Конференции МЕКонференции
Подписка | Архив | Реклама в журнале english edition
Журнал
Архив
Подписка
Реклама
САММИТ
Книжная полка
Контакты
В начало

Западно-Сибирский металлургический комбинат  Содержание Первая линия Евразия, 2015 год Экономика Черная металлургия Нефть-газ-трубы Цветная металлургия Импэкс-металл Проекты и предложения История  Metal Bulletin – специально для России
№3' 2004 версия для печати
Статья:   
1
2
3
4
5

Новая ситуация на рынке магния



Дженни Вилкинсон(Jennie Wilkinson)

С
егодня, когда на Западе осталось всего три производителя первичного магния, Китай быстро вышел в лидеры поставок этого металла. Однако Китаю потребуется немало усилий, чтобы убедить остальные страны использовать именно его магний     Наращивание поставок магния стало, пожалуй, одним из самых значительных успехов Китая, так как ни на каком другом рынке западный мир не чувствует лидирующего положения этой страны более остро, чем на рынке магния.
    Обеспечивая по крайней мере 40 % мирового объема поставок магния без каких-либо признаков снижения темпа и имея возможность дешево производить этот легкий металл, Китай заметно опередил западных конкурентов, из которых остались лишь три наиболее крупных страны-производителя первичного магния: США, Канада и Израиль.
    Число китайских производителей магния, хотя и сейчас маленьким его не назовешь, значительно сократилось -- с 500--600 предприятий в 1994 году до 50--60 экономически эффективных в настоящий момент, со средней производительностью около 3000 т/год каждое. Тем не менее магниевая отрасль Китая по-прежнему испытывает переизбыток нерентабельных производственных мощностей, при этом и сами производители, и правительство пытаются консолидировать экономически убыточные предприятия с тем, чтобы решить эту проблему.     По данным расположенной в США Международной ассоциации производителей магния (IMA-International Magnesium Assn) в 2002 году на мировой рынок было поставлено 365 тыс. т первичного магния, тогда как в предыдущий год объем поставок составил 330 тыс. т. По прогнозам IMA, в этом году общий объем мировых поставок увеличится на 6,2 % и достигнет 388 тыс. т.     Из общего производства 2002 года на долю западных производителей приходится 160 тыс. т. 206 тыс. т приходится на КНР и СНГ, причем общие поставки стран бывшего Союза в сумме составили 60 тыс. т, что больше, чем в 2001 году. В 2002 году суммарный объем поставок магния из этих двух регионов (Китая и СНГ) впервые превысил объем поставок западных стран. В то же время Китайская ассоциация производителей цветных металлов сообщает, что в 2002 году объем производства магния в КНР оказался даже несколько больше -- 231700 т.     Самыми крупными конечными потребителями магния являются производители алюминиевых сплавов, на долю которых приходится около 40 % всего спроса на этот металл. В 2002 году поставки магния в этот сектор составили более 145 тыс. т, что на 3 тыс. т больше, чем за предыдущий год (см. таблицу). По оценкам IMA, из этого количества около 90 тыс. т приходится на поставки магния из Канады и СНГ, что на 23 тыс. т больше, чем в 2001 году. В региональном срезе в прошлом году объем потребления магния для производства алюминиевых сплавов распределился так: 56 тыс. т магния пришлось на долю США и Канады и почти 43 тыс. т - на страны Западной Европы.     Рынок сплавов для литья под давлением является еще одним крупнейшим потребителем магния. Здесь объем использования составил 128 тыс. т, что на 19 тыс. т больше, чем в 2001 году. Из этой цифры на долю Китая и стран СНГ приходится почти 44800 т первичного металла, что приблизительно на 19 тыс. т больше, чем в предыдущем году. В прошлом году объем потребления этого сектора в США и Канаде составил более 60500 т, а в западной Европе более 43500 т. Потребность в магнии для десульфурации стали -- третьего по значимости сферы конечного потребления магния -- составила в 2002 году около 57 тыс. т (см. таблицу).     Серьезное влияние
    Китайские поставки коренным образом изменили общую картину на мировом рынке первичного магния. Фактически сегодня, если Китай прекратит свой экспорт, на мировом рынке возникнет острый дефицит первичного металла.     "Если бы Китай прекратил свои поставки, это могло бы вызвать серьезный кризис на западном рынке магния", -- говорит Клайв Берстоу (Clive Burstow), главный специалист по рынкам легких металлов аналитического центра Metal Bulletin Research.     И это если учесть, что экспансия Китая произошла в рекордно короткий срок -- всего каких-то 10 лет назад Китай этот металл исключительно импортировал. "Китайские поставщики сохранят свои доминирующие позиции на рынке первичных металлов, заполняя собой все ниши, возникающие на этом рынке по мере его роста", -- говорит Деррик Вебб (Derrick Webb), вице-президент по реализации и маркетингу компании Hydro Magnesium -- крупнейшей в мире, специализирующейся исключительно на производстве магниевых сплавов.     Hydro Magnesium, основной причиной, по которой Китай стал наиболее привлекательным регионом производства магния, является то, что здесь инвестиционные затраты на две трети ниже, чем на Западе. "Производители первичного магния расположены главным образом на северо-западе Китая, и основная масса магния направляется на экспортные рынки", -- говорит Свейн Ричард Брандтзейг (Svein Richard Brandtzaeg), президент компании Hydro Magnesium.     Являясь первым западным производителем магния, начавшим работать в Китае, компания Hydro Magnesium в 2001 году инвестировала средства на строительство в Ксиане (Xi'an) завода по производству магниевых сплавов мощностью 10 тыс. т в год. В Китае расположены главным образом производители первичного сырья, а основная часть мирового производства магниевых сплавов сконцентрирована на Западе, так как именно он располагает самыми передовыми технологиями для выпуска таких сплавов.     Тем не менее, по мнению некоторых производителей магниевых сплавов, в самом ближайшем будущем следует ожидать экспансии китайской промышленности и в этом секторе, так как рынок магниевых сплавов демонстрирует стабильный рост. И хотя для производства сплавов требуется сырье очень высокого качества, несомненно, китайская промышленность в будущем будет пытаться освоить и это производство.     Западные потребители по-прежнему не удовлетворены качеством китайского металла. "В китайском магнии присутствует огромное количество нежелательных примесей, но при этом Китай всячески пытается улучшить качество экспортируемого сырья. Эта страна вполне в состоянии дать своему потребителю то, что он хочет, -- говорит Берстоу, при этом добавляя: -- Отрасль должна преодолеть свое отношение к Китаю как к какому-то монстру. Гораздо больше пользы будет в том, чтобы западные производители приняли его как факт и научились с этим жить".     Страны СНГ также являются очень важным регионом производства магния. Здесь расположены три основных производителя: Соликамск и АВИСМА в России общей производительностью приблизительно 35 тыс. т в год, и Усть-Каменогорск в Казахстане производительностью 5 тыс. т в год.     По прогнозу MBR, в этом году Китай планирует произвести 180 тыс. т первичного магния и в сумме со странами СНГ производство этих двух регионов составит в 2003 году около 220 тыс. т.     Всего пару лет назад западный мир насчитывал одиннадцать производителей первичного магния. Сегодня их осталось только три: американская компания US Magnesium, прежде известная как MagCorp, с производственной мощностью 43 тыс. т в год, израильская компания Dead Sea Magnesium, которой принадлежит завод мощностью 33 тыс. т в год, и канадская Hydro Magnesium, являющаяся владельцем завода в Ванкувере мощностью 48 тыс. т.     В Западной Европе в 2001 Hydro Magnesium закрыла свои заводы в Порсгранне, Норвегия, обвинив их в содействии увеличению экспорта дешевого первичного магния из Китая.     В довершение общей картины еще один факт: в Европе не осталось ни одного производителя первичного магния после того, как в прошлом году компания Pechiney закрыла свой завод в Маригнаке (Marignac) во Франции. Вскоре после этого, в 2002 году в США промышленная группа Alcoa закрыла магниевый завод своей дочерней компании Northwest Alloys.     Но и на этом "варфоломеевская ночь на западной стороне", как окрестил череду закрытий магниевых предприятий Берстоу, не закончилась. В этом году другой канадский производитель первичного алюминия -- группа Noranda законсервировала в Магноле (Magnola), провинция Квебек, по крайней мере на год свой магниевый завод мощностью 58 тыс. т в год, что стало следствием глобальных структурных изменений на мировом рынке, вызванных, в первую очередь, экспансией дешевой китайской продукции.     Запустят ли производство снова
    "Никто не знает, будет ли проект Noranda иметь какое-то продолжение. Трудно сказать, рискнет ли кто-то из западных производителей вновь запустить свои законсервированные производства. В любом случае, они полностью не закрыты, и компании имеют средства для инвестиций, -- говорит Бернард Клоссет, представитель IMA в Европе. -- Я надеюсь, что законсервированные мощности снова будут запущены".     В то же время Джеймс Бернард, независимый консультант по рынку магния, считает: "Если Китай будет выбрасывать на рынок свой металл в том же темпе, вряд ли западный мир оправится от этого".     По мнению IMA, закрытие проекта Noranda стало основной причиной резкого снижения поставок и товарно-складских запасов западных производителей. Во втором квартале этого года объем поставок западных компаний еле-еле достиг 36 тыс. т, что на 12,3 % ниже по сравнению с 41 тыс. т в первом квартале и на 13,5 % ниже по сравнению с 41600 т во втором квартале предыдущего года. В конце второго квартала нынешнего года товарно-складские запасы составили 12600 т, что на 33 % меньше по сравнению с 18800 т тремя месяцами раньше и почти на 54 % ниже по сравнению с 27300 т год назад.     Аналогичные проблемы в полном объеме стоят и перед инвестициями в магниевый бизнес Австралии. Всего лишь год назад этот регион был выделен как наиболее благоприятный для магниевых проектов. Тем не менее магниевая корпорация AMC законсервировала реализацию проекта строительства завода в Стэнвеле (Stanwell) мощностью 90 тыс. т после того, как ей не удалось найти финансовой поддержки корпоративных партнеров для покрытия непредусмотренных в проекте расходов.     Однако даже этот печальный пример не смог повлиять на решимость компании Australia's Magnesium International реализовать свой план строительства плавильного завода в Самаге, несмотря на то, что ей не удается набрать необходимых 8,3 млн австралийских долларов (5,4 млн долларов США) оборотного капитала. На сегодняшний день удалось собрать только 2,9 млн австралийских долларов.     Другие изменения, затронувшие рынок, касаются весьма болезненного вопроса торговых барьеров. Европа сняла свою антидемпинговую пошлину на китайский магний в апреле этого года, что было давно обещано Европейской комиссией после того, как Pechiney, последний производитель магния в Европе, закрыл свое производство в 2002 году.     Теперь остается лишь предположить, что после отмены таких пошлин может произойти на свободном европейском рынке с включающей пошлину ценой, которая в середине октября в среднем составляла от 1850 до 1950 долл./т (см. график). В середине октября в Китае свободная рыночная цена на условиях франкозавод находилась на уровне между 1620 и 1650 долл./т.     Автомобиль стимулирует рынок
    Хотя структура базовых поставок в отрасли может меняться, основной движущей силой в ней по-прежнему остаются традиционные рынки конечных потребителей, к которым в наибольшей степени относится автомобилестроение.     Магниевые сплавы для изготовления деталей автомобилей методом литья под давлением являются наиболее динамичным сектором рынка металлов, который на протяжении последнего десятилетия демонстрировал ежегодный рост в 15 %. Согласно прогнозам компании Hydro Magnesium, которая считает себя крупнейшим поставщиком магниевых сплавов для автомобильной промышленности, такая тенденция сохранится, при этом в течение следующих 5 лет годовой рост на европейском автомобильном рынке магниевых сплавов для литья составит 12 %.     Если посмотреть географию спроса, то, по данным господина Вебба (Webb) из компании Hydro, в 2002 году доля Европы в совокупном спросе на магниевые сплавы для литья под давлением составила 34 %, тогда как на долю Азии пришлось лишь 14 %, причем доля рынка каждого из этих двух регионов продолжает увеличиваться. Северная Америка, напротив, потеряла свою долю рынка с 70 % в 1996 году до 48 % в прошлом году.     По мнению Hydro Magnesium, сегодня в автомобилях европейского производства в среднем применяется около 2,5 кг магния. При этом ожидается, что количество деталей из магниевого сплава, используемых в европейских автомобилях сегодня -- а это около 300 наименований, -- в течение следующих десяти лет увеличится в два раза. В частности, в Европе основной объем магниевых сплавов, почти 85 %, используется для производства колес управления. Магниевые сплавы применяются и в других системах автомобилей, например, в двигателях, интерьере салонов, деталях кузовов и системах безопасности.     Что касается автомобилестроения, то здесь, вероятно, наиболее важным сектором роста потребления магниевых сплавов станет именно двигатель, поскольку сегодня получило начало создание высокотемпературных сплавов. "Большинство магниевых сплавов традиционно применяется для изготовления деталей, работающих при невысоких температурах, таких, например, как приборные щитки и рулевые колеса управления, -- говорит Вебб (Webb). -- Однако сегодня БМВ, например, делает из магниевого сплава целый блок для своих двигателей, что, по сути, является первым серьезным опытом применения магниевого сплава для высокотемпературных задач".     Несмотря на прогнозируемый в среднесрочной перспективе рост спроса на магний для литья под давлением, некоторые производители автомобилей в последнее время стараются не использовать этот материал. "При изготовлении деталей автомобилей магний может полностью заменить собой алюминий. Магниевый сплав легче обрабатывать и шлифовать, но при этом он значительно дороже алюминия. В конце концов выбор материала всегда определяется его ценой", -- объясняет Бернард.     "Производители автомобилей сегодня не имеют надежных поставок этого материала, учитывая целый ряд недавних закрытий магниевых предприятий на Западе и нежелание покупать этот материал у Китая, -- говорит Берстоу. -- Пытаясь сэкономить деньги в условиях сегодняшней неопределенности западной экономики, автостроители существенно затормозили свои исследования в области создания новых магниевых сплавов и деталей из них". В подобной ситуации автомобилестроение будет придерживаться тех материалов и технологий, которые им хорошо знакомы.     По прогнозам Hydro Magnesium, хотя развитие технологий литья под давлением и будет, скорее всего, основной движущей силой рынка магния, тем не менее рынок алюминиевых сплавов (а именно он является основным потребителем этого металла) продолжает, хотя и медленно, расти в среднем на 1--2 % в год. Как отмечают специалисты Hydro Magnesium, характерно, что сегодня некоторые производители алюминиевых сплавов начинают все более активно использовать магний для создания новых видов сплавов -- хорошая новость для производителей магния.     И хотя будущее западных поставщиков магния остается неопределенным, роль Китая в среднесрочной перспективе вполне ясна. "Если конечные пользователи не будут покупать магний у Китая, то им будет сложно приобрести этот материал где-либо еще, -- говорит Бернард. -- Китай действительно мог бы оказать существенную поддержку рынку магния, если бы западный мир научился с этим жить".

Статья:   
1
2
3
4
5
 текущий номер


№ 6, 2011


 предыдущий номер


№ 5, 2011






 
назад
наверх

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

© ООО "Национальное обозрение", 1995 – 2011.
Создание и поддержка: FB Solutions
Журнал "Металлы Евразии" зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в качестве электронного средства массовой информации (свидетельство от 17 сентября 2002 года Эл № 77-6506).

Материалы, опубликованные в журнале, не всегда отражают точку зрения редакции.
За точность фактов и достоверность информации ответственность несут авторы.



Национальное обозрение