилием накладных деталей, далеко не всегда изящные и совершенные.
    Ювелиру Ананову не приходится краснеть за изделия с клеймом «Ананов». Сам он говорит, что работает для профессионалов. Ювелирное искусство — это тоже своего рода театр, в котором по-настоящему оценят спектакль, в первую очередь, специалисты. И он горд, что ни один настоящий ценитель не скажет, что Ананов делает халтуру. Он сам художник, и других художников в фирме нет. Так повелось с первого дня. В ювелирном деле, считает Андрей Георгиевич, есть важная особенность: художник обязан сам уметь сделать то, что нарисовал. Однажды мастер сказал Ананову, глядя на рисунок: «Это сделать невозможно». Андрей Георгиевич сел и сделал. Больше никто и никогда не произносил при нем слова «невозможно». Ананов придумывает, рисует, потом дает задание мастерам. И рождается чудо. 

 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение